Семейство ·Шалашниковые, или беседковые птицы - Ptilonorhynchidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Шалашниковые, или беседковые птицы - Ptilonorhynchidae

Семейство Шалашниковые

Ptilonorhynchus violaceus Семейство Шалашниковые, или беседковые птицы - Ptilonorhynchidae - объединяет 18-22 вида птиц размером от 23 до 40 см, распространенных во влажных лесах Новой Гвинеи, Австралии и прилежащих островов. Оперение серое или бурое с жёлтым или оранжево-красным, реже зелёное или фиолетовое.

Самцы строят из веток конусы (высотой до 2 м) вокруг небольших деревьев или шалаши, украшая их и площадку перед входом яркими или блестящими предметами - цветами, плодами, раковинами, жуками и т.п.

У некоторых беседковых птиц, например у фиолетового шалашника (Ptilonorhynchus violaceus), стенки шалаша окрашены мякотью плодов или размельченным углем, шанным со слюной. Самец токует около беседки несколько недель и даже месяцев. Половое созревание  самки и спаривание происходят в начале дождливого сезона, когда появляются насекомые - пища для птенцов. Гнёзда  на деревьях или в кустарниках. В кладке 1-3 яйца.

Беседковые птицы интересны своей повадкой:  самец строит удивительный по красоте шалашик. Но это не гнездо, где поселится его избранница и вырастит ему замечательное потомство. Это исключительно место свидания с партнершей. Да и не с одной.

Шалашник, в зависимости от вида, выбирает себе определенный материал для строительства. Это могут быть и ветви, и хитро сплетенные травинки. И даже косточки. Пятнистый шалашник собирает небольшие выбеленные кости мелких животных!  Самец тащит в «дом» всякие диковинки. Ягоды, цветы, ракушки и яркие перья украшают вход и внутреннее убранство шалаша. А если рядом живут люди, то в дело пойдут и бусы, пуговицы, монеты, очки, драгоценности — все, что плохо лежало и привлекло внимание птицы, охваченной творческим порывом.

Чувственные натуры, шалашники любят работать с цветом. Атласный шалашник из Австралии отдает предпочтение голубому. В дело идет все голубое: жуки, перья, цветы, бутылочное стекло, пробки, лоскутки. Он даже может раскрасить свой «дом свиданий» в голубой цвет - для этого понадобятся синие ягоды и волокнистый стебель, которым шалашник орудует как кистью.

И вот работа закончена. Самец сидит на пороге и ждет свою незнакомку. А вот и она (ее привлекает только тот цвет, который использует самец ее вида). Но для начала она посмотрит представление, устроенное в ее честь, и подумает, все ли ее устраивает. А самец «танцует», «поет», подражая голосам других птиц, кошки или человека. Дело сделано - самка «клюнула» и вошла в шалаш.

Включает роды:

Ailuroedus