Род ·Мухоловки настоящие, или серые - Muscicapa | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род ·Мухоловки настоящие, или серые - Muscicapa

Род Мухоловки настоящие

Muscicapa striata Род Мухоловки настоящие - Muscicapa - включает мелких птиц, величиной с воробья или немного мельче. Хвост недлинный, прямой, часто с вырезкой на конце. Характерная манера сидеть неподвижно или взмахивать крыльями на сухой выдающейся ветке, взлетая за пролетающими насекомыми и вновь возвращаясь на прежнее место. Перелетные птицы.

Из общего количества мухоловок, живущих в России, наиболее известными являются три вида. Эти три вида широко распространены, встречаясь по всей территории России на гнездовье или на пролетах. Самая крупная из них — серая мухоловка, окрашенная в серо-бурые тона, более темные на верхней части тела и светлые на груди, покрытой редкими продольными пестринами. Распространена от западных границ до Забайкалья. Обитает в лесах, садах, парках, часто селится возле человеческого жилья. Улетает на зимовку в Африку. Гнездо строит в полудупле, за отставшей корой деревьев. В кладке 4-6 зеленоватых с ржавыми пятнами яиц. Голос — резкое «тсить-тить».

Самая маленькая из мухоловок — малая мухоловка. У самца, напоминающего по общей окраске зарянку, серовато-бурая верхняя часть тела, бока шеи и зоба пепельно-серые, на горле и верхней части зоба расплывчатое красно-рыжее пятно, нижняя часть тела белая. Крылья темно-бурые. Самка малой мухоловки вся бурая, без серого и красно-рыжего цветов в оперении. Распространена от западных границ до Камчатки. Обитает в лиственных и хвойных лесах. Зимует в Индии. Гнездо в дупле или полудупле. В кладке 5-6 розоватых или зеленоватых с ржавыми пятнами яиц. Голос — потрескивание и звонкая трель.

Мухоловка-пеструшка имеет в своем оперении черные, черно-бурые и белые пятна. У взрослого самца окраска верха черная, на лбу белое пятно, на крыльях белые поперечные удлиненные пятна, низ тела белый. Распространена от западных границ до Енисея. Обитает не только в лесах, садах и парках, но активно заселяет и крупные города. Голос — звонкое «пик-пик» и громкая песня. Гнездится в дуплах. В кладке 5-7 светло-голубых яиц. Мухоловку-пеструшку легко отличить от других мухоловок по характерной пестрой окраске.

Еще один вид мухоловок встречается в России на Дальнем Востоке. Это синяя мухоловка — одна из красивейших птиц нашей страны. У самца голубовато-синий верх, черный «передничек» и ярко-белое брюшко. Окраска самки более скромная, оливково-серая. Песня звучная, разнообразная, представляет набор громких приятных трелей с включением заимствованных у других птиц колен. Гнездо строит в полудупле или в небольшой нише. В кладке 4-5 бело-розовых яиц.

Мухоловок очень редко держат в клетках. Это довольно нежные птицы, которых очень тяготит неволя. Они довольно редки на птичьих рынках наших городов. Их ловят случайно при ловле других птиц, но если все-таки они попадают в клетку, их держат на обычном для насекомоядных птиц корме.
В роде 21—23 вида, распространенных в Африке, Евразии, на островах Зондских, Филиппинских и Новой Гвинее. В фауне бывшего СССР представлены пять видов. Большинство видов умеренных широт — перелетные птицы. Это маленькие и средних размеров птицы, населяющие различные типы лесов и саванны. Питаются они насекомыми, которых подкарауливают с присады и ловят на лету. Гнезда устраивают на ветвях деревьев и кустарников, в разнообразных нишах и полудуплах. В Красную книгу включен один вид - Лендуйская мухоловка Muscicapa lendu (Chapin, 1932)