Отряд ·Гагарообразные - Gaviiformes | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Отряд ·Гагарообразные - Gaviiformes

Gavia pacifica Отряд Гагарообразные - Gaviiformes - объединяет водоплавающих птиц, обитающих на севере Европы, Азии и Америки. Гагары представляют собой компактную группу близкородственных видов, и потому их относят к одному семейству Гагаровые (Gaviidae) и к одному роду Гагары (Gavia). В мировой фауне всего 5 видов гагар.

Водоплавающие птицы размером с гуся или крупную утку, от которых отличаются остроконечным (не плоским) клювом. Длина гагарообразных от 53 до 91 см, размах крыльев от 106 и 152 см, масса от 1 до 6.4 кг. У летящих гагар бросаются в глаза относительно маленькие крылья, ноги выдаются далеко назад, как бы вместо хвоста. В полете слегка ""сутулятся"", прогибая книзу шею, чем тоже отличаются от гусей и уток. От поганок отличаются крупными размерами, более массивным телом, в брачное время - отсутствием удлиненных украшающих перьев на голове. Наиболее заметное анатомическое отличие - строение ног (у гагар три передних пальца соединены перепонкой, какой у поганок нет. Цевка сильно уплощена.

Внешность самцов и самок одинакова: на брюшной стороне белая, на спинной - чёрная с белыми пестринами или серовато-бурая, голова и шея с характерным для каждого вида рисунком. У молодых, так же как у взрослых птиц в период зимовок, этого рисунка нет, окраска более монотонная - белый низ и темный верх тела.

Гагарообразные настолько приспособлены к водной среде, что по суше передвигаются с большим трудом, и увидеть их на берегу удается очень редко.

Голос очень громкий и разнообразный, состоит из пронзительных воплей и стонов. В период гнездования характерен громкий крик "га-га-га-ррра". У этот клич у Краснозобой гагары издают оба партнера, у других же видов - только самец.

Предостерегающий крик у Чернозобой, Краснозобой и Белошейной гагар это карканье, похожее на воронье, у Белоклювой и Полярной гагар это звук более всего напоминающий визгливый смех.

Населяют тундровую и лесную зоны Европы, Азии и Америки, распространены на север до самых отдалённых островов; в Азии обитают также по степным озёрам и в высокогорье южносибирских хребтов.

Гагары проводят всю свою жизнь на воде или непосредственной ее близости. Встречаются как и у морского побережья, так и на озерах и реках. Зимуют по берегам незамерзающих морей. В Европе это Северное и Балтийские моря, а так же север Средиземного моря. В Америке это побережье Тихого океана на юг до Калифорнийского полуострова и побережье Атлантического океана до Флориды. В Азии это побережье Китая до острова Хайнань.

Интересен путь миграции северо-сибирской популяции Чернозобых гагар. Зимуют эти птицы на Черном море, весной летят сначала на Балтийское, а уже потом на Белое море. Такое поведение, когда пути миграции на зимовку и с зимовки различаются, характерно только для немногих видов птиц.

Гагары прекрасно плавают и замечательно ныряют иногда погружаясь до 75 м и оставаясь под водой до 8 минут, могут проплыть под водой до 300 м. Всю жизнь проводят на воде, выходя на сушу только в период гнездования. Преимущественно морские птицы, пресноводные водоемы гагары посещают лишь в период размножения и на пролете, а остальное время постоянно держатся на море.

Взлетают с воды, долго разбегаясь против ветра. Полет гагар быстрый и, в отличие от уток, маломаневренный, с частыми взмахами крыльев, несколько опущенной головой. Садятся тоже только на воду, при этом приподнимают крылья, отставляют ноги назад и в таком положении совершают плавную глиссирующую посадку на брюхо. На воде сидят низко и при опасности чаще ныряют, а не взлетают. Во время передвижения под водой пользуются главным образом ногами, которые отнесены далеко назад. Иногда, ныряя, пользуются крыльями. Но обычно крылья плотно уложены на спине и прикрыты от намокания кроющими перьями самих крыльев, спины и длинными боковыми, образующими специальный ""карман"". Еще одно приспособление от намокания - смазывание оперения жиром надхвостовой копчиковой железы. Перьевой покров густой, с толстым слоем пуха. От переохлаждения спасает и слой подкожного жира.

У взрослых птиц линька начинается осенью, перед отлетом, брачное оперение меняется на тусклое зимнее. В разгар зимы происходит одновременное выпадение маховых перьев, и птицы на 1 - 1,5 месяца теряют способность к полету. К апрелю снова приобретается летний наряд.

Зимуют на теплых морях. Молодые остаются там на все первое лето, или даже до достижения половозрелости.Весной прилетают сравнительно поздно, когда много чистой воды. Стаи гагар в полете выглядят рассеянными группами, между птицами промежутки в несколько метров или даже десятки метров. Даже в паре самец и самка летят поодаль друг от друга.

Живут гагары более 20 лет. Пары постоянны и, предположительно, сохраняются пожизненно.

Питаются гагары почти исключительно мелкой рыбой, которую ловят почти исключительно при нырянии. В их желудках находят также моллюсков, ракообразных, червей, насекомых; эти группы животных особенно большую роль играют в питании птенцов. Иногда в пищу употребляются растения. Кормятся гагары на крупных озерах, реках и в море.

