Семейство ·Врановые - Corvidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Врановые - Corvidae

Семейство Врановые

Corvus Семейство Врановые - Corvidae - включает широко распространённых воробьинообразных птиц, например,  чёрная и серая вороны, грач, галка, обыкновенный ворон, обыкновенная и голубая сороки. Семейство состоит более чем из 120 различных видов птиц, представленных практически на всех континентах.

Врановые - птицы среднего или крупного размера, имеют заметное внешнее сходство. У многих представителей семейства оперение чёрное, но есть и ярко окрашенные виды. Питаются преимущественно насекомыми, отчасти зёрнами. У крупных северных видов значительное место занимает охота за яйцами и птенцами других птиц, поиск падали и грабёж.

Наиболее ранние ископаемые находки птиц, имеющих определённое сходство с врановыми и обнаруженные на территории Франции и Германии, относятся к периоду среднего миоцена, порядка 17 млн лет назад. Полагают, что предки современных вороновых первоначально получили своё развитие в Австралазии и затем постепенно распространились по всем континентам. Систематика врановых в настоящее время находится на стадии обсуждения среди орнитологов: одни учёные полагают, что количество видов в семействе должно быть значительно увеличено, а другие наоборот, что уменьшено. Например, классификация Сибли — Алквиста (1990), основанная на исследовании ДНК-гибридизации, значительно расширила семейство, включив в него совсем непохожих на вороновых личинкоедовых (Campephagidae) и райских птиц (Paradisaeidae), а также включив его в новую группу Corvida. Другие полагают, что семейство должно ограничиться лишь воронами, выделив остальных птиц в отдельные семейства.

Большое разнообразие эндемичных видов набдюдается в Восточной Азии и Америке — 36 и 29 соответственно; а около трети всех видов принадлежат единственному роду вороны. Ранее, особенно в XIX веке после появления работ Чарльза Дарвина, широко бытовало представление об эволюционном интеллектуальном развитии животных организмов, согласно которому врановые, благодаря своей способности к быстрому обучению, были признаны наиболее развитыми в умственном отношении птицами. Современные биологи отвергают данную теорию как несостоятельную.

Некоторые вороновые являются наиболее крупными представителями воробьинообразных: вес обыкновенного ворона (Corvus corax) и бронзовой вороны (Corvus crassirostris) может превышать 1,5 кг, а длина 65 см. С другой стороны, самый маленький вид Aphelocoma nana, весит всего около 40 г, а его длина составляет 21,5 см. Телосложение плотное. Ноги сильные, хорошо приспособлены для передвижения по земле. Клюв сильный, конической формы. Оперение одноцветное или контрастное; чаще всего чёрное, серое, бурое, светло-коричневое или белое, иногда с металлическим блеском. Половой диморфизм не выражен, хотя самцы несколько крупнее самок. Кричат громко, резко, неприятно, «каркающе».

Врановые - быстро и легко обучающиеся, стайные птицы, иногда приходят на взаимопомощь друг к другу. Вороны, грачи и галки часто селятся в пределах населённых пунктов, образуя многочисленные колонии. Часто хорошо организованны: например, у галок (Corvus monedula) имеется сложная социальная иерархия. Известно, что молодые птицы часто играют в сложные обучающие игры, в том числе и коллективные, требующие определённого интеллекта. Например, они подбрасывают веточки в воздух и стараются их поймать. Ложатся на спину и перебирают какой-либо предмет ногами и клювом. Совместно играют в игру наподобие «царя горы»: пытаются спихнуть друг друга с определённого места. Удерживая какой-либо предмет в клюве, летают и сталкиваются с другими птицами до тех пор, пока предмет не упадёт.

Некоторые виды врановых могут быть достаточно агрессивны по отношению к другим животным. Например, известно, что голубые сойки (Cyanocitta cristata) способны напасть на любого, кто приблизится к их гнезду. Жертвами птиц становятся собаки, кошки и другие хищные птицы.

Представители семейства встречаются повсеместно за исключением южной оконечности Южной Америки и Антарктиды. Наибольшее биоразнообразие наблюдается в тропических регионах Центральной и Южной Америки, а также в Евразии. В Африке, Северной Америке и Австралии совокупно известно менее 10 видов вороновых.

Большинство видов ведёт оседлый образ жизни, хотя на севере и востоке Европы могут мигрировать на небольшие расстояния в юго-западном направлении. Во время перелёта собираются большими стаями.

В большинстве своём врановые всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей: насекомыми и другими беспозвоночными животными, яйцами других птиц, мелкими млекопитающими, ягодами, плодами и семенами растений. Часто употребляют в пищу падаль. Некоторые виды хорошо приспособились к жизни в населённых пунктах и питаются отходами человеческой пищи. Исследования, проводимые американскими орнитологами на территории США в отношении американских ворон (Corvus brachyrhynchos), обыкновенных во́ронов (Corvus corax) и стеллеровых голубых соек (Cyanocitta stelleri) показали, что вороновые оказались самыми всеядными среди всех птиц, питаясь отбросами таких подуктов, как хлеб, макароны, жареная картошка, бутерброды, собачья еда и корм для скота. То же исследование показало, что наличие таких отбросов влияет на общую численность птиц.

Врановые моногамны, пары сохраняются длительное время, у многих видов в течение всей жизни. Гнёзда обычно строятся на верхушках деревьев; в качестве строительного материала используются сухие ветки, скреплённые травой или корой. Строят гнездо как самец, так и самка. Кладка состоит из 3—10 (чаще 4—7) яиц, как правило, бледно-зелёного цвета с бурыми пятнышками. Вылупившиеся птенцы остаются в гнезде в течение 6—10 недель в зависимости от вида.
Классификация с сайта www.corvidae.ru