Семейство ·Скворцовые - Sturnidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Скворцовые - Sturnidae

Семейство Скворцовые

Sturnus malabaricus Семейство Скворцовые - Sturnidae - некрупные певчие воробьиные, включает 104—118 видов, разбитых на 25-32 рода. Полагают, что из ближайшими розственниками являются представители семейств дронговых (Dicruridae), вороновых (Corvidae), иволговых (Oriolidae) и пересмешниковых (Mimidae).

Небольшие либо среднего размера птицы длиной 16.5-42 см [1] Как правило, слегка приземистые, плотного телосложения, с относительно коротким, прямоугольной формы хвостом. Крылья длинные, сужающиеся на концах. Клюв почти такой же длины, как и голова; слегка загнут на кончике, без зубцов у конца надклювья. В остальном клюв может значительно различаться у разных видов: например, у обыкновенного скворца он тонкий и острый, тогда как у вида Aplonis brunneicapilla мощный и затуплённый. У некоторых видов на голове имеется хохолок, как например у розового скворца. Ноги сильные, адаптированные как для сидения на ветке деревьев, так и передвижения по земле. Оперение густое, в большинстве случаев тёмного цвета, часто с металлическим блеском. У многих видов на шее имеются удлинённые перья, которые особенно хорошо заметны у самцов.

Распространены преимущественно в странах Евразии и Африки (исключение — блестящий скворец (Aplonis metallica), природный ареал которого находится в Новой Гвинее и северо-востоке Австралии). Некоторые виды, в частности обыкновенный скворец (Sturnus vulgaris), были сознательно интродуцированны в Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию, где распространились на обширной территории. Наибольшее видовое биоразнообразие скворцовых наблюдается в тропическом поясе Старого Света, особенно в Африке.

Места обитаний у разных видов варьируют. Значительное количество птиц обитает в лесистой местности: от лесов умеренного пояса до влажных тропических лесов, что связано с их потребностью использовать в качестве гнёзд дупла старых деревьев. Другие виды, особенно связанные с сезонной миграцией, обитают на открытых пространствах: степях, полупустынях либо африканских саваннах. Встречаются как ведущие оседлый или кочующий образ жизни птицы, так и перелётные.

В социальном плане почти все скворцовые обычно держаться стаями и часто селятся небольшими колониями. У отдельных видов размер стаи может достигать гигантских размеров: например, многотысячные стаи обычного скворца в небе могут выглядеть как чёрное облако торнадо, синхронно передвигающееся в разных направлениях. Среди исключений можно назвать виды Lamprotornis shelleyi и Aplonis grandis, которые ведут в основном уединённый образ жизни.

Некоторые виды ведут себя достаточно агрессивно по отношению к другим видам птиц, вытесняя их из традиционных мест обитания. Например, интродуцированный из Европы в Северную Америку обыкновенный скворец успешно конкурирует с некоторыми видами дятлов за право занять дупло, пригодное для строительство гнезда.

Большинство скворцовых гнездится во всевозможных природных нишах: дуплах деревьев, трещинах скал, углублениях под обрывами и т. п. Не пренебрегают и искусственными домиками — скворечниками. Многие лесные виды напрямую зависят от дятлов или бородастиков (Megalaima), которые способствуют увеличению мест, пригодных для гнездовья. Часто неспособные построить своё собственное гнездо, скворцовые компенсируют это агрессивным характером по отношению к другим птицам. Тристрамов длиннохвостый скворец (Onychognathus tristramii) из Израиля и Иордании селится в расщелинах скал. Немногие виды сами строят себе гнёзда, как это делает обитающий в Африке великолепный скворец (Spreo superbus), чьё гнездо представляет из себя небрежное шаровидное образование в кустах акации. Природное либо построенное гнездо изнутри укладывается различной растительностью, перьями других птиц либо разнообразным бытовым мусором. В обустройстве гнезда участвуют как самец, так и самка.

Обычно кладка состоит из 4-7 яиц, монотонных либо с крапинками. Чаще всего яйца бледно голубого цвета, но иногда встречаются белые либо кремовые яйца.

Род ·Скворцы-аплонисы - Aplonis