Отряд ·Клещи ·пapaзитиформные - Parasitiformes [Anactinotrichida] | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Отряд ·Клещи ·пapaзитиформные - Parasitiformes [Anactinotrichida]

Отряд Клещи пapaзитиформные - Parasitiformes [Anactinotrichida]

Отряд Клещи пapaзитиформные - Parasitiformes [Anactinotrichida] - по числу видов меньше акариформных клещей, насчитывает около 15 000, но цифра эта также далека от действительной, так как изучение ряда семейств только начато. Наряду со свободноживущими формами в нем немало сожителей (комменсалов) насекомых и позвоночных, а также паразитов последних.

У многих свободноживущих форм во взрослом состоянии части скелета сливаются в сплошной твердый панцирь, что характерно для ряда гамазид и особенно уропод. У паразитических клещей, насасывающих много крови, напротив, наблюдается редукция скелета и освобождение тела от щитков. Хелицеры и педипальпы входят в состав гнатемы, или «головки», строение которой у Parasitiformes иное, чем у акариформных клещей. На теле клещей имеется сложный и постоянный набор щетинок и лировидных органов чувств.  По внутреннему строению Parasitiformes напоминают сенокосцев.

Биология размножения своеобразна. Обычно особи соприкасаются брюшными сторонами и самец с помощью хелицер вводит сперматофор в половое отверстие самки или приклеивает близ него. В  большинстве случаев яйца малы абсолютно и велики относительно самки, в связи с чем они вызревают и откладываются по одному. Но у иксодовых клещей, крупных кровососущих паразитов, все созревшие яйца находятся в половых путях самки и откладываются затем одной кладкой, обычно по нескольку тысяч.

Эмбриональное развитие в этом отряде довольно однотипно. К концу эмбрионального развития зародыш приобретает строение, вполне типичное для арахнид вообще. По мере роста зародыш как бы сжимается в средней части. При этом ноги четвертой пары съеживаются до небольших клеточных скоплений и уходят под покровы. В результате получается шестиногая личинка со «спрятанными» до времени ногами четвертой пары и укороченным брюшком. В таком виде она покрывается кутикулой и вскоре выходит наружу. При превращении личинки в протонимфу временно «спрятанные» сегменты и ноги четвертой пары как бы развертываются и нормальная организация клеща сразу восстанавливается.

Среди непаразитических форм господствуют хищники, разрывающие добычу хелицерами, причем хищничество сочетается с потреблением животных остатков и растительной пищи подобно тому, что мы видели у сенокосцев. Иной и характер паразитизма — переход от хищничества к сосанию крови наземных позвоночных. При этом разнообразие паразитов здесь создается не в силу разных источников питания, а благодаря различным взаимоотношениям с животными-хозяевами. В этом, отряде можно различить несколько типов кровососущих паразитов, происходящих один от другого: подстерегающие временные паразиты — убежищные, т. е. нападающие на хозяина в гнезде, норе и иных укрытиях, и внеубежищные, или пастбищные, подстерегающие животных в открытой природе; постоянные паразиты — наружные, которые живут и размножаются на теле хозяина, и полостные паразиты, перешедшие к эндопаразитизму в дыхательных органах животных, и др.

Подотряд ·Иксодиды - Ixodida