Семейство ·Бюльбюлевые, или короткопалые дрозды - Pycnonotidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Бюльбюлевые, или короткопалые дрозды - Pycnonotidae

Семейство Бюльбюлевые, или короткопалые дрозды

Pycnonotus jocosus Семейство Бюльбюлевые, или короткопалые дрозды - Pycnonotidae - действительно внешне напоминают дроздовых или славковых птиц. Это древесные и кустарниковые птицы размерами от воробья до дрозда.

Обитают они преимущественно в тропической части Азии, Африки и островах Океании. В семействе до 119 видов, объединенных в 15-21 род. Центральным родом является Pycnonotus, включающий около 50 видов.

На территории СНГ встречаются представители двух видов: короткопалый бюльбюль (Microscelis amaurotis) и белощекий бюльбюль (Pycnonotus ieucogenys). Первый встречается на юге Дальнего Востока, а возможно, и гнездится на о.Кунашире. Второй залетает в долины рек Сурхандаръи и Пянджа.

У бюльбюлей короткий или средней длины крепкий клюв. Он слегка изогнут по коньку. Крылья довольно Длинные с округлой вершиной. Хвост длинный, несколько закруглен. Лапы короткие, с короткими, но крепкими пальцами. Оперение мягкое и рыхлое. У ряда видов на голове имеется хохолок. Окраска неяркая, из сочетания желтых, коричневых и зеленых тонов с черными, белыми и красными пятнами. Полового диморфизма в окраске нет.

Населяют бюльбюли кустарниковые заросли и кроны деревьев в высокоствольных тропических лесах. Встречаются они также в садах и парках многих южных городов. На юго-востоке Вьетнама нами встречено 6 видов этих интересных птиц. Только один из них был типичным обитателем верхнего яруса леса - чернохохлый бюльбюль (Pycnonotus melanicterus), остальных можно отнести к типичным кустарниковым птицам. Интересно, что чернохохлый бюльбюль имеет и самую яркую окраску, да пожалуй, и самый приятный голос. Его голова и клюв блестящего черного цвета, оперение остальной части тела золотисто-желтое (низ) и коричневато-желтое (верх). На голове длинный заостренный хохол. Несмотря на то, что птицы этого вида обитают далеко вверху - на вершинах громадных деревьев многоярусного леса, они хорошо заметны из-за солнечной окраски оперения и привлекающей к себе песни, состоящей из разных свистовых колен.

Другие виды имеют покровительственную окраску. Среди них выделяется, пожалуй, только красноухий бюльбюль (Pycnonotus jocosus) - самая многочисленная птица кустарников и вторичного мелкого леса. Этот вид наиболее часто встречается в клетках вьетнамских любителей птиц. Его неоднократно завозили и в Москву. Окрашен он в коричневато-бурые тона, на голове длинный хохол из черных перьев. Верх головы и "ошейник" черные, за глазом ярко-красное пятнышко, ушные перья и горло белые, брюшко беловато-серое. В клетке, да и на воле он постоянно исполняет свою несложную, но мелодичную и приятную для слуха песенку. Строй его короткой песни напоминает перепелочье "спать пора".

Питаются бюльбюли в основном мелкими плодами и ягодами, но нередко употребляют в пищу различных насекомых. Гнездятся в гуще ветвей кустарников или в кронах деревьев. Птицы строят чашеобразные гнезда, в которые откладывают чаще 2-3, реже до 5 яиц. Их окраска бывает розовой или белой с коричневым крапом. Гнезда представляют собой довольно крупные и прочные сооружения, аккуратно сплетенные из корешков, стебельков и другого растительного материала, переплетенного паутиной. Лоток выложен лыком и волосом.

А. Брем пишет о том, что в Индии и на Цейлоне издавна устраивают бои самцов бюльбюлей, для чего выращивают птенцов и приучают их к поводку из нитки, который привязывается к ножке птички. Птица должна быть настолько ручной, чтобы спокойно сидеть на руке хозяина. Во время боя за нитку растаскивают особенно разъярившихся бойцов, поскольку они могут убить друг друга.

Кормят бюльбюлей в неволе мягким кормом, фруктами и овощами, а также мучными червями и другими насекомыми. При хорошем уходе птицы живут до 10 и более лет.

Классификация