Семейство ·Мухоловковые - Muscicapidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Мухоловковые - Muscicapidae

Мелкие птицы длиной 1-12 см массой 8-30 г. От близких групп древесно-кустарниковых насекомоядных воробьиных отличаются характерной вертикальной посадкой на присадах. Голова крупная, глаза большие, ноги довольно слабые с относительно короткими  цевками, покрытые спереди несколькими поперечными щитками и тонкими пальцами. Ноги мухоловки используют в основном не для передвижения (лазанья, прыганья), а лишь для фиксации на ветке.

Клюв у них короткий, или средней длины, широкий у основания и уплощенный, но с хорошо выраженным коньком надклювья. На вершине надклювья есть небольшой крючок. Ноздри широко расставлены, полуприкрыты перьями. Хорошо развиты щетинки в углах рта.
Крылья у Muscicapidae удлиненные и слегка заострены. Имеют 10 первостепенных маховых. Полет быстрый, маневренный. Хвост небольшой, средней длины. Вершина  хвоста обрезана прямо или имеет небольшую вилочку.
Оперение мухоловковых мягкое, иногда рассученное. Окраска очень разнообразна: от невзрачной серой, бурой, часто с продольными пестринами (роды Muscicapa, Myioparus, Rhinomyias, Humblotia) и желтовато-оливковой (Culicicapa)  до контрастной. В них присутствуют такие цветовые гаммы, как блестяще-синие, черные, белые, оранжевые, ярко-желтые тона (Eumyias, Cyanoptilia, Muscicapella, Nultava, Cyornis,  большинство видов из родов Melaenornis, Ficedula).

Обычно верх, включая крылья и хвост, бывает черный, синий или голубой. Порой на крыльях по бокам шеи имеются металлически-блестящие участки, низ от белого до кирпично-красного, иногда тусклый, но тогда яркое пятно-маркер развито на горле или груди.

Иногда развиты светлые брови. Светлые поля бывают на лбу, крыльях или хвосте. Именно для этой группы родов характерен резкий половой диморфизм. Самки буровато-серые, буровато-охристые без ярких пятен или контрастного рисунка. Лишь у бирюзовых (Eumyias) и черных (Melaenornis) мухоловок самки зеленовато-голубые, черные, черно-белые, как самцы. Молодые птицы окрашены в неяркие тона и имеют чешуйчатый или пятнистый рисунок, подобно большинству дроздовых. В первом взрослом наряде самцы похожи на самок.

У ряда видов окончательный брачный наряд птицы надевают лишь на втором и даже третьем году жизни, в размножении же участвуют, как и самки, уже со следующего календарного года. У части видов мухоловковых в году бывает одна линька – полная послебрачная, у многих есть и частичная предбрачная.

Песни данного вида птиц весьма разнообразны. Бывает, что преобладают пронзительные цикающие и скрипящие звуки. У самцов некоторых мухоловок есть довольно мелодичная. звучная песня, у других же (например, серой мухоловки) песня редуцирована. В отличие от многих славковых и дроздовых, мухоловковые поют только в светлое время суток.

Мухоловковые обитают в ландшафтах с древесно-кустарниковой растительностью от северной границы тайги до тропических лесов и полупустынь с редкими деревьями и кустами. Оранжевогорлая (Ficedula strophiata) и сосновая (F. hodgsonii) мухоловки гнездятся в Гималаях до высот 3800-3900 м.
В отличие от славковых и синиц, мухоловки не находятся в постоянном движении в кронах, часто они довольно долго неподвижно сидят на присадах, изредка подергивая хвостом и наблюдая за пролетающими насекомыми. Характерный способ охоты, отраженный и в названии, - преследование насекомых в воздухе в коротком броске.

Мухоловки охотятся главным образом в среднем и нижнем ярусе (очень крупные зоркие глаза позволяют заметить жертву даже в полумраке под пологом леса), немногие – над кронами.
Жизненная форма «мухоловки» широко распространена. Нельзя сказать, что эти черты наиболее полно выражены именно у «настоящих» мухоловок Muscicapidae, но они исторически оказались лучше других изученной группой, давшей название всему морфо- и экотипу.
Правда, иногда мухоловки добывают насекомых, как пеночки и синицы. Они обследуют ветки и листья деревьев.
На землю спускаются очень редко, наземных видов нет. Растительные корма (семена, ягоды, бутоны) встречаются в рационе лишь случайно. В связи с основной стратегией кормодобывания мухоловки активны в светлое время суток.
Мухоловковые держатся главным образом поодиночке, избегают загущенных древостоев, тяготеют к опушкам, полянам, вырубкам. Многие виды охотно заселяют мозаичные антропогенные ландшафты, гнездятся возле жилищ человека.

