Чайка степная | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Чайка степная

Чайка степная, или каспийская чайка - Larus barabensis или Larus cachinnans barabensis - крупная светлая чайка, голова и шея белые. Мантия светло-серая, светлее, чем у формы barabensis, на концах первостепенных маховых большие белые пятна, самое большое - на первом. Ноги бледно-желтые, желтые, розовато-желтоватые. От сизой чайки отличается массивным телосложением и наличием красного бугорка у вершины подклювья. В осеннем оперении окраска та же, но у большинства птиц есть темные отметины на задней стороне шеи. Молодые птицы имеют окраску, состоящую из чередования темных и светлых пестрин. Такая окраска сменятся на взрослую к четырехлетнему возрасту. Ноги у молодых и полувзрослых птиц розовые. Вес 700-1200 г, длина 54-66, крыло самцов 44,5-46,2, крыло самок 39,5-44,5, размах 130-158 см.

Одни из первых прилетающих птиц, появляются небольшими группами и одиночками во время первых проталин, задолго до вскрытия водоемов. После длительного периода весенних кочевок концентрируются главным образом у больших озер - как пресных, так и соленых, где формируются гнездовые колонии, нередко рядом с другими околоводными птицами. Реже гнездятся изолированными парами. Очень любят поселяться на островах. Едят погибшую или больную рыбу, ловят сусликов и полевок, птенцов (в том числе и своего вида), насекомых, водных беспозвоночных, а также всевозможные отбросы, падаль и пр. В конце лета и осенью стаи широко кочуют по озерам, рекам и просто по открытым местам. Районы зимовки наших хохотуний находятся на Черном и Каспийском морях и более мелких водоемах Европы, Средней Азии и, видимо, южнее. До половозрелости ведут кочевой образ жизни, многие появляются и в гнездовых районах. Взрослые птицы возвращаются на гнездование на прошлогодние места. Многие молодые прилетают гнездиться на колонию, где они родились.

Существуют следующие варианты названий Степной чайки - barabensis: подвид Хохотуньи (Larus cachinnans barabensis), подвид Восточной клуши (Larus heuglini barabensis), самостоятельный вид - Larus barabensis или же вообще считается синонимом Larus cachinnans cachinnans. Некоторые авторы указывают просто форму без определения видовой и подвидовой принадлежности. В частности, форма barabensis в ряде случаев фигурирует именно так.

У Э.И.Гаврилова фигурирует как синоним подвида Хохотуньи