Буриан, Зденек - Burian, Zdenek Burian, Zdeněk Предки животных, животный мир кайнозоя | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Зденек Буриан, (1905-1981, Чехия) художник-реконструктор, автор работ палеонтологической тематики, воспроизводящих ландшафты доисторических эпох, ископаемых животных и древних людей

Большая благодарность zoosafari.blog.cz и alex-sone

Эоценовое болото

период кайнозоя считается эрой млекопитающих

Динозавр и мелкие животные

Эоценовое болото. Доисторические кипарисы

Эоценовое болото. Фрагмент

Реннеолигоценовое болото

Миоценовое озеро

Миоцен центральной Европы

Из древесной растительности, помимо пальм, лиственных деревьев и обычных хвойных, обращают на себя внимание секвойи. В центре пасется пара мастодонтов Gomphodon angustidens. На переднем плане изображен небольшой табун древних безрогих оленей рода Palaeomeryx и олени рода Dicrocerus, самцы которых уже носили на голове несложные рога. Фламинго рода Palaelodus, клювы которых еще не были такими изогнутыми, как у современных видов, бродят по мелководью поисках пищи. Водяные лилии, цветущие на поверхности озерца, принадлежат к роду Brasenia, который в наши дни встречается только на Дальнем Востоке.

Миоцен центральной Европы (березы и пальмы)

Гигантская акула Carcharodon megalodon

Плиоцен-ранний голоцен Южного полушария

Антропогеновый ландшафт

Ископаемые бесхвостые земноводные рода Palaeobatrachus

Гигантская саламандра Andrias scheuchzeri. Олигоцен-плиоцен Северной Америки

Диатрима

Гигантская нелетающая плотоядная птица рода Diatryma. Эоцен северной Америки и Европы

Diatryma с выводком

Моа Emeus crassus

Euryapteryx elephantopus

Примитивный палеоценовый примат

Животные эоцена

После кратковременного похолодания в палеоцене, в эоцене вновь климат стал теплым, так что тропическая и субтропическая растительность проникла далеко на север. В пышных лесах обитали разнообразные млекопитающие, широко распространившиеся еще в палеоцене. К древнейшим непарнокопытным (Perissodactyla) принадлежит изображенный здесь Hyrachyns, известный из нижнего эоцена Восточной Азии и нижнего и верхнего эоцена Северной Америки. Это животное представляло рано вымершую боковую ветвь, но все же стояло очень близко к предкам тапиров. Это было некрупное млекопитающее, величиной от лисы до кабана, очень подвижное и поджарое, как лошадь. Его лишенная рогов голова сидела на короткой шее. Передние четырехпалые и задние трехпалые конечности были тонкими и относительно короткими.Третий (средний) палец на обеих конечностях был развит сильнее остальных, что определило дальнейшую эволюцию непарнокопытных. Хвост был очень коротким.

Hyracotherium

Предком современной лошади является мелкое (размером примерно с фокстерьера) непарнокопытное животное Hyracotherium из нижнего эоцена Европы и Северной Америки. Хорошо прослеживаемая эволюция лошади началась примерно 50 млн. лет назад и продолжалась до современной эпохи. Hyracotherium держался по густым низинным лесам, кормясь листвой кустарников и молодыми побегами. Гиракотерий обладал стройным телом с небольшой головой и стройными конечностями. Передние ноги имели четыре пальца, задние три, причем каждый палец заканчивался маленьким копытцем. В Европе гиракотерий дал начало ряду слепых эволюционных ветвей, из которых наибольшее распространение получил род Palaetherium, вымерший в олигоцене. В Северной Америке гиракотерий дал начало семейству настоящих лошадей (Equidae), интересно, что ныне живущие роды лошадиных возникли в Северной Америке и лишь вторично переселились в Евразию, тогда как в Новом Свете они в конце-концов вымерли.