Мухоловки- перелетные птицы, зимуют в тропиках. Они прилетают довольно поздно, с наступлением устойчивого тепла и повышением активности летающих насекомых, а улетают рано. Тропические мухоловки оседлы или кочуют. Горные виды совершают вертикальные сезонные перемещения. Во внегнездовой период иногда образуют небольшие рассеянные группы или присоединяется к смешанным стайкам воробьиных.

В большинстве  птицы моногамны, для некоторых пар отмечены бигамные пары, развиты и настоящая полигамия. У данного вида птиц развит кооперативное гнездование, а также гнездовое помощничество. Обычно самцы ревностно защищают гнездовой участок, маркируют его границы пением, песней привлекают также самок. Яркие виды, например синяя мухоловка нередко выбирает для пения сухие деревья, чтобы демонстрировать и окраску. Наличие такого дерева иногда является определяющим в выборе гнездового участка.

Гнездовые постройки у большинства видов чашеобразные, реже шарообразные с боковым входом. Часть видов гнездится открыто в развилках веток, на сучках у ствола. Часть - сверху в еловых лапах (например, сибирская, ширококлювая мухоловки), а также в нишах земляных обрывов, скалистых стенок (синяя мухоловка). Они часто  бывают искуссно замаскированы мхом, паутиной, кусочками лишайника и бересты.
Для других видов характерно закрытое или полузакрытое гнездование – в вершинах пней с выгнившей сердцевиной, в полудуплах, за отставшей корой (серая мухоловка), либо в настоящих дуплах (мухоловка-пеструшка). Дуплогнездники охотно заселяют дуплянки, синичники,  а также другие искусственные гнездовья.

У тропических видов  в кладке 2-4 яйца, в умеренных широтах кладка можно насчитывать 5-10 яиц – светлых, обычно с мелкими темными крапинами. У большинства видов насиживают кладку оба партнера, у некоторых – только самка, которую кормит самец. Инкубация длится 10-18 дней, примерно столько же – выкармливание птенцов в гнезде. В моногамных парах оба пола проявляют при выкармливании  одинаковую активность, при бигамии или полигамии самец помогает выкармливать потомство лишь основной партнерше. Непродолжительное время слетки остаются с родителями, затем выводок распадается. В году бывает лишь одна кладка. Между некоторыми симпатричными видами известны гибриды.
Некоторые мухоловки входят в число видов-доминантов в лесных биотопах. В то же время лишь в немногих (преимущественно тропических) регионах мухоловковые сравнимы по уровню разнообразия с дроздовыми или славковыми. В Международной Красной книге – 16 видов, уязвимыми считаются еще 14 видов.

Существует широкий спектр мнений относительно объема ранга и родственных связей мухоловковых в целом и отдельных таксонов группы. Ситуация осложняется еще тем, что многие неродственные виды схожи меж собой из-за близких экологических ниш.
В самой узкой трактовке (принятой Е.А. Кобликом, Московский Зоологический музей. МГУ) мухоловковые объединяют 9-13 родов с примерно 110 видами, распространенными только в Евразии и Африке. Для тропической Африки эндемичны черные мухоловки (Melaenornis), включая Bradornis, Empidornis, Fraseria, Sigelus, (15 видов), синицевая мухоловка (Myioparus plumbeus) и 15 из 22-х видов настоящих мухоловок (Muscicapa).

Желтоклювая мухоловка (Humblotia flavirostris) и ньютонии (Newtonia)- 4 вида (порой этот род относят к славковым) характерны для Мадагаскара и Коморских островов. Автохтоны Евразии – их 7 видов настоящих мухоловок.
Лазурные (Eumyias), джунглевые (Rhinomyias, 10 видов), пестрые (Ficedula, 28 видов), канареечные (Culicicapa, 2 вида),  мухоловки-нилтавы (Niltava, 9 видов), мухоловки-циорнисы (Cyornis, 14 видов), синяя мухоловка (Cyanoptila cyanomelana),  мухоловка-крошка (Muscicapella hodgsoni). Особенно высок процент видов-эндемиков на Зондских и Филиппинских островах, однако восточнее Тимора и Молуккских островов мухоловки не проникли. Родиной группы в данной трактовке представляются тропики Азии.

