Семейство ·Овсянковые - Emberizidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Овсянковые - Emberizidae

Семейство Овсянковые

Spizella arborea

Семейство Овсянковые - Emberizidae - объединяет мелких, в основном зерноядных птиц. Известно около 200 видов из 46 родов, большая часть которых живет в Новом Свете. В нашей стране отмечено 34 вида из 9 родов, однако часть из них — залетные, проникающие из Аляски на Чукотку. Гнездится же постоянно 26 видов из 3 родов. У овсянковых характерна линия нижнего края надклювья, образующая ломаную из двух отрезков,  смыкающихся под тупым углом на уровне ноздрей. При закрытом клюве часто хорошо видна щель между надклювьем и подклювьем. У овсянок сезонная, возрастная и половая изменчивость окраски усложняет определение этих птиц, так как молодые и самки разных видов часто (особенно в поле) различаются с трудом.   Эта обширная группа певчих птиц, настолько близких к вьюрковым, что нередко их объединяют в одно семейство. Однако различия между ними имеются как в строении, так и в образе жизни. Характерной анатомической чертой овсянковых является строение рогового нёба, на котором три продольных валика, сливаясь сзади, образуют бугорок для раздавливания семян. Клюв конический, чуть тоньше, чем у вьюрковых, и не вздутый у основания; нижний режущий край надклювья образует тупой угол. В окраске взрослых птиц не бывает металлического блеска, а для птенцового наряда характерна продольная испещренность. Вообще овсянки окрашены гораздо скромнее вьюрковых.  Овсянки более наземны, чем вьюрки. Они не только кормятся, но и гнездятся большей частью на земле. По сравнению с вьюрковыми они более насекомоядны, так как все без исключения выкармливают птенцов беспозвоночными. Да и в питании взрослых птиц животные корма занимают большее место, чем у вьюрковых. Наконец, овсянки гораздо более слабые певцы, чем вьюрковые: песня у большинства видов короткая и однообразная.  Населяют чаще всего заросли кустарников в открытых ландшафтах, некоторые проникают в тундру. Есть виды, живущие высоко в горах. Многие селятся в культурном ландшафте, не избегая соседства человека. Живут парами, колониальных видов среди овсянковых нет. В кладке 4-6, очень редко 7 яиц, для рисунка их характерны не только пятна, но и тонкие извилистые линии. Насиживают кладку самки в течение 12-14 дней, столько же времени птенцы находятся в гнезде.  Взрослые овсянки линяют один раз осенью, но у некоторых видов (например, черноголовая и желчная овсянка) есть дополнительная предбрачная линька. Кроме того, многие виды в конце лета на короткий период надевают дополнительный наряд, в котором трудно отличить не только самцов от самок, но и молодых от взрослых.  Наибольшее число видов овсянок обитает в Центральной и Южной Америке, меньше овсянок - в Евразии, причем основная доля их видового разнообразия приходится на самые восточные районы континента.

Подсемейство ·Ласточковые танагры - Tersininae