Уинтатерий

Среди архаичных копытных североамериканского эоцена был и уинтатерий (Uintatherium), ростом с африканского носорога, которого относят к особому отряду диноцерат (Dinocerata). Самым замечательным признаком этого и многочисленных роственных родов была форма черепа, сужавшегося к морде и украшенного тремя парами костных, но обтянутых кожей, как у жираф, «рогов». Uintatherium был растительноядным зверем, и судя по форме его зубов, предпочитал растения мягкие и сочные. Пищу уинтатерий не растирал, а разрезал своими относительно острыми зубами. Имел уинтатерий и хорошо развитые клыки в верхней челюсти. У самцови клыки, и рога развиты были сильнее, чем у самок. Диноцераты появились в верхнем палеоцене и уже к концу эоцена вымерли.

Верхний эоцен Северной Америки. Ранние лошади Orohippus и пара Uintatherium

Одной из наиболее древних групп млекопитающих, приспособившихся к морской жизни, являются китообразные (Cetacea). Предками китов были или насекомоядные, или древнейшие предки парнокопытных - кондилартры (Condylarthra). Древнейшие эоценовые киты объединяются в особый подотряд Archaeoceti. Здесь изображен Basilosaurus из верхнего эоцена Северной Америки и Северной Африки. Длина базилозавра подчас доходила до 25 метров; по форме туловища он был конвергентно схож с рыбами; низкий череп насчитывал до полутора метра в длину. Коренные зубы были заостренными, пильчатыми, что свидетельствует о рыбоядности. В кормовой рацион могли входить и головоногие моллюски.

Археоцет дорудон

Близким родственником базилозавра был археоцет дорудон. Некоторые исследователи полагают, что от дорудонов произошли современные китообразные.

Moentherium

Хоботные (Proboscidea) возникли, вероятно, в Африке. К их предку очень близко стоит крупное животное по имени Moentherium, внешним видом несколько напоминавшее свинью. Этот род развился на территории Северной Африки примерно 40 млн. лет назад, в конце эоцена или начале олигоцена. Голова меритерия имела вытянутую форму, глаза были сдвинуты к концу морды, настоящего хобота еще не было. Жил он в заболоченных местах, заросших густой растительностью, и вел, видимо, полуводный образ жизни.

Andrewsarchus

Как хищные (Carnivora), так и растительноядные млекопитающие произошли от общих предков, объединяемых в отряде Condylarthra. Границы между хищными и растительноядными животными у кондилартр неотчетливы. Здесь изображен крупный кондилартр из верхнего эоцена Восточной Азии, известный под названием Andrewsarchus. Это животное было, скорее всего, всеядным, хотя в его рационе, возможно, преобладала животная пища. Его удлиненное тело достигало 4 м длины, высота в плечах достигала 1,9 м, длина головы - 83 см. Мощные конечности были вооружены сильными когтями. Происходят кондилартры непосредственно от насекомоядных (Insectivora).

Бронтотерий (Brontotherium)

В палеогене непарнокопытные образовали ряд боковых ветвей, среди которых интересны причудливые Brontotheriidae Северной Америки в Восточной Азии, вымершие уже в среднем олигоцене. Примитивные бронтотерииды были размером с барана, но их поздние представители достигали величины носорога. Одним из наиболее характерных родов был среднеолигоценовый бронтотерий (Brontotherium), обитавший на поросших кустарником равнинах Северной Америки. Бронтотерий достигал высоты в плечах 2,5 м. Зубная система бронтотериев была брахиодонтной (их коренные зубы имели низкие коронки и замкнутые корни), что свидетельствует о питании относительно мягкой растительностью (листья, возможно плоды). Череп у бронтотериев небольшой, головной мозг маленький. Их голову, характеризующуюся смещенными вперед глазами, «украшали» грандиозные рога, образованные разросшимися носовыми костями; снаружи эти рога были покрыты кожей. У некоторых видов широкие и длинные рога разветвлялись у самого основания, у других они представляли единый вырост, развиленный на самом конце.

Стадо Brontotherum

Метаминодон (Metamynodon)

Североафриканским современником бронтотерия был метаминодон (Metamynodon). Он принадлежит к особому семейству носорогов - так называемым болотным носорогам (Amynodmtidae), которые вымерли в нижнем миоцене. Вопреки своему названию болотные носороги не имели рогов. Metamynodon был крупным животным, 4,5 м в длину. Он имел короткие, мощные ноги и клыки столь устрашающих размеров, что его можно было принять за хищника. Однако форма остальных зубов выдает в нем убежденного вегетарианца.

