Загадки древних рыб | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Загадки древних рыб

Исследуя останки, учёные обращали внимание на геометрию тела рыб, расположение плавников и строение ротового аппарата.

После каждого вымирания взрыв разнообразия жизненных форм начинался с головы. Сперва эволюция изощрялась, придумывая новые варианты челюстей, снабжая их кусающими острыми или дробящими тупыми зубами, придумывая способы их крепления к другим костям черепа. И только потом дело доходило до формы тела: от широкой, дискоообразной — до вытянутой, змеевидной.

По мнению палеобиологов, главной движущей силой в эволюции рыб были пищевые ресурсы.

Acanthodes bridgei

Жившие в каменноугольном периоде палеозойской эры рыбы обладали полноценным цветным зрением.

Microbrachius dicki

Древние рыбы первыми попробовали секс вместо нереста. Эта рыба была около восьми сантиметров в длину и обитала в озерах на территории нынешней Шотландии. Самцы этой рыбы имели Г-образный придаток, который они вводили в небольшую костную структуру в задней части рыбы-самки. в ходе дальнейшей эволюции этот вид рыбы затем вновь вернулся к нересту. Прошло еще несколько миллионов лет, прежде чем совокупление как способ репродукции возник у предков акул и скатов.

Динихтис Dinichthys herzeri

"ужасная рыба" представитель панцирных рыб девонского периода.

Ихтиостега

жившая в верхнем девонском периоде, около 367—362,5 млн лет назад, и представляла собой первое промежуточное звено между рыбами и амфибиями.

Целакант

Не все древние рыбы дышали только жабрами. У кистеперых и двоякодышащих рыб имелись и легкие. При нехватке кислорода в воде они могли дышать атмосферным воздухом или даже переползать в соседний водоем. Для этого у них имелись жесткие мясистые плавники, которые помогали им в этом путешествии. Со временем плавники преобразовались в лапы, и от кистеперых рыб произошли первые четвероногие животныеземноводные, или амфибии.

Остракодермы

у них не было ни челюстей, ни зубов, лишь у некоторых экземпляров рот был окружен зубоподобной чешуей, лучше всего подходившей для соскабливания пищи.

Древняя амфибия Акантостега, амфибия Фонерпетона и кистеперая рыба Устеноптерона

Способность кусать добычу развилась еще у древних рыб. Древняя амфибия Акантостега обладающая многими чертами рыбы, вероятно, кусала свою добычу, даже притом, что проводила много времени в воде.

Лидсихтис – рыба весом более 20-ти тонн

По предположениям ученых взрослые особы данного вида рыб весили около 21,5 тонн. Доживали они примерно до сорока лет. У них был довольно таки огромный рот. Его они использовали как пылесос, засасывая им планктон и возможно десятки тысяч мелких рыб, в том числе креветок и медуз. Он фильтровал пищу при помощи жаберных тычинок. Как, например, Лидсихтис – древняя рыба современные китовые акулы.Имея такие огромные размеры, Лидсихтис никак не мог быть хищником.

Дунклеостеус Dunkleosteus

Из числа первых челюстноротых рыб. Они могли питаться крупной добычей, включая и моллюсков. Это время процветания панцирных рыб, одна из которых - дунклеостеус - была свирепым хищником длиной до 10 м и весом около 4 т, с массивной головой, мощными челюстями и зубами до 50 см. Тело рыбы защищал панцирь из костных пластинок. Справиться с этим чудовищем не мог никто.

Dunkleosteus terrelli

Стетакантус

Первые акулы (хрящевые рыбы)имели необычные плавники. Например, у стетакантуса (ископаемый вид акул длиной до метра) на голове была «щетка» из шипов, направленных назад, а на спине тоже шипы, но направленные вперед. Вероятно, стетакантусы были прилипалами и цеплялись этими «щетками» к другим рыбам.

Tiktaalik roseae

жили почти 400 млн лет назад и обладали крупными размерами – до 3 метров в длину. По мере исследования рыбы ученые определили, что у данного вида шло формирование полноценных сухопутных конечностей из плавников.

Миксины

существуют на нашей прекрасной планете уже более 300 миллионов лет. у них есть череп, но вопреки этому нет позвоночника, и помимо всего этого у них есть два мозга. Почти слепая мексина, питается ночью тушами крупных животных (разных рыб, китообразных и т.д.), которые опускаются на дно моря после своей гибели. Мексины вырабатывают определенную слизь, в которой есть вещества, способные повредить жабры хищных рыб, в результате чего, они практически не имеют своих естественных врагов.

