Род ·Совки - Otus | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род ·Совки - Otus

Род Совки - Otus

Крупнейший род сов, включает 63 вида, а с добавлением близких родов Pyrroglaux, Gymnoglaux, Ptilopsis, Mimizuku - 68 видов. Иногда большинство западного полушария выделяют в роды Megascops и Macabra. Мелкие или некрупные, преимущественно насекомоядные совы. Лицевой диск неполный, заметные «ушки» (пучки перьев по бокам головы), пальцы голые или с жёсткими щетинками. Сложенные крылья заходят за край хвоста.

Окраска у совок очень разнообразна, рыжеватая, буроватая или сероватая с пестринами, хорошо маскирующая совок на дереве. Радужина от желтой до темной.

Совки распространены по всем материкам, кроме Австралии, включают множество островных форм, некоторые северные формы перелетны. По меньшей мере 12 видов включены в Красную книгу МСОП. В России три вида. Обыкновенная совка, сплюшка, или зорька (О. scops), распространена на востоке России до Прибайкалья, зимует в Африке и юго-западной Азии. Длина тела 20-21 см, весит около 80 г.

Совки обитают в лиственных лесах, парках, садах. Гнездится в дуплах, старых сорочьих гнёздах, в норах, в обрывах. В кладке 2-5 яиц, насиживает самка 24-25 суток. Питается насекомыми, реже мелкими птицами, грызунами. На Дальнем Востоке сплюшку заменяет близкий вид - уссурийская совка, или восточная сплюшка (Otus  sunia), здесь же обитает более крупная ошейниковая совка (Otus bakkamoena). На юго-восток России возможны залеты буланой совки (Otus brucei) из Средней Азии.

По материалам: Е.А.Коблик. Разнообразие птиц. Часть 3. М., Издательство Московского университета, 2001.