Семейство ·Пеликановые - Pelecanidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Пеликановые - Pelecanidae

Семейство Пеликановые - Pelecanidae

Pelecanus conspicillatus Размеры самые крупные в отряде (масса до 15 кг), облик очень характерен. Ноги короткие, с широкой перепонкой, толстые, крылья очень длинные и широкие, не заостренные, хвост  короткий, закругленный, из 10-12 пар рулевых. Шея длинная, подвижная, состоит из 17 позвонков. Гетероцельные грудные позвонки сливаются в грудную кость, вилочка срастается с вершиной киля грудины. Весь скелет легкий, пневматизированный, хорошо развита сеть воздушных мешков и пенистая воздушно-пузырьковая подкожная ткань.

Клюв сильно удлинен (до 47 см), надклювье с щелевидными ноздрями уплощено, заканчивается крючком. Симфиз гибких ветвей подклювья короткий, расположен на самой вершине, ветви соединены только эластичной кожей объемистого горлового мешка. Стрептогнатия развита лучше, чем у других птиц: при открытом клюве подклювье с растянутым горловым мешком образует широкий и объемистый сачок, используемый для лова рыбы. Голосовая мускулатура нижней гортани не развита, сохраняется тольколевая сонная артерия, слепые кишки короткие (около 5 см).

Оперение рыхлое, неплотно прилегает к телу. Окраска взрослых птиц светлая - белая, сероватая, часто с розовым отливом. Маховые перья обычно темные, контрастируют с остальным оперением, темными могут быть и хвост, участки мантии. Клюв, голые участки «лица» окрашены обычно ярко, особенно в брачный период. Рассученные перья на затылке нередко образуют хохол. Самки немного меньше и тусклее самцов.

Пеликаны предпочитают пресноводные водоемы, даже во внегнездовой период держатся группами. Ходят неуклюже, но хорошо плавают. Не ныряют, но хорошо летают, могут долго парить, с воды поднимаются после разбега. В полете из-за длинного тяжелого клюва держат шею сложенной буквой S, как цапли и марабу.

Питаются рыбой, плавая по поверхности водоема, периодически опуская голову в воду и черпая добычу клювом. Особенно результативны коллективные охоты, когда птицы, выстроившись полукругом, хлопая крыльями и шумя, загоняют рыбу на мелководье. Иногда в совместных охотах принимают участие бакланы. Поймав рыбу, пеликан выливает воду из горлового мешка (до 5 литров) и проглатывает добычу. В день птица съедает 0,2-1 кг рыбы.

Гнездятся пеликаны колониями, насчитывающими сотни пар, нередко совместно с другими околоводными птицами. Крупные виды сооружают гнезда на земле или заломах тростника в виде высоких куч из веток и растительного мусора с неглубоким лотком. Мелкие виды охотно гнездятся на деревьях, если они растут у облюбованных водоемов.

В кладке обычно 2-4 белых, желтоватых или голубоватых яйца. Они продолговатые, довольно мелкие (до 200 г, 110х70см), с рыхлым, неровным наружным известковым слоем скорлупы. Инкубация длится 4-6 недель, самка насиживает более интенсивно. Птенцы покрываются белым или темным пухом на 8-12-й день, к этому времени могут покидать гнездо, оставаясь поблизости, с этого же времени способны плавать, собираются в стайки и уплывают на середину водоема. На 20-21 день оперяется брюхо, интенсивно растет оперение крыльев. Учатся летать в возрасте 2-2,5 месяца.

Молодые птицы окрашены в грязно-бурый или серый цвет, клюв и голые участки кожи тусклые. С каждой линькой оперение светлеет, окончательный наряд надевают на 3-4 год жизни. Смертность птенцов очень велика: от хищников, недоедания, погодных катаклизмов гибнет свыше половины вылупившихся птенццов.

Современные пеликаны населяют все континенты, в Новом Свете и Африке по 2 вида, в Австралии - 1, в Евразии - 3. Распространены очень спорадично, главным образом в субтропиках и тропиках. В семействе единственный современный род.

Род ·Пеликаны - Pelecanus