Семейство ·Вьюрковые - Fringillidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Вьюрковые - Fringillidae

Семейство Вьюрковые

Carduelis carduelis Семейство Вьюрковые - Fringillidae - многочисленное и одно из самых распространённых семейств певчих птиц. Представители семейства имеют мелкие и средние размеры; длина тела 10—22 см. Плотного телосложения с короткой шеей, круглой головой и средних размеров крыльями с плотным густым оперением различной окраски. Самцы обычно окрашены ярче самок, в окраске нередки красный, жёлтый и зелёный тона. Крылья с девятью маховыми перьями. Хвост состоит из 12 рулевых перьев, средней длины (реже короткий или удлинённый), прямо отрезанный или с выемкой посредине.

Размеры и форма клюва различны в зависимости от пищевой специализации. У одних вьюрковых клюв ясно конический, массивный, приспособлен для шелушения или раздавливания семян, снабжён более или менее вздутым валиком у основания и не имеет боковых зубчиков. У других видов клюв тонкий и служит для извлечения семян из соплодий, например, репейника; у клестов надклювье и подклювье на вершине перекрещиваются — приспособление для извлечения семян из шишек ели и сосны. Основание надклювья не вдается углом в оперение лба.

Распространены широко, отсутствуют на Мадагаскаре, в Новой Гвинее, в Австралии и Океании. Населяют все зоны: от кустарниковой тундры до пустынь и тропиков и от уровня моря до альпийского пояса гор. Особенно многочисленны в умеренных широтах. Примерами европейских вьюрковых могут служить снегири, клесты, зяблики и некоторые другие. На территории бывшего СССР обитают 35 видов.

Многие виды связаны с древесной или кустарниковой растительностью, обитая в лесах или зарослях кустарников, но есть и обитатели пустынь; некоторые вьюрковые селятся у жилья человека. Северные виды перелётны, южные — оседлы; горные вьюрковые зимой спускаются в долины.

Большинство вьюрковых держится стаями. Полёт этих птиц характеризуется дугообразной линией. Вьюрковые хорошо поют, обладают приятными и звучными голосами.

Вьюрковые питаются преимущественно растительным кормом (семенами, зёрнами и ягодами), в незначительной степени насекомыми (главным образом во время гнездования).

Вьюрковые являются моногамами. Гнездятся за редким исключением отдельными парами. Гнёзда устраивают открытые, из травы и веточек, с глубоким лотком, выстланным шерстью, перьями, волосом и т. п., на деревьях, кустах и на земле. Строит гнездо и насиживает яйца самка (иногда самка и самец).

Кладка яиц у большинства видов вьюрковых бывает один раз в год, но у некоторых — два (зяблики, зеленушки, коноплянки и др.) и даже три раза. В одной кладке может быть 2—6 (редко 8) яиц, обычно пёстрых. Насиживание длится 10—14 суток. Птенцов выкармливают семенами, отрыгивая их из пищевода, иногда насекомыми. По окончании гнездового сезона обычно собираются в стаи.

Некоторые вьюрковые наносят вред сельскому хозяйству (дубоносы, коноплянки, зеленушки и др.), повреждая зерновые и огородные культуры, или лесному хозяйству (клесты, щуры и др.), поедая семена древесных пород. Приносят пользу, поедая семена сорняков и насекомых-вредителей.

Классификация

Семейство насчитывает 21 род, один из которых (лат. Chaunoproctus) является вымершим.

Подсемейство ·Зябликовые - Fringillinae