Арсинотерий (Arsinoitherium)

Особое место среди древних копытных занимал арсинотерий (Arsinoitherium), имевший 3,5 м в длину и 1,75 м в высоту. Он отдаленно напоминал современного носорога, однако на передних и задних ногах сохранял всех пять пальцев. Его «особой приметой» были огромные, массивные рога, образованные носовыми костями, и пара мелких выростов лобной кости. Этот малоподвижный зверь держался по болотистым местам и, надо полагать, имел те же привычки, что и современный гиппопотам. Строение зубов указывает на раннюю стадию приспособления к питанию жесткой растительной пищей; коронки коренных зубов стали уже высокими (гипсодонтными). Остатки арсинотерия известны из нижнеолигоценовых отложений Египта. Арсинотерий вместе со слонами, сиренами и даманами образует группу Subungulata.

Арсинотерий (Arsinoitherium)

Поединок арсинотериев

Индрикотерий

В олигоцене Азию населяли гигантские безрогие носороги семейства индрикотериевых (Indricotheriidae). К этой исчезнувшей уже в нижнем миоцене линии принадлежали самые крупные из известных наземных млекопитающих: Baluchitherium и изображенный здесь Indricotherium, лишь слегка уступавший белуджетерию по размерам. Массивное туловище индрикотерия поддерживали трехпалые конечности, несколько напоминавшие слоновьи, но более длинные. Индрикотерий достигал в длину 9 м, а в высоту 6 м, его голова имела в длину 1,5 м, а в ширину 60 см. Зубная система говорит о питании мягкой растительностью (листья деревьев). В отличие от современных носорогов, индрикотерии обладали очень длинными конечностями и длинной (до 2,5 м) шеей, рогов у них не было. Внешне индрикотерии скорее напоминали гигантских лошадей, чем современных носорогов. Их остатки обнаружены в среднем олигоцене Казахстана, Монголии и Китая.

Стадо индрикотериев

Мезогиппус (Methohippus)

После эоцена эволюция лошадей (Equidae) проходила главным образом на территории Северной Америки. Мезогиппус (Methohippus) - новый тип лошади, появившийся в начале олигоцена в Северной Америке. Он был ростом с койота и имел трехпалые конечности. Зубы у мезогиппуса были брахиодонтными, что говорит о питании мягкой растительностью (листьями).

Гомфотерии (Gomphotherium)

Многочисленные ископаемые остатки хоботных (Proboscidea)периода миоцена и плиоцена (23 - 2 млн лет назад), дают нам довольно четкое представление об эволюции этой группы. В миоцене на севере Африки, в Европе и Восточной Азии водились гомфотерии (Gomphotherium), в конце эпохи появившиеся и в Северной Америке. Это были мастодонты с сильно удлиненными челюстями (кстати, «мастодонт» в переводе обозначает «сосцезубый», что объясняется формой коренных зубов животного), несущими четыре тонких бивня. Здесь изображен Gomphodon angustidens из среднего миоцена Франции. У более поздних мастодонтов нижняя челюсть начинает укорачиваться, нижняя пара бивней исчезает. Последние мастодонты вымерли в Северной Америке только в плейстоцене, в конце ледникового периода; среди мастодонтов нет форм, которых можно было бы считать предками современных родов слонов.

Тетралофодон (Tetralophodon)

Характерным хоботным для миоцена и плиоцена был тетралофодон (Tetralophodon) - мастодонт, широко распространенный в Европе, Азии, Африке и Америке. Здесь изображен Tetralophodon longirostris из верхнего миоцена Германии. Его череп и шея, нижние челюсти и бивни были короче, чем у гомфотерий, верхние бивни были прямыми и довольно длинными. Хобот тетралофодона был длиннее, чем у его предшественников, и, видимо, животное уже могло с его помощью подбирать с земли корм.

