Первые годы из жизни страуса | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Первые годы из жизни страуса

Семья

Во внегнездовые периоды страусы вообще часто собираются в большие группы из нескольких десятков взрослых особей, вновь разделяясь на семьи только в сезон размножения. Семья состоит из взрослого самца, четырёх-пяти самок и птенцов.

Доминантная пара

Доминантный самец покрывает всех самок в гареме, но пару образует только с доминантной самкой и вместе с ней высиживает птенцов.

Гнездовая ямка

Яйца все самки откладывают в общую гнездовую ямку, которую самец выскребывает в земле или в песке. Её глубина всего 30—60 см.

Яйца страусов

Яйца страусов — самые крупные в птичьем мире, хотя относительно размеров самой птицы они невелики: длина яйца — 15—21 см, вес — от 1,5 до 2 кг (это примерно 25—36 куриных яиц). Скорлупа страусиных яиц очень толстая — 0,6 см, её цвет обычно соломенно-жёлтый, реже более тёмный или белый. В Северной Африке общая кладка обычно состоит из 15—20 яиц, на юге материка — из 30, в Восточной Африке число яиц доходит до 50—60. Каждая самка откладывает яйца, по-видимому, раз в 2 дня.

Мелкие яйца

У африканского страуса вес яйца составляет около 1,5 кг, ширина от 12 до 15 см, длина – от 14 до 18 см и толщина скорлупы – от 2 до 2,5 мм. Если сопоставить эти цифры с массой тела страусихи, то можно прийти к выводу, что по сравнению с другими птицами она несёт достаточно мелкие яйца.

Приступает к насиживанию

Когда доминантная самка отложит все яйца, она требует, чтобы остальные самки удалились, прикатывает в центр кладки собственные яйца (она отличает их по фактуре скорлупы) и приступает к насиживанию.

Насиживают посменно

Потомство требует постоянного присутствия взрослых. Но как самка одна с ним справляется? К счастью, папа – тоже заботливый родитель. Днём его не видно, зато каждый вечер он возвращается к гнезду. Тогда уходит самка, даже не обернувшись. Прежде, чем устроиться на гнезде, самец аккуратно переворачивает каждое яйцо, чтобы эмбрионы внутри них нагревались равномерно. Приняв ночную смену, самец противостоит другим опасностям. В тёмное время суток температура в саваннах часто опускается ниже нуля. Он плотно прижимает перья, чтобы сохранить тепло.

Шесть недель

В «пересменки» пара страусов общается при помощи щёлкающих звуков, издаваемых клювом. Они никогда не опаздывают на свои смены. Это продолжается в течение шести недель: неимоверно жарких дней и морозных ночей.

Перья кондиционер

Самка сидит на гнезде в пустыне, под палящим солнцем. Как же ей удаётся спасти эмбрионы, заключённые в скорлупу, от перегрева? Плоские перья очень тёплые. Подняв их, она открывает поверхность кожи ветерку – идеальный кондиционер. Перья мягкие и пушистые, у них нет крючков, как у летающих птиц.

Попискивание - сигнал к вылуплению

Но вот ожидание подходит к концу. Некоторые птенцы начинают попискивать из своих скорлупок. Для малышей страусов это – своеобразный будильник. Очень важно вылупиться всем вместе. Мать делает всё возможное, чтобы их поторопить. И при этом не упускает шанса перекусить остатками питательных веществ в треснувших скорлупках.

Вылупление

Прочную скорлупу страусиного яйца птенец взламывает около часа, иногда и больше. Упирается одной ногой в тупой конец яйца, другой ногой в острый и бьёт клювом в одно место, пока не появляется маленькая дырочка. Потом делает так ещё несколько дырочек. Затем, чтобы выломать себе выход, птенец бьёт по скорлупе затылком, поэтому вылупляются птенцы африканских страусов с гематомами на затылке, которые быстро проходят.

Через 42 дня

Цыплята появляются через 42 дня после начала процесса «высиживания» (данные для инкубатора). Им необходимо постоянное внимание. Как только малышам становится одиноко, они начинают призывно пищать.

