Отряд ·Перепончатокрылые - Hymenoptera | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Отряд ·Перепончатокрылые - Hymenoptera

Отряд Перепончатокрылые

Formica Отряд Перепончатокрылые - Hymenoptera, третий по величине отряд насекомых, объединяет 90 семейств и 103 000 видов, распространенных во всем мире - от самых крошечных наездников-яйцеедов длиной 0,2 мм (блестянка Alaptus magnanimus - как жук-перокрылка) до гигантов ос-сколий в 6 см длиной (яванская Scolia capitata). Среди насекомых с полным превращением они ответвились от остальных весьма рано, это «средний» по возрасту отряд, они - ровесники мух и появились в триасе, примерно 200 млн. лет назад.

Отличительные признаки отряда: ротовой аппарат грызущий (осы, муравьи) или грызуще -лижущий (пчелы, шмели). 2 пары крыльев с редким (перепончатым) жилкованием. В полете работают совместно, как одна пара. Ноги бегательные (муравьи, осы) или задние из них собирательные (медоносная пчела, шмели). Развитие с полным превращением. Личинки разнообразные, в основном безногие, питающиеся готовым питательным материалом. Представитель: Apis melliphera – Пчела медоносная.

Древнейшие перепончатокрылые развивались в шишках голосеменных растений. Одно из самых древних семейств, живших две сотни миллионов лет назад - Ксиелиды (Xyelidae) - существует и сейчас, и они ведут примерно тот же образ жизни. Затем одна ветвь перепончатокрылых стала специализироваться в питании тканями растений, особенно древесиной, а другая ветвь перешла к питанию животной пищей. Причем если большинство отрядов начинает свое развитие с хищных форм, постепенно переходя к питанию растениями с одной стороны, и к паразитизму - с другой, то перепончатокрылые поступили иначе. Они достаточно быстро стали весьма специализированными паразитами - и пошли дальше, к хищничеству и развитию заботы о потомстве.

Низшие перепончатокрылые представляют собой одиночные формы, откладывающие яйца в ткани растений (пилильщики) или беспозвоночных животных (наездники). Забота о потомстве исчерпывается помещением его в благоприятную обильную пищей среду. Далее возникают формы, которые тем или иным образом создают ячейки, куда помещают пищу для будущих личинок и затем помещают яйцо, чтобы вылупившаяся личинка могла расти в более комфортных условиях, более или менее защищенная от хищников и паразитов (одиночные осы и пчелы). На еще более высокой ступени родители не покидают потомство и возникает каста бесплодных самок-рабочих, которые выращивают новые поколения (общественные осы, пчелы и муравьи).

Личинки пилильщиков ведут образ жизни, сходный с гусеницами бабочками, питаясь листьями деревьев и кустарников. Пилильщики - линия среди перепончатокрылых, параллельная бабочкам. Есть среди перепончатокрылых и некоторая параллель жукам: личинки рогохвостов, как и личинки жуков-усачей, живут в стволах деревьев. Паразитические наездники - обычно паразиты насекомых, как и ежемухи. В рамках одного отряда перепончатокрылых как бы повторяются некоторые основные жизненные формы, которые разработали предыдущие отряды насекомых с полным превращением. Но эти параллели затрагивают лишь нижние «этажи» перепончатокрылых. Высшие, жалящие перепончатокрылые развивают свои уникальные жизненные формы.

В связи с охотой перепончатокрылым требовалась большая подвижность тела. У них стала очень подвижной «шея», способная изгибаться, что увеличивает подвижность головы с усиками, а значит, большую точность ориентировки; увеличилась подвижность брюшка за счет образования перетяжки («талии»), что важно при использовании яйцеклада или жала.

Всего в пределах отряда перепончатокрылых общественная жизнь возникала как минимум одиннадцать раз (роющие осы Microstigmus, общественные осы - два раза, медоносные пчелы, шмели, галикты, антофоры, тропические безжалые пчелы - мелипоны и тригоны, муравьи...). Можно выделить три группы высших перепончатокрылых. Первая - Sphecoidea - роющие осы: они доставляют парализованных жертв в подземные норы, где те служат кормом для личинок. Наиболее высокоразвитые представители этой группы - пчелы, перешедшие к питанию пыльцой и достигшие значительных успехов в заботе о потомстве и развитии социальности. Пчелы - основные опылители многих диких и культурных растений.

