Надкласс ·Четвероногие - Tetrapoda, Класс ·Земноводные, или Амфибии - Amphibia | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Надкласс ·Четвероногие - Tetrapoda, Класс ·Земноводные, или Амфибии - Amphibia

Класс Земноводные - Amphibia

Земноводные - это первые позвоночные, которые хотя бы часть жизни проводят на суше. Столь значительная перемена образа жизни сказывается на внутреннем строении тела (прежде всего, на органах дыхания и кровообращения) и на внешнем виде животных. Земноводные имеют две пары первичнопятипалых конечностей; зачаточные  формы шейной части обеспечивают им возможность самостоятельного движения головой. Для них характерна довольно тонкая и гладкая кожа (за исключением остатков чешуи на голове у представителей отряда безногих, или червяг), снабженная многочисленными железами, выделяющими слизь.

По внешнему виду земноводных можно разделить на три группы. Лягушки обладают широким бесхвостым телом с очень короткой шеей, короткими передними и длинными задними конечностями; саламандры имеют вытянутое тело с довольно длинным хвостом, маленькой головой и четырьмя приблизительно одинаковыми длинными конечностями; для червяг характерно безногое змеевидное тело, обычно с поперечными перехватами, напоминающими членики червей. У некоторых хвостатых земноводных конечности непропорционально малы или настолько редуцированы, что теряют опорную функцию.

В большинстве своем земноводные - мелкие животные. Самые большие из них - крупные саламандры (75- 150 см) и некоторые червяги (до 135 см). Длина самой большой лягушки (лягушки-голиафа) - 42 см, а вес более 5 кг. Самое мелкое земноводное - квакша каролинка - достигает в длину не более 2 см. В развитии земноводных имеется личиночная стадия головастика. Некоторые виды, например амбистома, всю жизнь остаются в личиночном состоянии, в нем они и размножаются.

Способность размножаться на ранних стадиях развития называется неотенией. Предполагают, что общее число видов земноводных составляет около 1900; самая многочисленная группа земноводных - лягушки (около 1700 видов).

статья в Научной классификации