В некоторых классификациях, основанных на традиционных признаках, в семейство включают группу так называемых «зарянковых мухоловок», или «австралийских зарянок» - 11-12 родов с примерно 40 видами. Распространенными в Австралии и океании. В других трактовках их считают отдельным семейством Eopsaltridae, либо присоединяют к монархам, свистунам или австралийским славкам.

Австралийские зарянки, как и говорит их название, обликом и экологическими предпочтениями напоминают скорее мелких лесных дроздовых, а не мухоловковых. Это насекомоядные птицы нижнего яруса леса, большинство хорошо передвигается по лесной подстилке на довольно сильных ногах. Клюв у них короткий и заостренный, практически не уплощен. Хвост средней длины, часто с небольшой вилочкой на вершине. Окраска самцов яркая, сочетает черные и белые, иногда черные, белые и красные тона. Самки буровато-оливковые или сероватые. Они неплохо поют.

В Австралии обитают виды из родов Miroeca, Petroica (включая Melanodryas), Tregellasia, Eopsaltria, Pheneoenanthe, Poecilodryas, Heteromyas. Длинноногая (Petroica australis) и майорийская (P. macrocephala) петроики – эндемики Новой Зеландии, а черная чатемская петроика (P. Traversi) обитает на Чатемском архипелаге, причем вся мировая популяция вида до недавнего времени была сосредоточена лишь на площади 0,04 кв.км – склонах вулкана Тапуаэнуку на островке Малый Мангаре.
Во избежание губительных случайностей, например, извержения вулкана, часть птиц пернеслась на более крупный остров Рангатира.

В настоящее время численность черной петроики растет и достигла 260 особей. Но вид продолжает фигурировать в красной книге МСОП.

В более широкой трактовке к мухоловковым на правах подсемейств относят сержкоглазок, монархов, веерохвосток, свистунов – группы, распространенные главным образом в Австралии и Океании, тропиках Африки и Азии.
В этом объеме семейство включает уже до 7 родов и до 400 видов, а область обитания его представителей распространяется на юг и восток до Полинезии, Новой Зеландии и островов Субантарктики. В еще более широком понимании к мухоловковым относят также дроздовых, славковых, корольковых, тимеливевых, суторовых, австралийских крапивников, шипоклювок.
В этом случае семейство становится не только самым крупным в классе (до 1500 видов), но и на порядок превосходящим в объеме любое другое.

Некоторые систематики предлагали отнести сюда также крапивгиковых, оляпковых, пересмешниковых, завирушковых.
Широкая трактовка семейства оказалась чрезвычайно неудобной в прикладном отношении и не слишком корректной в теоретическом плане.  По данным молекулярных исследований мухоловковые (в узком смысле) должны быть объединены с дроздовыми в семейство Muscicapidae с двумя подсемействами, принадлежащими к стволу «Рasserida».

В России на гнездовании отмечено 12 мухоловок из трех родов. Только в дальневосточном регионе гнездится 8 видов, отмечен залет сероголовой канареечной мухоловки (Сulicicapa ceylonensis).

К роду Muscicapa относятся широко распространенная в Европейском части, на Урале, в Западной и Средней Сибири серая мухоловка (M. striata), дальневосточно-сибирские ширококлювая (M. latirostrus=dauurica) и сибирская (M. sibirica) мухоловки, дальневосточно-камчатская пестрогрудая мухоловка (M. griseisticta).

Представитель монотипического вида – крупная синяя мухоловка (Cyanoptila cyanomelana),  гнездящаяся в Приморье, на юге Приамурья, Сахалине, Курилах. Она отличается сине-черно-белой окраской самцов и серовато-коричневой с белым пятном на горле окраской самок.
Наиболее разнообразны в нашей стране пестрые мухоловки.

Источник: Коблик Е.А. Разнообразие птиц

Семейство Мухоловковые - Muscicapidae

разделяют на два подсемейства:

*  Подсемейство Muscicapinae
          o Род Cyornis
          o Род Muscicapella
          o Род Culicicapa
          o Род Horizorhinus

* Подсемейство Saxicolinae (ранее включенные в Turdidae)
          o Род Tarsiger
          o Род Cercomela
          o Род Myrmecocichla
          o Род Thamnolaea

а также род Hodgsonius
Источник: Del Hoyo, J.; Elliot, A. & Christie D. (издатели). (2006). Handbook of the Birds of the World.

Подсемейство ·Мухоловковые - Muscicapinae