Платибелодон (Platybelodon)

Среди многочисленных родов олигоценовых мастодонтов мы встречаем и столь странное существо, каким был и североамериканский род Amebelodon с резко укороченной нижней челюстью и уплощенными ложковидно расширенными нижними бивнями. В верхнем миоцене Азии появился еще более своеобразный мастодонт - платибелодон (Platybelodon). Его нижние бивни имели сильно уплощенную, почти лопатообразную форму и изгибались вместе с передним отделом нижней челюсти; верхняя челюсть была удлиненной и повторяла изгиб нижней. Платибелодон держался по болотистым местам и несомненно пользовался своими плоскими бивнями как лопатой для раскапывания мягкого грунта. В плиоцене платибелодон освоил и Северную Америку. Здесь изображен Platybelodon grangeri из верхнего миоцена Восточной Азии.

Динотерий Deinotherium giganteum

Изолированной группой хоботных пока еще недостаточно выясненного происхождения являются представители рода Deinotherium. Передняя половина их нижней челюсти загибалась вниз под прямым углом, заканчиваясь парой сильных бивней, назначение которых не вполне понятно. Верхние бивни вовсе отсутствовали. Дейнотерии, рост которых достигал 4 м, жили в Европе с начала миоцена до начала плейстоцена. Их остатки встречаются также в Африке и Азии.

Trilophodon и Deinotherium

Deinotherium

Носорог Teleoceras

В третичном периоде носороги (Rhinoceratoidea) были широко распространены на северных материках. Они происходят или от древнейших тапиров, или от общих с тапирами предков. Рога имелись далеко не у всех ископаемых носорогов; интересно, что в отличие от рогов парнокопытных, рога носорогов возникли в ходе эволюции из пучка жестких сросшихся друг с другом волос. В ходе эволюции у носорогов наблюдается тенденция к увеличению размеров с обычным относительным укорочением конечностей и незначительной редукцией числа коренных зубов. В Северной Америке носороги вымерли уже в плиоцене, тогда как в Евразии их эволюцияпродолжалась и в плейстоцене. Одним из последних североамериканских носорогов был изображенный здесь Teleoceras, известный из миоцена и плиоцена. Этот коротконогий носорог с небольшим, но толстым носовым рогом внешне напоминал скорее бегемота, чем носорога; вполне возможно, что он вел отчасти водный образ жизни.

Меригиппус

Меригиппус (Merychippus) представляет собой следующий после мезогиппуса этап в эволюции лошади. Он жил в Северной \Америке с середины миоцена до нижнего плиоцена. Меригиппус, как и мезогиппус, имел трехпалую конечность, однако преимущественное развитие у него получил средний палец, а оба боковых сильно редуцировались и не доставали до земли. Величиной он был с осла. Меригиппус обитал уже в степях и питался жесткой травянистой растительностью, о чем свидетельствует гипсодонтное строение его коренных зубов.

Сумчатые хищники семейства Borhyaenidae

Примитивные сумчатые млекопитающие (Marsupialiа) в третичное время развивались преимущественно на территории южных материков - Австралии и Южной Америки, где высшие плацентарные млекопитающие (Placentalia) либо совсем отсутствовали (Австралия), либо были немногочисленными (Южная Америка). Здесь сумчатые образовали ряд приспособительных типов, сходных с приспособительными типами плацентарных млекопитающих. Имелись среди южноамериканских сумчатых и свои хищники - семейство Borhyaenidae. Это были обычно кряжистые животные с короткими ногами, массивной головой, мощными зубами и длинными когтями. По размерам тела они могли приближаться к медведю, однако мелкие боргиениды не превышали размеров куницы. Особенно разнообразными были боргиениды в миоцене. В плиоцене в Южной Америке появился и свой сумчатый саблезубый тигр - Thylacosmilus.

Мастодонты

В неогене мастодонты распространились почти по всей Земле и образовали множество родов. В эволюционном ряду Gomphodon angustidens - Tetralophodon longirostris - Anancus arvemensis происходило укорочение черепа и нижней челюсти, редукция нижных бивней, укорочение шеи при одновременном удлинении хобота и усилении верхних бивней. На рисунке изображен конечный член этого ряда - Anancus arvernensis, остатки которого происходят из плиоцена и нижнего плейстоцена Европы и Азии. В плейстоцене этот вид проник в Африку, где он исчез к началу голоцена. Верхние бивни у ананкуса достигали в длину 3,6 м.