Все птенцы появляются на свет в течение трёх дней

Удивительно, если учесть, что откладывались яйца больше двух недель. Стратегия синхронизированного рождения снижает риск стать чьим-то обедом. Здесь действует народная мудрость: один в поле не воин. Для смешанной страусиной семьи это первый опыт коллективной работы. Скоро страусята научатся использовать её преимущества.

Страусята появляются на свет

Страусята появляются на свет каждый весом 800 г, ростом в 25 см. Вылупляются уже в перьях. Освободились от скорлупы и сразу же побежали — вот такая это изумительная птица.

Первые 2-3-х дня

Через два дня запасы желтка в желудках страусят кончаются. Теперь родителям необходимо помочь малышам отыскать корм. Поэтому выводок птенцов остается на месте в течение 2-3-х дней, в протяжении которых птенцы остаются при взрослом, хотя они и начинают поглощать небольшие камни во время периода активности.

Четырехдневные страусята

Четырехдневные страусята — очень милые существа. Хотя выглядят весьма странно и похожи скорее на ежей, чем на птиц.

Когда птенцы вылупляются

Когда птенцы вылупляются, взрослая птица разбивает яйца, которые точно испортились (обычно они лежат по краям). На них слетаются мухи, которые служат пищей птенцам.

Вылупившиеся птенцы

Страусята вылупляются зрячие, покрытые пухом и способные к передвижению. Только что вылупившийся страусёнок весит ок. 1,2 кг,

Не нуждаются в пище

Обычно в первые 6-8 суток после своего появления на свет молодняк не нуждается в пище и воде, так как питаются за счет желточного мешка. Он находится в пуповине несколько дней. в первую неделю жизни страусята теряют до 10% от начального веса, после чего начинается уже наращивание массы.

Самостоятельное кормление

В естественных условиях страусята начинают самостоятельное кормление со склёвывания навоза взрослых страусов. Из него малыши получают микроорганизмы, способствующие перевариванию клетчатки и развитию иммунитета.

Кормятся практически постоянно

Страусята кормятся практически постоянно, в отличие от взрослых птиц, которых едят дважды в сутки.

Защита от хищников

Отец обычно пропускает рождение и первые шаги птенцов. Зато он появляется как раз вовремя, если им нужна защита от хищников. Мать постоянно начеку.

Уход

Страусиной семье нужно уходить, пока не появились другие хищники. Но последние малыши ещё не успели вылупиться. Придётся либо оставить задержавшихся на произвол судьбы, либо дождаться их, рискуя при этом потерять всех. Обычно самка принимает решение спасти имеющихся птенцов, оставив невылупившихся хищникам.

Чуть более десятка птенцов из сотни

Как правило, только чуть более десятка птенцов из сотни доживает до первого дня рождения. Высокая смертность молодняка в столь суровых условиях и есть причина, по которой самки страуса растят всех малышей, каких удаётся собрать – это их стратегия выживания. Если её собственное потомство – лишь часть выводка, у него больше шансов выжить.

Суровая программа тренировки

С момента появления на свет ко всем птенцам родители относятся одинаково. Что до малышей, они пока не знают, какая суровая программа тренировки их ожидает. Пройти такой путь в одиночку – самоубийство. В окружении же братьев и сестёр у них гораздо больше шансов.

Больше клетчатки

Чем старше становятся птицы, тем больше клетчатки содержится в их пище.

В первые 6 месяцев

Также в рацион входит песок, известняк и ракушечник, который нужен для формирования скелетов. Ведь в первые 6 месяцев своей жизни страусята прибавляют в росте по 30 сантиметров!

Когда птенцы покинули гнездо

Когда птенцы покинули гнездо, им трудно пройти в зарослях травы, но родители молодых птиц защищают их от внешних факторов и от хищников. Взрослые птицы используют «фальшивое ранение», чтобы отвлечь потенциального хищника от птенцов.

Оставляют гнездо

Птенцы на следующий день после вылупления оставляют гнездо и путешествуют вместе с отцом в поисках пищи.

В месячном возрасте

Молодые страусы уже в месячном возрасте могут бегать со скоростью до 50 км/ч.