Вторая группа - Vespoidea- складчатокрылые осы: они перетаскивают добычу в особым образом устроенные ячейки (обычно расположенные над землей). Вершина эволюции этой группы - знакомые всем черно-желтые осы, строящие свои гнезда из бумаги (картона).

Третья группа - Formicoidea - муравьи, достигшие непревзойденных высот в развитии сложной общественной жизни. В целом можно отметить, что преобразования морфологии в этом отряде были не слишком существенными, основной «удар» перепончатокрылые наесли в развитии сложных форм поведения.

Кроме усиления заботы о потомстве путем развития сложнейших среди беспозвоночных животных систем инстинктов, другое направление эволюции отряда - развитие связи с цветковыми растениями и улучшение полета. Множество перепончатокрылых являются опылителями цветковых растений, благодаря связи с цветковыми они смогли захватить множество местообитаний и достичь значительной численности. Но сначала о полете.

Крыло неподвижно закрепленного насекомого, например пчелы, описывает траекторию, напоминающую цифру 8. Передние и задние крылья сцеплены при помощи специальных «застежек» разного устройства (обычно крючков), так что действуют в унисон. Поэтому несмотря на морфологическую четырехкрылость, крылья каждой стороны работают как моноплан - крыло с одной функциональной поверхностью. Перепончатокрылые - «переднемоторные» насекомые, «ведущими» у них являются передние крылья. Полет многих перепончатокрылых не только маневрен, мощен и быстр, но и чрезвычайно экономичен. Пчеле выгоднее пролететь один метр, чем пройти его по земле, поскольку полет у нее в 26 раз экономичнее ходьбы.

Такое развитие полета наряду с наличием мощного оружия - жала, возникшего из преобразованного яйцеклада, позволило перепончатокрылым отвоевать у стрекоз «небо насекомых». Оно, это небо, лежит ближе к земле, чем «небо птиц», в нем полощутся верхушки трав и ветви деревьев, оно напоено запахами трав и цветов.

Жалящие перепончатокрылые - это одна из причин того, что на планете есть цветы. Точнее, красивые цветы. Эволюция перепончатокрылых тесно связана с цветковыми растениями, с их опылением. До этого цветки (в то время совсем иные) опыляли кузнечики, жуки, сетчатокрылые и уховертки, и делали это не очень умело. Были они при этом хищными, и на цветках кипела кровавая бойня: кто успеет опылить, а кого при этом деле и съедят. Члены древней гильдии опылителей до сих пор хранят память о тех побоищах: они обычно весьма пугливы и при малейшем волнении падают с цветка вниз, притворяясь мертвыми. Жалящие перепончатокрылые вышибли с цветков всю эту компанию, поскольку умели себя защитить. «Новые опылители», перешедшие к питанию пыльцой и нектаром недавно, уже после «перепончатокрылой революции», вовсе не пугливы и подобных защитных реакций не имеют: «прочная власть» жалящих успокаивающе подействовала на их рефлексы.

С тех времен и развилась у многих насекомых манера подражать в окраске жалящим перепончатокрылым. Это делают многие мухи и жуки, а также клопы, кузнечики... Птиц такой маневр не слишком смущает: у них развито роговое небо, насекомых они перед потреблением раздалбливают клювом, так что кто попался - шершень или муха, пташке все равно. Тем более что многие птицы на всякий случай у любого насекомого отрывают и выбрасывают брюшко. При этом численность птиц и скорость смены их поколений никак не могут представлять угрозу для насекомых. Помимо того, большинство «подражающих» жалящим перепончатокрылым видов встречаются на цветах, а насекомоядных птиц, которые бы брали добычу с цветов, почитай, и нет вовсе - для такого дела нужен колибри, да разве колибри численность дает? Другое дело - хищники свои, насекомые, которые тоже умеют «давить численностью». Вот им и дают острастку насекомые, затягивая тело в осиный или шмелиный «мундир».

Итак, жалящие перепончатокрылые вытеснили хищных опылителей с цветов, совершенный полет и высокая численность позволили им отвоевать у стрекоз господство в воздухе. Цветы дали им огромное количество корма, возможность сильно увеличить численность. Однако не одни пчелы от этого остались в выигрыше: цветковые растения благодаря насекомоопылению смогли быстро вытеснить голосемянные растения, которые раньше являлись господствующими на планете.

Подотряд ·Стебельчатобрюхие - Apocrita