Род ·Чечевицы - Carpodacus | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род ·Чечевицы - Carpodacus

Род Чечевицы

Carpodacus cassinii Род Чечевицы - Carpodacus - включает птиц величиной с воробья (большая чечевица — со скворца). Окраска старых самцов с красным или блестяще-розовым; самки и самцы до двух лет включительно окрашены в буровато-серый наряд с темными продольными пестринами.

Клюв у чечевицы сильный, конический (как у веленушки), но все же не так вздут, как у снегиря. Самая крупная наша чечевица так и называется большая чечевица (С. rubicilla). На Кавказе ее иногда именуют «кавказский щур». От других видов она хорошо отличается размерами — длина крыла более 10 см (в пределах 10,3—12,2 см). У взрослого (трехлетнего и более) самца очень красивое, карминно-красное (малиново-красное) оперение на голове, горле и груди с маленькими серебристыми крапинками. Спина темная, буровато-красная, маховые и рулевые бурые, надхвостье красное или розовое. Самки и молодые буровато-серые, с темными продольными пестринами на спине и темными округлыми пятнами на груди. «Серые» большие чечевицы крайне сходны с «серыми» же (самками и молодыми самцами) розовыми чечевицами (С. rhodochlamys). Однако у них на груди темные пестрины не округлые, а продольные и, конечно, размеры меньше (крыло 8,3—9,5 см). Старые самцы розовых чечевиц одеты на голове и брюшной стороне тела блестящим розовым нарядом с некоторым перламутровым отблеском. Обычно этот цвет описывают как серебристо-розовый. Он есть у самцов урагусов, а также на горле и передней части «шапочки» (лоб и темя) у старых самцов сибирской чечевицы (С. roseus). Сибирская чечевица ростом с воробья (крыло длиной 8,1—9,3 см). У самца в оперении красные спина, голова и поясница (на спине при этом темные пестрины). Хвост и крылья бурые. Самка более невзрачная, буровато-серая хотя имеет тоже заметный красный налет на спине и красное оперение на лбу и надхвостье. Сибирская чечевица обитает в хвойных  лесах,   придерживаясь  придолинных   участков.

Обыкновенная чечевица (С. erythrinus) — самая мелкая из всех и шире всех распространенная. Крыло длиной 7,3—8,8 см. Самец почти весь красный, но спина и поясница с сильным бурым оттенком, низ ярко-красный, светлеющий на брюхе. Спина без темных продольных пестрин. Даже у самок на спине центры перьев лишь слегка темнеют (молодые — с пестринами). Низ у самок с заметными пестринами на груди и со светлыми горлом и брюхом. В начале лета чечевица выдает свое присутствие характерной песней из свистов, которая передается как «витю-видел» (с вопросительной интонацией). Живут эти птицы в заросших кустарником долинах рек, по опушкам лесов и даже среди высокотравных лугов. На зиму птицы улетают, а появляясь в средней полосе, приступают к гнездованию поздно — в середине мая.

Все чечевицы питаются главным образом растительным кормом, включая семена, ягоды, побеги трав и кустарников, изредка насекомых (это более свойственно последнему виду).

Гнездятся чечевицы на кустах или в скалах, в кладке 3-6 голубоватых с темными пятнами яиц. В России четыре вида, из которых в европейской части встречается только обыкновенная чечевица.

Арчовая чечевица  - Carpodacus rhodochlamys