Семейство ·Дроздовые - Turdidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Дроздовые - Turdidae

Семейство Дроздовые

Turdus iliacus Семейство Дроздовые - Turdidae - мелкие и средние певчие птицы, распространённые как в восточном, так и в западном полушарии. Классификация семейства в настоящее время находится в стадии пересмотра — разные таксономические системы дают различное представление о семействе. В частности, третье издание книги Howard & Moore Checklist, перечисляющей всех известных видов птиц, 180 видов (в том числе соловьи, варакушки, зарянки и горехвостки) из более 300, традиционно причисляемых к дроздовым, отнесла к семейству мухоловковых. Представители семейства известны прежде всего своим мелодичным пением, что выгодно выделяет их среди других птиц.

Небольшие и среднего размера птицы, стройные, подвижные, плотного телосложения. Самым маленьким представителем семейства следует считать вид Monticola sharpei, относящийся к каменным дроздам — его длина в среднем составляет 14.5 см, а вес 21 г. Самый крупный вид — синяя птица (Myophonus caeruleus) с длиной 33 см и весом около 178 г. Все виды имеют близкие морфологические характеристики: очертания тела, длина ног и хвоста и особенности строения клюва. Одной из характерных особенностей дроздовых является их привычка отдыхать со слегка опущенными крыльями, что создаёт впечатление присевшей птицы. Кроме того, все дроздовые передвигаются по земле прыжками.

Клюв сильный, прямой, скорее тонкий, с открытыми ноздрями, часто слегка загнут на кончике. Крылья в большинстве случаев закруглённые, за исключением некоторых перелётных видов, у которых они более длинные и суженные на концах; имеют 10 первостепенных маховых перьев. Кроющие перья крыльев, как правило, очень короткие. Хвост короткий, прямоугольной формы, состоит из 12 рулевых перьев. Ноги средней длины, довольно сильные, имеют сросшиеся роговые пластинки, как правило более крупные и плотные по сравнению с другими родственными группами птиц. Хохолки, горловые мешочки, кольца перьев вокруг шеи и другие выделяющиеся особенности отсутствуют. Оперение по своей цветовой гамме может быть очень разнообразным, от яркого и контрастного до скромного и покровительственного, однако всё же преобладают спокойные, неяркие тона. В период размножения у многих видов на спине заметны многочисленные светлые пятнышки, а на брюшке тёмные. Половой диморфизм может быть как выраженным, так и нет. Например, у чёрных дрозов (Turdus merula) самцы выглядят полностью чёрными, тогда как самки тёмно-бурыми с более светлой грудкой и беловатым горлом. С другой стороны, у странствующего дрозда (Turdus migratorius) оба пола выглядят практически одинаково.

Дроздовые распространены по всему миру, за исключением полярных областей и некоторых отдалённых островов. Некоторые отдельные виды являются эндемиками на небольшой территории: например, три вида каменных дроздов (Monticola) — M.sharpei, M.imerinus и M.bensoni обитают исключительно на Мадагаскаре — острове, чья флора и фауна значительно отличаются от ближайшего африканского побережья. Белоспинный дрозд (Turdus kessleri) гнездится исключительно в хвойных лесах в Гималаях на западе Китая и в Непале. В основном всё же дроздовые обитают на значительной площади: например, странствующий дрозд распространён практически на всей территрории Северной Америки и даже иногда залетает в Европу[2][3]. Ареал чёрного дрозда, включая интродуцированные популяции, является одним из самых больших среди всего семейства: его можно увидеть гнездящимся в Европе, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной Африке, Австралии и Новой Зеландии.

Птицы, обитаюшие в умеренных широтах, являются перелётными. Луговой чекан (Saxicola rubetra), гнездящийся на обширной территории Европы и Азии, в том числе в Российской Федерации, в зимнее время мигрирует в Африку. Популяции певчего дрозда (Turdus philomelos), обитающие на севере Европы и в Гренландии, в зимнее время также перебираются на район Средиземного моря и в Северную Африку. С другой стороны, птицы, живущие в тропиках и субтропиках, ведут оседлый образ жизни либо кочуют на небольшие расстояния.

