Отряд ·Бескрылые, или ·Кивиобразные - Apterygiformes | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Отряд ·Бескрылые, или ·Кивиобразные - Apterygiformes

Отряд Бескрылые, или·Кивиобразные

Отряд Бескрылые, или Кивиобразные - Apterygiformes - включает одно семейство — киви (Apterygidae) с 1 родом и 3 видами.

Киви - нелетающие бескилевые птицы. Размеры для бескилевых птиц небольшие — масса 3—3,5 кг, длина 50-80 см. Тело покрыто волосовидными перьями. Характеризуются наибольшей редукцией крыльев. Ноги четырехпалые. Клюв длинный, тонкий, ноздри открываются на самой вершине клюва. Сильно развиты обонятельные полости, что указывает на хорошее развитие обоняния. У основания клюва имеются чувствительные щетинки — вибриссы. Скелет не пневматичен, язык рудиментарен, рулевые перья отсутствуют. Самки крупнее самцов.

Распространены киви на островах Новой Зеландии.

Численность киви все время уменьшается, и область их распространения сокращается. С 1921 киви находятся под охраной закона. Большое значение в охране киви имеют крупные лесные заповедники. В местах, где предполагаются вырубка и раскорчевка леса, киви отлавливают и переселяют в местности, где они обитали прежде.

Наиболее широко распространен — встречается на обоих островах Новой Зеландии и на острове Стьюарт — обыкновенный киви (Apteryx australis). Это самый крупный вид в отряде: высота птицы 20—55 см. Обыкновенный киви, как и представители других видов отряда, живет в густых сырых лесах и ведет ночной образ жизни. Киви в дневное время скрываются в густой чаще леса и кустарников, ночью бродят в поисках корма, находя его в значительной степени с помощью хорошо развитого обоняния. Они едят червей и других беспозвоночных, которых часто вытаскивают из сырой почвы. С помощью клюва киви роются в мягкой лесной подстилке, добывая беспозвоночных и делая небольшие углубления, в которые прячутся сами.

Гнездо в виде плоской платформочки устраивается среди корней или в очень густом кустарнике. Откладывается 1 яйцо и лишь изредка 2. Яйца очень крупные. Размеры яиц: 135 х 84 мм, масса около 500 г, что равняется примерно одной четверти или одной пятой массы самки. Скорлупа очень толстая, цвет ее белый. Насиживает самец в течение 42—50 дней. Птенец первое время после вылупления сидит в гнезде и в течение примерно 6 дней не питается.

На юге Новой Зеландии встречается малый киви (Apteryx oweni), отличающийся от обыкновенного киви меньшими размерами и слабо намеченными полосками в оперении.

Семейство ·Киви - Apterigidae