Семейство ·Авдотковые - Burhinidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Авдотковые - Burhinidae

Семейство Авдотковые

Семейство Авдотковые - Burhinidae - положение авдотковых в системе класса птиц до сих пор вызывает споры. Имеется ряд черт, сближающих авдоток с дрофами, однако они, вероятно, обусловлены сходством адаптации. Авдотки – крупные кулики (400 г – 1кг 100 г) с относительно толстым клювом и крупными зоркими глазами сумеречных животных. Ноздри удлиненные. щелевидные, примерно посредине надклювья. Шея довольно короткая, хотя шейных позвонков - 16, как у якан, голова крупная. Крылья длинные, тупые, почти квадратные, на конце первое маховое не редуцировано, хвост из 12-12 рулевых тоже длинный, особенно у австралийской авдотки Burhinus grallarius, сильно закругленный или клиновидный. Ноги высокие, относительно толстые, с тремя толстыми, короткими пальцами с зачаточной перепонкой у основания и выпуклыми подушечками на нижней стороне. Такое строение ноги очень напоминает дрофиное, но оно вполне может быть приобретено конвергентным путем, как приспособление к бегающему образу жизни. Из-за выступающих тарзальных («коленных») суставов авдотки получили английское название «толстая коленка».

Окраска авдоток криптичная, песочно-коричневых тонов с продольными или каплевидными темными пестринами, струйчатым рисунком, низ светлый, как и лоб, брови, полосы по бокам головы. Иногда темная полоса идет через глаз. На крыльях и хвосте – яркие контрастные участки из черных и белых полей, имеющие сигнальное значение в позе угрозы – вертикальной стойке в раскинутыми крыльями и вертикальным хвостом. В сумерках и ночью значение белых полей как маркеров. еще более возрастает, как это происходит, например, у козодоев. Однако, в отличие от козодоев, у которых белые пятна – признак самцов, оба пола у авдоток окрашены одинаково, почти не отличаются и по размерам.  Цвет клюва – от желтого с черной вершиной до черного, радужина и ноги у всех видов желтые.

Авдотки живут в открытых ландшафтах, как с густым травянистым покровом. так и в пустынных, по песчаным отмелям крупных рек, дюнам морских побережий. многие виды совсем не связаны с водой. Авдотки ведут одиночно-семейный, скрытный, преимущественно сумеречный и ночной образ жизни, лишь по внегнездовой период держатся стаями или мелкими группами.

Голоса у авдоток громкие, причудливые, вокализация – основной способ общения по ночам. Авдотки хорошо бегают и летают, не плавают. Они питаются беспозвоночными и мелкими позвоночными, которых находят на поверхности субстрата при помощи прекрасного зрения, грунт не зондируют.

Большинство видов оседлы или совершают местные кочевки. Авдотки моногамны, активно охраняют гнездовую территорию, отводят птенцов, принимают угрожающие позы. Они способны отогнать от гнезда даже крупное пасущееся копытное.

Гнездо – лунка в земле со скудной растительной подстилкой, африканские виды – капская - Burhinus capensis, сенегальская – Burhinus senegalensis и водяная Burhinus vermiculatus – авдотки – иногда откладывают яйца на сухой помет крупных травоядных (слонов и буйволов), чтобы сбить столку хищников, ориентирующихся при помощи обоняния. Последний вид гнездится также рядом с самками крокодилов, охраняющих от хищников собственную кладку, зарытую в песок на берегу.

В кладке обычно 2 (или 1) яйца криптической окраски. Форма яиц округло-овальная. без четко выраженного острого конца, не похожа на куличную. После вылупления птенцы авдотки поедают скорлупу. Пуховики также имеют совершенную маркировку, их сероватый пух не несет правильного рисунка из пятен и полос, а скорее имеет темные прожилки. Днем они затаиваются на гнездовом участке, прикрыв глаза, активны ночью. Насиживают самец и самка, либо только самка, а самец охраняет гнездо. Водят птенцов оба родители. Птенцы поднимаются на крыло в возрасте полутора-двух месяцев, авдотки приступают к размножению после 1-3 лет. У тропических видов бывает до двух кладок в сезон размножения.

Авдотки широко распространены в Старом Свете от юга умеренной зоны до тропиков, два вида имеют ограниченные ареалы в Центральной и Южной Америке. В семействе выделяют два современных рода с 9 видами. Несколько отличаются от других крабовые авдотки (род Esacus). Это самые крупные представители семейства, они имеют однотонную, без пестрин окраску корпуса, черно-белую маску на голове и очень массивный, сжатый с боку клюв, у одного вида он скошен кверху, как у некоторых аистов.

Авдотки предпочитают селиться вдоль морских берегов с иловыми и песчаными отмелями, мангровыми зарослями, по косам крупных рек. Они ведут преимущественно ночной образ жизни, питаются сухопутными крабами, рыбами илистыми прыгунами, молодыми морскими черепашками, разоряют кладки птиц. Большая авдотка Esacus recurvirostris обитает по берегам континентальной части тропической Азии, на островах Малайского архипелага и в Австралазии ее сменяет рифовая авдотка Esacus magnirostris.

Источник: Е.А. Коблик "Разнообразие птиц", часть 2, МГУ, 2001.

Род Авдотки - Burhinus