Как рождаются кальмары | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Как рождаются кальмары

Кальмары - удивительные существа

Процесс размножения кальмаров поразителен.

В период нереста

В период нереста зрелые самцы держатся преимущественно в поверхностных водах, самки же - у дна.

Спаривание у кальмаров быстротечно.

Процесс длится 3 - 10 с: самец обхватывает самку боковыми руками и прижимается снизу брюхом к ее брюху, затем они сплетаются руками и самец гектокотилем принимает выходящие из его воронки сперматофоры и переносит их на ротовую мембрану самки.

Передача состоялась

Самец передает самке один или нескольких сперматофоров, представляющих собой трубочку со сперматозоидами.

Гектокотиль

Сперматофоры находятся у самца в специальном органе (нидхемовом мешке), а передает он их самке специально видоизмененной рукой (она называется "гектокотиль"), которая снабжена особыми зажимами или щипчиками, чтобы прочно схватить сперматофор и передать его самке, поместив именно в том месте, где нужно.

Сперматофор кальмара

Сперматофор кальмара имеет сложную оболочку и замысловатый аппарат для выбрасывания спермы по сигналу чувствительного волоска, мощной пружиной и тюбиком с клеем, моментально склеивающим живые ткани в водной среде

Действуют вслепую

Кальмары Octopoteuthis deletron во время спаривания не разбирают, самец перед ними или самка, и действуют вслепую.

Глубоководные кальмары Onykia ingens

Глубоководные кальмары Onykia ingens оказались обладателями пениса рекордных размеров – его длина вдвое превосходит длину их тела.

Taningia danae

Cтратегия размножения глубоководных кальмаров может включать маскировку под самку и жестокую агрессию - например, самцы Taningia danae делают на коже самок порезы глубиной до пяти сантиметров, куда и помещают сперматофоры.

Несет смерматофоры

Сперматофоры прикрепляются самцами на тело созревшей женской особи в определенное место, которое у каждого вида кальмаров свое собственное. У одних видов процесс оплодотворения совершается в ямке подо ртом, у других – в области ротовой мембраны. Есть виды самок кальмаров, вынашивающих свое потомство возле жабр (с внутренней стороны мантии) или не менее интересным местом служит ямка на затылке.

Мешочек со спермой

Мешочек со спермой крепко прикрепляется к телу самки клеем, где находится до самого нереста в жизнеспособном состоянии до 3-х месяцев, а нерест при этом бывает у женской особи кальмаров только один раз за всю жизнь.

Взрыв

После того, как сперматофоры удачно прикреплены к телу самки, при наличии морской воды начинается сперматофорная реакция – своеобразный взрыв, сопровождающийся выбросом спермы при помощи пружины.

Созревание

После созревания у самки яиц, они перемещаются к месту нахождения спермы, и там происходит оплодотворение. Нерест происходит на глубинах 50 - 250 м, на камнях или песке, ночью или под утро. Нерестующая самка лежит на дне, приподняв голову и опираясь на хвост. Через ее воронку сначала выходит плотный липкий и сильно разбухающий в воде секрет двух нидаментальных желез, а потом — яйца, смешанные с полужидким секретом двух маленьких яйцеводных желез. Яйца прозрачные, желтоватые, длиной 0,8 - 0,9, а шириной 0,7 - 0,8 мм. Выйдя из воронки, они проходят мимо семеприемников и там оплодотворяются.

Самка выбирает момент для оплодотворения

Самка кальмара может носить в себе сперматофоры много месяцев (до полугода), выбирая нужный момент для оплодотворения.

Самка дает команду

Самка дает команду сперматофору к выбросу спермы. Концами спинных и брюшных рук самка «взбивает коктейль» из яиц и секрета желез, в результате получается шар размером с футбольный мяч или больше. Внутри него, в легкой прозрачной слизи яйцеводных желез в два слоя располагаются яйца; снаружи их окружает более плотная оболочка из секрета нидаментальных желез, не допускающая развития бактерий и простейших. Самка "высиживает" оплодотворенные яйца до самой своей смерти.

Становятся студенистыми,

Все самки кальмаров по достижении половозрелого возраста перерождаются и становятся студенистыми, утрачивая при этом щупальца.

