Сверчок соловьиный | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Сверчок соловьиный

Сверчок соловьиный - Locustella luscinioides - Мелкая птица, длина 14 см, с широким, резко ступенчатым хвостом. Верх тела без пестрин, темный, коричневато-бурый, горло, грудь, брюшко грязно-белые, бока тела охристые. Внешне немного напоминает соловья.

От обыкновенного и речного сверчков отличается более крупными размерами, отсутствием пестрин, более светлым рыжеватым верхом тела, лишь едва заметной светлой бровью.

Верх оперения молодых птиц немного темнее, а низ - краснее, чем у взрослых птиц.

Сверчки ведут скрытный образ жизни в густых зарослях. Населяет тростниковые заросли, иногда - с кустарником, по берегам рек и озер на юге умеренной и в степной и полупустынной зонах. Крик - резкое "чк". Весной можно увидеть только самцов, когда они садятся на стебли растений, исполняя свои песни, или должны бороться со своим соперником или соседом, чтобы прогнать его с гнездового участка. Пение начинается со своеобразных звуков (так лопаются пузыри грязи), затем следует трель, она начинается приглушенно и медленно, а затем становится все быстрее, громче и резче. В мае и июне самец поет день и ночь, не прекращая пения даже в полуденный зной, В июле его песню можно слышать еще только по утрам и вечерам, и еще реже в августе. Во время кульминации тока самцы поют с макушки тростинки. Они широко раскрывают клюв, распушают перья на горле и поворачивают голову в разные стороны во время пения, поэтому обычно бывает трудно определить местонахождение певца. В случае малейшей опасности сверчок бросается вниз и через некоторое время пробует робко петь из зарослей, от куплета к куплету он поднимается все выше и вскоре снова оказывается на макушке стебля.

Соловьиный сверчок обитает только в протяженных тростниковых зарослях, где среди высоких стеблей растет еще и трава и другие болотные растения, образующие непролазную чащу, в которой другие камышевки и сверчки жить не любят. При этом в районе гнездованья должны быть и открытые заводи, и ивовые кустарники. Соловьиный сверчок - перелетная птица, он зимует на юге Средиземноморья, в долине Нила до зоны тропиков и на болотах Евфрата.

Размножение: о прилете самцов становится известно сразу, так как они сразу же начинают состязаться в пении. Примерно через 2-3 недели птицы строят гнездо; самец приносит подобранные на поверхности воды листья тростника длиной до 25 см. Самка сооружает из этих листьев гнездо. Снаружи гнездо кажется непрочным и напоминает пучок старого тростника. Сверху оно защищено соломинками от любопытных взглядов и дождя и находится на высоте не более 30 см над уровнем воды или над болотом. Птенцов высиживает только самка, самец приносит ей пищу. Время выведения потомства в Южной Европе приходится на середину мая и июнь. Обычно птицы выводят птенцов два раза в году, в каждой кладке от 5 до 6 яиц длиной примерно 20 мм. Время насиживания от 12 до 13 дней, птенцы остаются в гнезде от 12 до 14 дней.

Питается нежными насекомыми, например гусеницами, ручейниками, навозными мухами, а также пауками.