Саблезубые тигры, или махайроды (Machairodus)

Плацентарные хищники (Camivora) появились в самом начале палеоцена. Уже очень скоро среди них стали появляться крайне специализированные формы, такие, как саблезубые тигры, или махайроды (Machairodus). Саблезубый тигр принадлежал к семейству кошачьих (Felidae), однако он не был настоящей кошкой (подсемейство Felinae), как, скажем, лев или тигр, а выделяется в особое подсемейство Machairodontinae, существовавшее с миоцена до плейстоцена. Интересно, что саблезубые тигры по крайней мере трижды появлялись в эволюции кошачьих, причем различные их типы не связаны друг с другом тесным родством. Всех их характеризует резкое удлинение верхних клыков. Древнейшими саблезубыми кошками были махайродонтины, из которых наиболее специализирован был плейстоценовый представитель подсемейства - род Smilodon. Здесь изображен плиоценовый Machairodus, напавший на трехпалую лошадь рода Hipparion. Клыки у саблезубых тигров постоянно выступали изо рта, и чтобы использовать их, эти животные должны были уметь необычно широко раскрывать пасть. Это облегчается особым устройством челюстного сочленения. Махайродонтины охотились на крупных копытных, таких, как антилопы, кабаны, гиппарионы. Не исключено, что махайроды нападали и на мастодонтов.

Mastodon americanus

Mastodon americanus, самый известный из американских мастодонтов, достигал 3,6 м в длину и имел длинные бивни, к концу слегка загибающиеся вверх и внутрь. Череп у него был относительно короткий, но высокий. В отличие от европейских видов, он был покрыт густой шерстью, которая при раскопках часто встречается в хорошо сохранившемся состоянии вместе со скелетом. Mastodon americanus дожил в Северной Америке до плейстоцена и, вне всякого сомнения, был современником человека, тогда как в Европе мастодонты вымерли уже к началу ледникового периода. Мастодонты впервые появились в начале миоцена Евразии (их древнейший род - нижнемиоценовый Palaeomastodon), в Америку они вселились еще в миоцене, через Берингийскую сушу.

Лесные слоны (Palaeoloxodon antiquus)

Стадо лесных слонов (Palaeoloxodon antiquus), живших в Европе, Азии и Африке в межледниковые периоды плейстоцена. Это были крупные животные, размерами превышавшие мамонта: их высота в плечах доходила до 4 м. Бивни были прямыми и нередко превышали 3 м в длину. Эти слоны состоят в родстве с современным африканским слоном Loxodonta africana.

Южный слон был предком африканского слонов (Palaeoloxodon и Loxodontа) и мамонта {Mammuttus)

С началом плейстоцена появились настоящие слоны, быстро вытеснившие третичных мастодонтов. Настоящие слоны отличаются от мастодонтов коротким и высоким черепом, наличием только двух верхних бивней, которые зато всегда резко увеличены, и высокими гипсодонтными зубами, в которых поперечные пластинки заместили характерные для мастодонтов ряды парных бугорков. К древнейшим настоящим слонам относится изображенный здесь южный слон, Archidiskodon meridionalis. По-видимому, южный слон был предком африканского слонов (Palaeoloxodon и Loxodontа) и мамонта {Mammuttus). Он обитал в саваннах, лесостепях и лесах Средиземноморской области в нижнем и среднем плейстоцене. Высота в плечах превышала 3,7 м.

Слон

Этрусский носорог Dicerorhinus etruscus

Носороги были важным элементом плейстоценовой фауны Европы. В начале плейстоцена (виллафранк) этрусский носорог Dicerorhinus etruscus был в Европе единственным представителем этой группы копытных. Он примечателен своими двумя носовыми рогами и необычно длинными ногами; возможно, этрусский носорог был покрыт редкой щетиной. Животные вырастали до 2,5 м в длину и до полутора метров в высоту, водились в лесных чащах, где питались преимущественно листьями. В конце третичного периода различные виды Dicerorhinus были широко распространены в Европе и Азии. Ныне в Юго-Восточной Азии сохранился единственный вид этого рода - двурогий, или суматранский, носорог (Dicerorhinus sumatrensis).