Дроздовые — главным образом лесные птицы, обитающие в лесистой местности, зарослях кустарников, в расселинах скал, на обрывах, а также в городских садах и парках с большим количестом древесной растительности. Условия обитания отдельных видов могут быть как достаточно специфическими, так и включать в себя довольно широкий диапазон. Некоторые виды живут вблизи от человеческого жилья и даже обустроились внутри урбанизированных городов. Например, странствующий дрозд свободно гнездится в парках Нью-Йорка: Центральном и Проспект парках. Ещё один обитатель Северной Америки, восточная сиалия (Sialia sialis), предпочитает селиться не только в природном редколесье, но и обживает культурные цветники и сады. В Европе охотно уживается в садах зарянка, или малиновка (Erithacus rubecula). С другой стороны, южный соловей (Luscinia megarhynchos) гнездится исключительно в густом подлеске лиственных и смешанных лесов, где его трудно обнаружить из-за обильной растительности. Среди птиц, не привязанных к лесным массивам, можно назвать чернохвостку (Cercomela melanura), обитающую вдоль высохших русл рек, в расселинах скал и посреди немногочисленных кустарниковых акаций на Ближнем Востоке.

Все дроздовые в основном моногамны, но при случае самка или самец могут иметь и дополнительного партнёра. В случае миграции к местам гнездовий прилетают рано, а покидают их поздно. В период размножения самцы самозабвенно поют, подзывая самок. Гнездо строится рано, ещё до появления листвы, преимущественно самкой, чаще всего на ветвях деревьев и кустарников (как у деряб (Turdus viscivorus)) либо на прямо на земле, реже в дуплах или норах. Живущие в населённых пунктах птицы, такие как чёрные или странствующие дрозды, могут использовать для строительства гнезда и городскую инфраструктуру вроде светофоров и навесов либо неиспользуемую хозяйственную утварь, такую как перевёрнутые вёдра или рыбачьи лодки. Обыкновенная каменка (Oenanthe oenanthe) своё гнездо прячет в расщелинах между камнями, в трещинах глинистых обрывов или естественных землянных пустотах. Горихвостки (Phoenicurus phoenicurus) занимают дупла деревьев, проёмы в поленницах дров или промежутки между корнями деревьев. Соловьи (Luscinia luscinia) своё нездо строит прямо на земле, в густой растительности либо между корнями кустарника. У большинства видов гнездо имеет глубокую чашеобразную форму и состоит из множества веточек, скреплённых травой, илом, грязью или навозом.

Количество и размер кладок у дроздовых сильно варьирует у разных видов. У соловьёв кладка происходит один раз за сезон и обычно состоит из 4—5 яиц оливкового цвета. У горихвостки самка откладывает 5-7 яиц. Восточная сиалия (Sialia sialis) способна отложить 3-7 яиц два или три раза в год. В любом случае смертность среди птенцов высокая, и в результате за сезон выживают только один-два птенца, остальные погибают от болезней, голода, хищников или несчастных случаев. Яйца чаще всего с краплением, реже одноцветные. Птенцы вылупляются слепые и голые и первоначально покрываются пухом.

Преимущественно насекомоядные, но многие виды в большом количестве употребляют в пищу питаются различными насекомыми и их личинками, дождевыми червями, ягодами и другими плодами растений. Среди исключений можно назвать каменных дроздов (Monticola spp.), питающихся исключительно животной пищей. Певчий (Turdus philomelos) и африканский (Turdus pelios) дрозды, а также разновидность синей птицы Myophonus horsfieldii в местах, где имеется такая возможность, разбивают о скалы улиток и употребляют в пищу их содержимое.

Как правило, птицы этого семейства ищут себе корм на земле, прислушиваясь к посторонним звукам, ковыряясь в ворохе опавшей листвы либо среди корней кустарников. Сиалии (Sialia) кормятся на деревьях среди листьев либо ловят насекомых на лету.

Дроздовые круглый год придерживаются своей обособленной территории, выбрав которую громко поют, привлекая самок и предупреждая самцов. Охраняют от птиц как гнездо, так и кормовую территорию — например, ягодный куст. Многие птицы ночуют группами — например известно, что рябинники (Turdus pilaris) собираются большой группой до 20 тыс. особей.

Систематика