Как рождаются стрекозы | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Как рождаются стрекозы

Лет стрекоз

Стрекозы спариваются на лету

Брюшко самца

Вскоре после выхода в воздушную среду стрекозы приступают к спариванию, которому предшествует перекачивание самцом спермы из половых органов, расположенных на IX сегменте брюшка, в специальный резервуар совокупительных органов на II сегменте.

Гон стрекоз

Самцы гоняются за самками и стараются захватить их анальными придатками за голову (Anisoptera) или переднегрудь (Zygoptera).

Откладка яиц в растения

Самки равнокрылых стрекоз откладывают яйца в стебли живых растений, надрезая их яйцекладом

Откладка яиц в воду

Разнокрылые стрекозы свои яйца бросают в воду или откладывают в грунт

После оплодотворения в некоторых случаях самец отпускает самку, а в некоторых — находится с нею в состоянии in copuli вплоть до конца откладки яиц

Вода стрекозам не помеха

Иногда самки погружают в воду только брюшко, а иногда уходят под воду совсем, увлекая туда и самца (Lestinae, Agrionidae). В это время стрекозы окружены воздушным пузырем и вылетают из-под воды сухими.

Яйца стрекозы

Яйца стрекоз

Кладутся яйца различно: они бросаются самкой по одному в воду или на влажный субстрат; оставляются комочками или шнурами; располагаются правильными линиями или правильными кругами (рис. 5) по поверхности листьев и стеблей растений, или довольно сильно углубляются в их ткань. Яйца стрекоз различны по величине и форме: от почти круглых до узких и длинных. Количество откладываемых яиц огромно: каждая самка кладет 250-500 яиц. Это свидетельствует о довольно слабой выживаемости молодняка.

Развитие яиц

У весенних видов стрекоз развитие яиц, очевидно, происходит быстро, а у осенних — яйца чаще остаются на зиму, и тогда эмбрион развивается только весной следующего года

Пронимфа

Из яйца выходит крошечная предличинка (пронимфа), которая пока известна не для всех видов. Предличинка совсем не походит на личинку. Ее жизнь коротка — всего несколько секунд у Anisoptera и несколько минут у Zygoptera. Линяя, предличинка дает очень маленькую личинку (1.0-1.5 мм).

С маской

Первые стадии личинок еще мало походят на взрослых личинок, так как у них отсутствуют даже крыловые чехлики, но специальный орган личинок стрекоз — маска — появляется сразу.

Маска - хватательный орган.

У личинок сильно удлинена нижняя губа, образующая хватательный орган — маску

Личинки дышат в воде

Личинки (называемые наядами) развиваются в воде, дышат жабрами

Имеют жабры

У личинок равнокрылых стрекоз трахейные жабры на хвостовых придатках, у личинок разнокрылых — ректальные жабры — на стенках прямой кишки, периодически заполняемой водой

Как охотятся личинки

При захвате добычи личинка выбрасывается вперёд, в покое прикрывает голову снизу и/или с боков

Хищники

Личинки стрекоз (наяды) — тоже хищники, питаются личинками водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб; в свою очередь, служат пищей для рыб

Множество линек

Количество линек, очевидно, может быть различным, но сколько их у того или иного вида, сказать трудно, потому что этот вопрос еще мало изучен. Известно, что виды рода Lestes линяют 9-11 раз, а виды рода Sympetrum 7-8 раз.

Продолжительность личиночной стадии

Скорость развития личиночной фазы различна у разных видов. В ряде случаев она длится 1 год, но может продолжаться 3 и более года

Зависит от температуры

Температура и обилие пищи, могут изменять эти сроки в ту или другую сторону

Не питается

Перед выходом взрослой стрекозы личинка последнего возраста несколько дней не питается, потом выползает из воды на берег и поднимается по растению, пню, камню или обрыву

Последняя линька

По окончании развития личинки выходят из воды и прикрепляются к растениям или неровностям почвы. Последняя линька происходит на суше вблизи водоёма.

Процесс окрыления

У нее продольно лопается кожица на верхней стороне груди, и из личиночной шкурки появляется взрослая стрекоза. Процесс окрыления длится около трех часов

Появление стрекозы.

Нужны часы, а порой и сутки (это зависит от вида насекомого и погоды), чтобы стрекоза расправилась, отвердела и получила бы свою нормальную окраску.

Так завершается цикл развития стрекоз.

Новая стрекоза в полете