Двухмесячные птенцы

В течение первых 2 месяцев жизни птенцы покрыты буроватыми жёсткими щетинками, затем одеваются в наряд, сходный по окраске с нарядом самки.

Настоящие перья появляются на втором месяце

Четырехмесячный птенец

К четырём месяцам птенец достигает 18—19 кг.

Зонтики

Родители могут противостоять изнуряющему зною: им помогают размеры. А вот птенцы – нет. При пятидесятиградусной жаре – никакого укрытия. Взрослые должны прятать малышей от солнца. Страусы-родители достаточно большие, чтобы служить зонтиками, дающими спасительную тень потомству. Но взрослые страусы не могут всё время стоять на месте, поэтому малышам приходится целый день перебегать следом за старшими, чтобы укрыться от солнца под их телами.

Вода

Взрослые вполне могут продержаться на влаге, получаемой из пищи, но птенцам необходима вода. Родители должны продолжать двигаться, чтобы страусята не погибли от солнечного удара или жажды. Для каждого малыша это проверка на выносливость. Те, у кого её немножко больше, смогут выжить. Но у некоторых просто не хватает сил.

Командный дух

Командный дух пригодится и в последующих испытаниях. Водоём – рискованное место, но расслабиться родителям не удаётся никогда. Опасность подстерегает страусов повсюду. В таком возрасте малыши ещё не смогут убежать от хищника. Вот родители – другое дело. Не только убежать, но и отогнать хищника от детей им под силу. Никто не сможет обогнать страуса!

Поглощение

Когда такие группы встречаются, происходит сильное поведенческое соревнование между попечителями каждой группы, за право возглавить объединенную группу. Обычно младшие птенцы принимаются в группу к старшим птенцам, а не наоборот.

Драма неизбежна

Стоит встретиться двум семьям – и драма неизбежна. Напряжение повисает в воздухе. В зрелищном противостоянии одна пара родителей потеряет своих птенцов. Не одного-двух, а весь выводок. Вторая пара уведёт их всех. Видимо, суть конфликта в том, чтобы определить лучшую пару. Но наверняка никто не знает, почему страусы стремятся забрать себе всех птенцов, что «подворачиваются под руку».

Разделить их становится невозможным

Все птенцы объединяются в одну группу. Отец-победитель следит за тем, чтобы они не разбегались. Отверженная мать делает всё возможное, чтобы вернуть малышей. Но как только два выводка объединяются, разделить их становится невозможным.

300 птиц

Зачем страусам может быть нужно похищать чужое потомство? Теория такова: победители выигрывают их, а проигравшие уступают свои права более способным родителям. Может показаться экстремальным, но это ещё не всё. Родители с радостью принимают под крыло всё новые выводки, объединяя их в огромные ясли. В итоге они могут оказаться обладателями трёх сотен малышей разного возраста.

Годовалых птенцов взрослые покидают

Со временем годовалых птенцов взрослые покидают, и они проводят свое время в компактных одновозрастных группах.

Чёрные перья у молодых самцов появляются только на втором году жизни.

За первый год жизни

За первый год жизни птицы набирают до 120 кг. Страусята вырастают на 18 сантиметров в месяц, чтобы через год стать ростом с маму.

Зрелость

Способными к размножению страусы становятся в 2—4 года.

Наслаждаются безграничной свободой

Следующие два года молодые страусы наслаждаются безграничной свободой и полным отсутствием обязанностей. Но непохоже, что они лишились командного духа. Птенцы всё ещё держатся группами. Как и большинство подростков, они всё время заняты своей внешностью – постоянно чистят пёрышки.

Смешанные стада

Cтраусы объединяются и с другими животными, часто передвигаясь как бы одним смешанным стадом с антилопами, зебрами и прочими травоядными обитателями саванн, ведущими стадный образ жизни. Это оказывается полезным как для страусов, так и для пасущихся вместе с ними копытных животных. Острое зрение страусов обеспечивает безопасность всего стада от приближающейся угрозы. А, если уж избежать опасности не удаётся, противостоять ей гораздо удобней большой группой.