Mammuthtis imperator

Mammuthtis imperator, один из самых крупных видов среди хоботных, населял в среднем плейстоцене, в первый межледниковый период, равнины южной части Северной Америки. Со своим почти четырехметровым ростом он был крупнее современного африканского слона, (высота не более 3,25 м). Его короткий, высокий череп был украшен многими вмятинами и «шишками», бивни вырастали до 4,2 м в длину.

Mammuthtis imperator 2

Хорошо сохранившиеся скелеты этого мамонта были найдены в Техасе, Колорадо, Небраске, Канзасе и Оклахоме. Скелеты мамонтов, как бы законсервированные в асфальтовом озере, добыты в Ранчо-ла-Бреа, пригороде Лос-Анжелес (Калифорния, США). На юге этот вид мамонта встречался до Мексики, на север он заходил до Монтаны и Вайоминга.

Mammuthus columbi

На этой картине показана неожиданная встреча мамонта вида Mammuthus columbi с североамериканским саблезубым тигром вида Smilodon, окруженным своими детенышами. Этот мамонт жил в плейстоцене на территории юго-востока Соединенных Штатов Америки. Особенно широко он был распространен на территории Флориды, Джорджии, Каролины и Луизианы, на юге он заходил в Мексику. У него был более низкий, удлиненный, выпуклый сверху череп, чем у других мамонтов.

Mammuthus trogontherii

Древнейшим представителем рода мамонтов является изображенный здесь степной трогонтериев слон Mammuthus trogontherii, живший в Европе и Азии в среднем плейстоцене, до окончания миндель-рисской межледниковой эпохи. Это был самый крупный из всех известных европейских слонов, в плечах он достигал высоты 4,5 м, его бивни вырастали до 5 м. Возможно, что трогонтериев слон был уже покрыт шерстью. Вся эволюция рода Mammuthus шла по пути приспособления к условиям все более холодного климата и питанию жесткими травами. Общим предком мамонтов и африканских слонов был теплолюбивый лесной южный слон Archidiskodon meridionalis, живший в Европе в самом начале плейстоцена.

Носорог Elasmotherium sibiricum

Плейстоцен Южной России и Европы.

Homotherium. Плиоцен-плейстоцен

Homothertim рассматриваются как особая группа в составе подсемейства саблезубых тигров M.achairodontmi. В виллафранке и начале среднего плейстоцена гомотериины представлены широко распространенным видом Homothenum latidens, другой вид, Homothenum sainzelli, встречался до конца плейстоцена Эти гигантские хищники отличаются от типичных махайродонтин (Machairodontim) по ряду важных признаков. Череп у них более удлиненный, конечности длиннее и мощнее, хвост такой же короткий, как и у махайродов. Особенно интересны различия в строении зубов. Верхние клыки у гомотериев гораздо короче, чем у махайродонтин, но острее и круче изогнуты назад, напоминая мясной нож. Коренные зубы нижней челюсти заметно сильнее. Предполагается, что гомотерии охотились на молодых особей крупнейших толстокожих копытных - носорогов, хоботных. Нанося клыками глубокие раны, гомотерии затем буквально вырывали куски мяса из тела жертвы. Не исключено, что вымирание гомотериев связано с сокращением численности толстокожих копытных в Европе и Северной Америке к концу плейстоцена.

Саблезубая кошка Smilodon neogaeus

Саблезубая кошка Smilodon neogaeus из плейстоценовых отложений Аргентины.

Смилодон, тонущий в асфальтовой яме вместе с мастодонтом. На заднем плане - грифы.

Тигр Smilodon и ленивец Nothrotherium

Крупный саблезубый тигр Smilodon californicus готовится к прыжку на гигантского наземного ленивца из рода Nothrotherium, величиной примерно с тапира.

Смилодон, нападающий на нотротерия

Гигантский наземный ленивец мегатерий

Мамонт Mammuthus primigenius fraasi

Далее - млекопитающие времён оледенений плейстоцена, жившими вблизи ледников.

Маmmuthus primigenius