Енот-крабоед | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Енот-крабоед

Procyon cancrivorus
Енот-крабоед - Procyon cancrivorus - водится в Южной Америке, от Коста-Рики до северной Аргентины: в Боливии, Бразилии, Колумбии, Парагвае, Уругвае, Коста-Рике, Гайане, Панаме, Перу, Суринаме, Тринидаде и Табаго и Венесуэле. Он меньше обычного енота, отличается удлинённым телом, гладким коротким мехом, не пушистым хвостом. По образу жизни и питанию сходен с обычным енотом.

Енот-ракоед предпочитает селиться в болотистых и лесистых прибрежных районах у морей, озер и рек, где преимущественно встречается среди кустарниковой и древесной растительности, обычно возле воды.

Енот-ракоед покрыт грубыми, длинные волосами, однако они намного короче, чем у других енотов. Их цвет на большей части тела темно-коричневый или красноватый. Окраска нижней части тела сероватая. Енот-ракоед стройнее по сравнению с енотом-полоскуном: длина его тела колеблется между 41 и 65 см, а длина хвоста от 20 до 38 см, при весе от 3 до 7 кг. Самцы по размерам несколько больше самок. Высота в плечах составляет около 22,8 см.

Морда у ракоеда сравнительно узкая, лицо имеет группу черных волос вокруг своих глаз. Эти черные волосы напоминают маску. Хвост с 4-5 группами черных колец.

Еноты-ракоеды ходят подобно медведям, всеми четырьмя лапами плоско шагая по земле, оставляя следы с отпечатавшимися пальцами и когтями. Передние ноги белые, а задние ноги беловато-коричневые. Енот-ракоед имеет длинные, гибкие пальцы, на них - сильные, острые когти, которые помогают им лазить по деревьям и добывать корма.

Руки и ноги енота имеют высокоразвитую осязательную чувствительность и чрезвычайно проворны. Они могут манипулировать различными объектами в лапах почти так же умело, как это могут делать обезьяны. Часто енот поднимает продовольствие при помощи рук и только затем переносит его в рот.

Еноты-ракоеды часто наблюдались, когда они погружали свою добычу в воду перед тем как ее съесть. Много людей считает, что еноты моют свою еду, но эксперименты показывают, что животные «моют» в воде уже чистое или влажное продовольствие так же часто, как они макают грязное или сухое. Особенно часто такое поведение можно наблюдать у животных, содержащихся в неволе. По-видимому еноты просто имитируют способ, которым они в природе добывают из водоемов раков и других водных животных.

Живут еноты как на земле, так и на деревьях. Деятельность прежде всего ночная, лазают по деревьям и плавают в воде хорошо. Енот-ракоед отличается сравнительно очень высокими интеллектуальными способностями. По ряду показателей енотов разместили выше котов, но ниже приматов. Установлено, что еноты могут быстро учиться и способны сохранить знание вплоть до года.

Енот-ракоед - всеяден, он потребляет разнообразные корма, но главной частью их диеты являются различные плоды.

Значительную часть их рациона составляют беспозвоночные, ракообразные, насекомые, рыба, лягушки, маленькие черепахи, а также растительные корма - орехи, овощи. В зависимости от сезона в их рационе могут преобладать те или иные, наиболее массовые и доступные корма.

Обоняние, зрение и осязание еноты используют для идентификации и захвата продовольствия в самых различных ситуациях, как в воде, так и на суше. Как ночные животные, они практически лишены цветного зрения, но имеют превосходное ночное зрение. Их руки обладают очень высокой осязательной способностью, что облегчает поиск и идентификацию пищевых объектов как в темноте так и в воде, где зрение бессильно. Еноты-ракоеды имеют хороший и острый слух, особенно к странным шумам.

День они проводят в своих логовах. Еноты, живущий в лесистой области устраивают свое логово в полом бревне, пне или дереве или логовах, оставленных другими животными. В районе проживания человека они могут обустроиться в заброшенном амбаре или сельском доме. В болотистых, безлесных областях, еноты делают гнездо в высокой траве, а при случае занимают логово ондатры.

Самцы енотов ведут уединенный образ жизни в пределах своих охотничьих участков, который они охраняют от других самцов. Размеры этого  кормового участка может составлять около 40-100 гектаров. Участки отдельных енотов могут частично перекрываться только у особей разных полов.

Во время брачного сезона, молодые самцы обычно рассеиваются по территории, переселяются в другие районы, тогда как молодые самки остаются  дома. Взрослые самцы, обычно более подвижны и бродят по территории, удаляясь на расстояние вплоть до 16 километров. Взаимодействия между енотами наблюдаются только в период размножения и в местах кормления (пищевые агрегации).

Поведение самцов обычно зависит от численности самок. Распределение самок определяют и ограничивают ресурсы: места для устройства логова, наличие воды и продовольствия. Предполагается, что еноты-ракоеды вообще самые динамичные и подвижные животные среди енотов.

Размножение происходит один раз в год, а выведение потомства происходит с июля по сентябрь. Самцы могут спариваться с несколькими самками в течение брачного сезона, а самки отвергают других самцов как только они оплодотворены. Эструсный цикл обычно длится в пределах 80-140 дней.

После 60-73 дней беременности, самки рождают 2-7; в среднем - 3-4 детеныша. Свое логово самка обустраивает в щелях среди камней, полых деревьях или в заброшенных логовах других животных. Новорожденные рождаются без зубов и с закрытыми глазами. Вес малышей при рождении составляет около 71 грамм. Через 3 недели их глаза уже открытые и, на лице проступает характерная расцветка енота.

Самки имеют четыре пары сосков. Молочное вскармливание заканчивается примерно между 7-12 неделями.

Енот-ракоед может издавать до 13 различных звуков, 7 из которых используется для общения матери и ее потомством.

Если самка теряет новорожденных, она, обычно, овулирует второй раз в течение сезона. Самцы не ухаживают за потомством.

Независимыми молодые животные становятся примерно в 8 месяцев, а половозрелыми в 1 год. Однако, более молодые самцы обычно не размножаются на втором году жизни, потому что они не могут конкурировать из-за самок с большими, старшими самцами.

Еноты-ракоеды в неволе, обычно, живут до 15 и больше лет, потому что они имеют постоянный разнообразный корм и у них нет врагов. Но большинство енотов в пределах их ареала вероятно живут менее чем 5 лет, где енот-ракоед нередко становится добычей больших плотоядных животных. Значительную угрозу для енотов представляет человек.

Енот-ракоед - охотничий пушной зверек, иногда содержащийся как домашнее животное. На него охотятся в спортивных целях. Енот-ракоед является носителем водобоязни, и может иногда повреждать урожаи, но обычно в не серьезной степени.