Живут за счет собственных запасов энергии

Во время вынашивания потомства (от созревания яиц и до нереста) они живут за счет собственных запасов энергии.

Сразу же после нереста самки погибают

Сразу же после нереста самки погибают и всплывают на поверхность, где становятся добычей прибрежных птиц.

Кладка яиц

Кладка состоит из нескольких продолговатых, в форме колбасок яиц, которая прикрепляется на неподвижном субстрате на глубине примерно до 30 м. Удельный вес кладки не отличается от удельного веса придонной воды, так что она медленно дрейфует у самого дна. Одна кладка формируется приблизительно за два часа, и за нерест самка делает несколько кладок.

Общая кладка

Несколько животных предпочитают класть свою икру в общем месте.

Личинки

Личинки морфологически похожи на взрослые экземпляры, отличаясь соотношением частей тела друг к другу.

1 см длиной

Размер личинок во время появления в июне составляет менее 1 см.

20-30 дней

Период развития эмбрионов до момента вылупления при температуре более 20 °C составляет от 20 до 30 дней, при температуре менее чем 15 °C — примерно от 40 до 50 дней.

Новорожденный кальмар

В одной кладке — тысячи или десятки тысяч яиц, в крупных — до 200 тыс., а общая плодовитость самки, в зависимости от ее размера, от 70 до 500 тыс. яиц.

Самки на 1 - 2 см крупнее самцов

Самки на 1 - 2 см крупнее самцов и по внешнему виду отличаются от них начиная с длины мантии около 8 см; при ее размере в 10 см у самцов на конце правой брюшной руки начинает формироваться гектокотиль — орган для передачи самке сперматофоров.

Соотношение полов в молодости приблизительно равное

Соотношение полов в молодости приблизительно равное, но ко времени нереста часть самцов уже погибает, так что по численности преобладают самки.

Как развивается кладка

При температуре ниже 12 и выше 26°С кладка не развивается, оптимальная температура 14 - 22°. Продолжительность инкубации (при 15 - 20°) от четырех до семи суток. К концу развития яйца разбухают, и перед самым вылуплением их длина увеличивается до 1,9 - 2,3 мм.

Слизь кладки полностью разлагается

К этому времени слизь кладки полностью разлагается, и личинка выходит в воду без нелегкой необходимости пробираться сквозь нее.

Новорожденная личинка

Новорожденная личинка имеет тонкую яйцевидную мантию длиной 0,9 - 1,0 мм, в которую голова с конечностями может втянуться целиком, и лишь две верхние пары рук. Оба щупальца слиты в короткий хоботок (поэтому личинку называют ринхотейтис — «кальмар с хоботком»,

Мальки

Сразу после вылупления личинка всплывает к поверхности моря. При длине мантии 1,5 - 2 мм появляются зачатки рук двух нижних пар и крохотные плавнички, при длине 7 мм начинает расщепляться хоботок, а при 11 - 12 мм, в возрасте около двух недель, он расщепляется целиком, щупальца обособляются, и личинка становится мальком.

Вот такой малек

Нерестовые миграции

Кальмары осенней и, в особенности, зимней группировок совершают далекие нагульные и нерестовые миграции

Скорость кальмаров

Скорость тихоокеанского кальмара Todarodes pacificus на коротких расстояниях достигает 4 морских миль в час (морская миля - 1,852 км) , на длинных - 17 миль в сутки, а в среднем 3 - 5 миль в сутки при движении на север и 12 - 15 — по пути на юг.

Молодь

От мест своего рождения личинки, мальки и молодь плывут по течению. Основная их масса держится на глубине 25 - 50 м. Миграция кальмаров следует за сезонным прогревом воды и развитием кормового зоопланктона.

Кальмары и Луна

Кальмары плывут главным образом ночью, особенно если она лунная. Вообще Луна оказывает на них сильное влияние.

Подарок бога

Во время миграции на юг и при спаривании (оно как раз и происходит в этот период) кальмары иногда заходят в мелководные бухты и, двигаясь по «лунной дорожке» или на свет береговых фонарей, часто тысячами вылетают на берег.

Год жизни

Продолжительность жизни мелких кальмаров один год. За многолетние исследования было помечено более 100 тыс. кальмаров, несколько тысяч пойманы вторично, но ни одной особи старше года не обнаружено.

Взрослый кальмар