Журавль американский | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Журавль американский

Журавль американский - Grus americana - внешне этот журавль похож, особенно в полете, на стерха: белая птица с черными концами крыльев. Отличается от стерха он темными ногами и окраской головы: красная шапочка и большие буровато-черные "усы". В прошлом американский журавль был широко распространен в Северной Америке от Мексиканского зал. до севера Канады, что подтверждается находками костей этого вида, начиная с плейстоцена. Возможно, ископаемые остатки принадлежат предковым формам или различным расам современного вида, но еще в XIX в. на континенте жили более 1 тыс. американских журавлей. Численность их в результате уничтожения местообитаний, беспокойства и отстрела птиц быстро уменьшалась. Уже после 1907 г. никто не видел гнезд американского журавля на территории США, а после 1922 г. и в Канаде. К концу 30-х годов на болота резервата Арансас (близ техасского побережья Мексиканского зал.) - основное место зимовки этих журавлей - прилетали всего около 20 птиц. Еще с десяток птиц наблюдали у оз. Уайт-Лейк в шт. Луизиана, но они погибли во время урагана 1940 г. Весной 1942 г. из Арансаса на север улетели всего 15 американских журавлей. Помочь этому виду выжить мог только человек, но шла война, и было не до охраны птиц. Однако уже в последние годы войны Служба рыбы и диких животных США совместно с Департаментом охраны природы Канады и Одюбоновским обществом разработали программу спасения американского журавля.

Летом 1954 г. в канадском национальном парке Вуд-Баффало впервые за много лет было найдено место гнездования американских журавлей. Стали проводить регулярные наблюдения за этими птицами в различные сезоны года и охранять их на путях пролета. С учетом того, что у этого вида, как и у стерха, из двух отложенных яиц чаще выживает только один птенец, из гнезд американских журавлей похищали по одному яйцу для инкубирования их в питомнике. В 1957 г. в Новоорлеанском зоопарке впервые американские журавли вывели птенцов, а через 20 лет в вольерах Патаксента были начаты интенсивные работы по разведению этих журавлей в неволе. Из выращенных в вольерах птиц формировали пары, создавали необходимый световой режим, проводили искусственное осеменение. К середине 70-х годов в Патаксентском питомнике было достаточное количество размножающихся пар журавлей для осуществления второго этапа работ - интродукции их в природу преимущественно путем подкладки яиц американского журавля, полученных в питомнике, в гнезда канадских журавлей. Программой предусматривалось также создание новой популяции, гнездящейся в резервате Грейс-Лейк в шт. Айдахо, а зимующей - в долине р. Рио-Гранде в Мексике, чтобы исключить непредвиденные, но возможные неблагоприятные последствия в одном из мест гнездования или зимовки. Одновременно было организовано несколько заказников на пути миграций журавлей, а в резервате Арансас производили подсев сорго и пшеницы для улучшения кормовых условий в основном районе зимовки.

Усилия ученых и правительственных организаций по спасению американского журавля оказались ненапрасными: весной 1979 г. в Вуд-Баффало насчитали 74 птицы, еще 10 журавлей были в экспериментальной популяции в резервате Грейс-Лейк, а 25 особей этого вида содержались в неволе. Однако, помимо строгой охраны американских журавлей во все сезоны года и продолжения работ по увеличению искусственно созданной стаи в Грейс-Лейке (в 1982 г. здесь было уже около 20 птиц), необходим постоянный контроль за состоянием популяций этого вида. Весной 1975 г. из-за вспышки птичьей холеры на некоторых водоемах (местах отдыха журавлей во время пролета) птиц пришлось отпугивать с зараженных участков. В 1981 г. угроза журавлям возникла из-за сильной засухи и пожаров: в этот год им удалось вырастить лишь трех молодых. Наиболее удачным был 1983 г. - загнездились 24 пары, однако в конце 1984 г. из-за вирусного заболевания в вольерах Патаксента погибли 7 журавлей. Из этого следует, что питомники исчезающих видов птиц необходимо располагать в различных местах, чтобы исключить такие случайности.

Биология американского журавля в значительной степени сходна с таковой стерха: пары постоянны в течение ряда лет, гнезда птицы строят из травы на открытых заболоченных участках недалеко от озер, а насиживают кладку обе птицы около 30 дней.