Журавль японский (уссурийский) | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Журавль японский (уссурийский)

Японский (уссурийский) журавль

Японский (уссурийский) журавль - Grus japonensis - находится под угрозой исчезновения. Гнездится в бассейне среднего течения реки Амур и его притоков. Встречается также в Хабаровском крае, в Приморье, в Забайкалье и на островах Малой уральской гряды. Для гнездового участка предпочитает обширные осоковые болота в поймах небольших рек и по берегам озер. В период миграционных остановок и в местах зимовок придерживается морских побережий, болот, рек и полей с зерновыми культурами. Половая зрелость наступает с 3 лет, в кладках 2 яйца. Пары, размножающиеся  впервые, откладывают одно яйцо. Длительность насиживания 30 суток. При неблагоприятных условиях журавли могут пропускать сезон размножения. Пары постоянны. Питание - мелкая рыба, моллюски, насекомые и растительные корма. Островная популяция оседлая, а материковая – перелетная. Поздней осенью улетают в Корею и Китай.
Общая численность журавлей материковой популяции превышает, по-видимому, 800 особей, но гнездятся из них менее половины. В последние годы количество японских журавлей несколько увеличилось, однако уровень продуктивности их популяции оставляет желать лучшего: сказываются ухудшение местообитаний и рост фактора беспокойства. В СССР гнездовья этих журавлей охраняются в Хинганском заповеднике и его Архаринском филиале, в некоторых заказниках, а в Китае - в резервате Цицикари-Чжалун.

В Японии, на о. Хоккайдо, изолированная оседлая популяция живет уже много веков. Вероятно, максимальная численность птиц здесь была в XVI-XVIII вв. После отмены в 1867-1868 гг. ограничений на охоту журавли за сравнительно короткий период были выбиты и вытеснены из местообитаний, которые подверглись интенсивному хозяйственному освоению. Лишь в труднодоступных и непригодных для рисоводства болотах Кусиро на востоке о. Хоккайдо в 1923 г. было обнаружено около 20 птиц. Несмотря на принятые меры (запрет добычи и охрану болот Кусиро), численность журавлей стала заметно возрастать только с 50-х годов после организации с 1952 г. их регулярной зимней подкормки. В начале 60-х годов на острове жили уже около 130-160 журавлей, а сейчас их там 220-250. Помимо болот Кусиро, небольшие поселения этих птиц появились в других местах восточной части, острова - в Токати и Немуро. В последнее десятилетие японские журавли встречаются и на некоторых ближайших к Японии Южных Курильских о-вах, а на о. Кунашир они теперь, несомненно, гнездятся.