Тушканчик мохноногий | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Тушканчик мохноногий

Мохноногий тушканчик - Dipus sagitta

Среднего размера тушканчик. Длина тела 105-140 мм, задней ступни 60-65 мм. Голова округлая, с короткой мордой, уши небольшие, задние конечности трехпалые, с хорошо выраженной  «щеткой» на пальцах, хвостовое «знамя» развито. Передняя поверхность резцов желтая. Окраска верха от буровато-серой до желто- и рыжевато-песчаной, брюхо, конечности и полоса, заходящая сзади на бедра, белые. Основная часть «знамени» черная, концевая - белая.

Распространен в песках левобережья Дона, Северном Прикаспии, Нижнем Поволжье, Казахстане, Средней Азии, Туве.

Обитатель пустынь, где населяет почти исключительно барханные, бугристые и грядовые незакрепленные или слабозакрепленные пески.

Пищу составляют клубни, луковицы, соцветия, семена и зеленые части травянистых растений, веточки и плоды песчаных кустарников, насекомые (саранчовые, жуки).

Активен с заката солнца до рассвета, но преимущественно в первую половину ночи. Временные норы простого устройства, часто с двумя-тремя запасными выходами, забитыми изнутри песчаной пробкой. Гнездовые и зимовочные норы устроены сложнее и достигают 2,5 м в глубину.

Период спаривания начинается в марте и захватывает первую половину лета, беременность 25-30 дней, в выводке один-восемь, чаще четыре-шесть детенышей. Самки приносят один, редко два помета в лето. В северной части ареала на зиму впадает в спячку, на юге - активен в течение всего года.