Алепизавр - Alepisaurus

Свирепая внешность, острые зубы на челюстях и плавник на спине, чем с виду не динозавр? Вырастают эти хищные рыбки до двух метров в длину, и встречаются во всех океанах, разве что за исключением полярных регионов. Рыбка так же имеет очень прожорливый характер, она питается еще более мелкой рыбой чем сама и кальмарами, а иногда и членами своего вида не брезгует.

Арована (Osteoglossum bicirrhosum).

Принадлежащая к древней группе «Osteoglossids», эта рыба уже существовала во времена юрского периода. И сегодня их находят в бассейне Амазонки, и в определенных частях Африки, а так же Азии и Австралии. Арованы являются прожорливыми хищником, который питается любыми мелкими животными которых способен поймать, в том числе летучими мышами и птицами, которых ловят во время полета (они могут выпрыгивать до 2 метров в воздух).

Гофрированная акула

Это глубоководное хищное существо, одна из самых примитивных акул живущих сегодня, является реликтом из мелового периода, когда динозавры правили Землей. Их чрезвычайно редко видели живыми, и только недавно сняли в первый раз, гофрированная акула способна вырасти до двух метров (самки крупнее самцов), живут они в глубоких водах, где питаются в основном кальмарами. Они не опасны для человека, и в самом деле, большинство проводят всю свою жизнь, не видя человека.

Осетр

уже плавал повсюду во время раннего юрского периода. Самый крупный вид осетра способен вырастать до шести метров, будучи при этом по размерам, сравним с самыми большими белыми акулами! Они питаются мелкими животными с морского дна.

Арапаима

считается крупнейшей пресноводной рыбой в мире. По предварительным описаниям, она может вырасти до невероятных 4,5 метров в длину, но сегодня, столь огромные особи редко встречаются, и большинство взрослых Арапайам в среднем 2 метра в длину. Эти медленно движущиеся хищники питаются мелкой рыбой, ракообразными и прочими маленькими животными, что могут поместиться в рот. Интересная особенность этой рыбы является в том, что она должна дышать кислородом из воздуха.

Рыба-пила

встречается, как в соленой воде так и в реках и ручьях, и однажды рыбы-пилы были обнаруженные в глубине страны на расстоянии 100 км от океана. Вырастают они до семи метров в длину, их пила как оружие и чувствительный орган, покрытый порами, которые позволяют ей чувствовать добычу.

Рыба аллигатор, миссисипский панцирник

проживает в южной части Соединенных Штатов, восточной и северной Мексике, являясь при этом крупнейшей пресноводной рыбой в Северной Америке (при этом изредка забредает и в море). Эта рыбка может вырасти до 4 метров в длину и при этом весить до 200 кг. Эти существа являются прожорливыми хищниками, выжидающими в засаде, и кусают людей время от времени, хотя и нет ни одного подтвержденного случая смерти от этой рыбы. Это одна из старейших рыб на нашей планете из ныне живущих, их происхождение вполне можно проследить в плоть до мелового периода.

Динозавровые угри Polypterus Senegalus

Эти африканские рыбы часто называют «динозавровыми угрями», из-за их внешнего вида и зубчатого спинного плавника, напоминающего динозавровые наспинные шипы. Они на самом же деле не угри, и плавали повсюду в меловом периоде.

Рогозуб баррамунда - Neoceratodus forsteri

Рыба дышала жабрами, но каждые сорок – пятьдесят минут она всплывала к поверхности воды и ноздрями вдыхала воздух. Совершив глубокий вдох, рогозуб тотчас же опускался на дно. Наблюдения за рыбой продолжили в аквариуме. Выяснилась еще одна уникальная ее особенность. Рогозуб не плавал в воде, а медленно «ходил» по дну, опираясь на плавники, но, почуяв опасность, переходил на прыжки, отталкиваясь от дна мощным хвостом. Ученые также установили, что один раз в год, когда в Австралии наступает период дождей, рогозуб откладывает икру, которая тотчас же опускается на дно. В тонком слое придонного ила в икринках развиваются личинки, которые на свет появляются через двенадцать суток. Первые два месяца своей жизни личинка рогозуба неподвижно лежит на дне и питается микроскопическими нитевидными водорослями. Через девять недель у нее вырастают плавники, и она начинает «ходить» подобно взрослым рыбам.