Размножаться начинают в возрасте не менее 3 лет. Гнездятся на стоячих водоемах с чистой водой. Гнездо располагается вплотную к воде, обычно на отлогом берегу с травянистой растительностью, и состоит из той же травы, что растет в окрестностях гнезда, и из отмерших растений. От гнезда к воде ведут один-два (реже - три-четыре) лаза, по которым птицы заползают в гнездо и сходят в воду. На топких берегах гнездо может представлять собой внушительную кучу из мокрого, в основном уже гниющего, растительного материала. Лоток неглубокий, в гнезде почти всегда мокро. На плотных берегах подстилки может не быть вовсе, и яйца лежат на торфе или другом голом грунте. Настоящих плавающих гнезд, как у поганок, гагары не делают.

Яиц в кладке как правило 2, редко 1, и как редчайшее исключение - 3. Они имеют продолговато-овальную форму и красивую, очень темную оливково-коричневую или зелено-бурую окраску, с темно-бурыми или черными крапинами и небольшими пятнами. Яйца лежат в гнезде обычно не вплотную, а чуть поодаль одно от другого. Самка откладывает их с промежутком до нескольких дней. Насиживают поочередно в течение 24—29 дней оба члена пары, но в основном самка.

От ворон, чаек, поморников и других мелких разорителей гагары могут кладку защитить. Если же к гнезду подходит собака, человек или кто-то другой, представляющий серьезную опасность, насиживающая птица сначала затаивается на гнезде, пригнув вытянутую шею, а затем тихо сползает в воду и выныривает уже в отдалении, молча плавает с внешне безучастным видом. На насиженной кладке сидит более плотно, ближе подпускает хищника, нередко отвлекает его от гнезда шумными демонстрациями - ныряет, кричит, хлопает крыльями, ""танцует"" на воде. Период инкубации - около 4 недель. Птенцы покрыты густым темно-серым пухом. Вскоре после вылупления они могут хорошо плавать и нырять, но в первые дни часто сидят на берегу, затаившись среди травы. Родители кормят их водными беспозвоночными, мелкой рыбешкой. Взрослея, птенцы учатся ловить добычу сами. Приобретают самостоятельность и способность к полету в возрасте 6-7 недель.

В небольшом количестве гагар попутно с другими промысловыми птицами добывают коренные народы Крайнего Севера, используя мясо в пищу. Ранее из гагарьих шкурок (белые грудь и брюшко) делали дамские шапки, существовал специальный промысел гагар на "птичий мех", или "гагарьи шейки". Мода на такие изделия прошла и промысел в настоящее время не ведется.

Репродуктивный потенциал гагар очень низок, они осторожны и редко уживаются рядом с людьми. Часто гибнут в рыболовных сетях, от легкомысленной стрельбы скучающих охотников и от всевозможных загрязнений, особенно нефтяных.

Гагары, вероятно, одна из самых древних групп среди современных птиц. Наиболее древняя ископаемая гагара найдена в верхнем олигоцене Северной Америки — небольшая птица рода Colymboides. Имеется так же ряд более древних останков относщихся к концу Мелового периода, но их принадлежность к гагарообразным в настоящее время оспаривается. Род Гагары (Gavia) появляется с нижнего миоцена. Кроме пяти ныне существующих видов, известно девять ископаемых видов относящихся к роду Gavia:

* Gavia brodkorbi † (Howard, 1978)
    * Gavia concinna † (Wetmore, 1940) = Gavia palaeodytes † (Wetmore, 1943)
    * Gavia egeriana † (Svec, 1982)
    * Gavia fortis † (Olson и Rasmussen, 2001)
    * Gavia howardae † (Brodkorb, 1953)
    * Gavia moldavica † (Kessler, 1984)
    * Gavia paradoxa † (Umanskaja, 1981)
    * Gavia schultzi † (Mlíkovsky, 1998)

Морфологически и, похоже, в родственном плане гагарообразные близки к пингвинообразным и трубконосым. Гагары грубо конвергенты с поганками. Эти два отряда птиц не имеют ничего общего ни в морфологии, ни в экологии.

Традиционно гагарообразные считались близкими с поганкообразным, на которых они во многом похожи как внешне, так и по образу жизни. Карл Линней в 1758 г. поместил оба семейства в группу видов Colymbus, которая в свою очередь входила в группу Anseres, объединаявшую практически всех известных на то время водоплавающих птиц. Долгое время зоологи придерживались линеевской классификации гагарообразных. В конце 19 века гагарообразные и поганкообразные были впервые разделены на два семейства, которые считались родственными. Леон Гарднер был в 1925 первым зоологом, который ставил под сомнение родство гагарообразных и поганкообразных. Более поздние исследования, выявили что сходство между этими семействами является результатом конвергентной эволюции.

Все живущие сегодня гагарообразные относятся к одному семейству Гагаровые (Gaviidae) и к одному роду Гагары (Gavia). Ранее в роде Гагары выделяли четыре вида, но последние исследования выявили что Белошейная гагара, считавшаяся подвидом Чернозобой гагары, является отдельным видом.

Семейство ·Гагаровые - Gaviidae