Скунс пятнистый | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Скунс пятнистый

Западный пятнистый скунс

Западный пятнистый скунс - Spilogale gracilis - обитает в западной части США в штатах Аризона, Нью-Мексико, Техас, Колорадо, Юта, Орегон, Вашингтон, Калифорния, встречается в Калифорнийской Байе (Мексика). Он селится в скалистых областях, предпочитая обрывистые берега каньонов быстро текущих рек, заросших кустарником. На Великих равнинах обитает совместно с видом S. putorius.

Несмотря на относительно широкий ареал распространения западный пятнистый скунс считается редким животным, во многих местах - исчезающим.

Род пятнистых скунсов Spilogale объединяет мелких скунсов, похожих на ласку. Западный пятнистый скунс отличается худощавым телом на тонких лапах. Голова у него маленькая, конической формы, морда короткая. Уши небольние, круглой формы, располагаются по бокам головы. Глаза широко расставленные, расположены низко на голове. На лапах по пять пальцах, на передних - кривые когти, которые вдвое длиннее задних. У самки 10 сосков. Зубов 34 (I 3/3, C 1/1, P 3/3, M 1/2) X 2 = 34. Как и у остальных скунсов,  западный пятнистый скунс обладает анальными железами и способен отпугивает преследователей струей неприятно пахнущей маслянистой жидкости. У железы есть сосок, которым скунс может управлять, придавая струе направление.

Западный пятнистый скунс имеет уникальную для каждой особи расцветку из пятен и полос. Мех у него мягкий и блестящий. Низ тела и ноги - черные, на бедрах шесть полос, которые рассыпаны на пятна, на лбу - большое белое пятно. Хвост белый, но основание его черное.

От своего сородича S. putorius отличается набором пятен: белые пятна у вида S. gracilis больше размером и более четкие, чем у S. putorius. Хвост вида S. gracilis белый с черным основанием, у вида S. putorius он черный с белым концом. У S. gracilis хвост пушистее, чем у S. putorius. В местах общего распространения скунсы S. putorius заметно крупнее.

Самец западного пятнистого скунса на 75% весит больше самки, однако длина тела его лишь на 15% больше. Другие измерения (Wilson 1999): длина, включая хвост - самцы 350 - 581 мм, самки 320 - 470 мм;  длина хвоста: самцы 100-210 мм, самки 85 - 203 мм; масса: самцы 500 - 900 г, самки 200 - 600 г.

Западный пятнистый скунс всеяден, питается птичьими яйцами, молодыми кроликами, мышами, полевками, растительностью: корнеплодами. фруктами, ягодами, а также кузнечиками и скорпионами.

Размножение у западного пятнистого скунса происходит осенью. Половозрелые самцы уже в марте производят сперму для оплодотворения, в связи с этим увеличиваются размеры их яичек. В сентябре они достигают максимальной величины, а к концу октября производство спермы заканчивается. Самки имеют течку в сентябре и спариваются с самцами в первую неделю октября. Западный пятнистый скунс известен феноменом отложенного зачатия: развитие эмбриона приостанавливается на 180-200 дней. Беременность западного пятнистого скунса длится 28-31 дней, однако с учетом задержки, самка рождает детенышей через 210-230 дней после зачатия. В помете 2-5 (в среднем 4) детеныша, которые рождаются с конца апреля по май. Новорожденный весит 22,5 г, покрыт хорошим блестящим мехом, на котором видны черно-белые пятна и полосы. Окончательную расцветку молодые получают в 21 день, глаза у них открываются на  32 день, а способность выстреливать запахом появляется на 46 день. Мать кормит их молоком до 54-дневнего возраста. Физическая зрелость у западного пятнистого скунса наступает в 15 недель. Самки половозрелы в 4-5 месяцев и обычно выступают в размножение в тот же год, когда они родились.

Западный пятнистый скунс отличается размножением от восточного пятнистого скунса - тот размножается весной, и у него нет отложенного зачатия.

Пятнистый скунс живет в небольших семейных группах, которые больше, чем стаи у свиноносых скунсов, однако не столь социален, как полосатый скунс (Mephitis mephitis). Все пятнистые скунсы проворны, хорошо лазают по деревьям и скалам и умеют хорошо рыть землю. Они ведут ночной образ жизни, а днем отсыпаются в укрытии - скалистой пещерке, норе в корнях дерева, в густых зарослях или дупле дерева. Они занимают старых норы других животных, иногда роют норы сами или устраиваются на чердаках домов. У скунса обычно имеется в запасе несколько таких мест для дневной лежки, часто несколько скунсов спят вместе в одном логове. Более социальны самки, они занимают участок  25 га, который часто перекрывается владениями сородичей того же пола. Самцы ведут одиночный образ жизни и бродят по территории  5-10 кв. км. Хотя скунсы не отправляются на зимовку, самки собираются группами по 20 особей и укрываются в одном из своих логовищ на несколько недель зимой. Самцы не присоединяются к ним, и все зимние дни проводят на ногах, продолжая бродить в поисках съедобного.

Яркий контрастный окрас скунса отпугивает других животных: он медленно прохоживается, давая возможность встречным рассмотреть себя.  Большая часть животных на скунса не нападает. В том случае, если агрессор не изменяет своих планов, скунс, не обнаруживая признаков тревоги, продолжает демонстрацию своих возможностей. Поведение пятнситых скунсов в этом отношении очень демонстративно. Для начала скунс начинает топать передними лапами, привлекая внимание преследователя. Если это не помогает, скунс делает стойку на передних лапах, встречаясь глазами в глаза с  врагом, его хвост при этом высоко поднят над головой. Враг видит ярко-белую изнанку хвоста и паховые железы. Если демонстрация не помогает, то скунс прыскает злопонной жидкостью, которая распространяется на расстояние до 4,5 метра.  Она маслянистая, желтоватого цвета и содержит  бутил меркаптан (butyl mercaptan), его другое название тиол (thiol), это органическое вещество, содержащее серу. Скунс не разбрызгивает свою жидкость близи своего логова и не направляет ее на других скунсов, когда они дерутся между собой.

Западный пятнистый скунс считается редким животным. Он часто селится вблизи человеческого жилья и ворует яйца домашней птицы, за что его считают вредителем. На скунсов охотятся из-за меха. Много животных гибнут на автострадах, переходя трассы. Скунсы любят селиться вблизи возделанных полей, потому что они питаются мышами и крысами, которых привлекает урожай.

Естественными врагами скунса являются хищные звери и птицы: совы, лисицы, койоты, дикие кошки и домашние собаки. Скунсы являются переносчиками инфекционных болезней - чумы и бешенства.

Известны следующие подвиды:

S. g. amphiala - острова Санта Круси Санта Роза (вблизи побережья Калифорнии); очень редок
S. g. gracilis -  в районе "Большого бассейна" : Аризона, Техас, Нью-Мексико
S. g. latifrons - Орегон, Вашингтон
S. g. leucopana - от юго-запада США до севера Мексики
S. g. phenax - Калифорния
S. g. ucasana - южная Калифорнийская Байя (Мексика)

Еще недавно западного пятнистого скунса относили к виду S. putorius. Он выделен в самостоятельный вид на основании различий в строении окраске меха, строении черепа и особенностей размножении, а также ДНК-анализа.