Род Горные ·краксы - Oreophasis | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род Горные ·краксы - Oreophasis

Род Горные краксы - Oreophasis - монотипичен. Единственный представитель - рогатый гуан - Oreophasis derbianus - получил свое название за ярко-красный прямой рог на голове. Населяет эта птица влажные "туманные" горные леса юго-востока Мексики и юго-запада Гватемалы. Величиной она с дикую индейку, общая окраска головы и верхней части тела черная с зеленым отливом, а передняя сторона шеи и грудь белые, как и широкая полоса поперек хвоста. Основные местообитания рогатого гуана - вечнозеленые широколиственные леса с кустарниками и лианами на склонах гор выше 1500-3300 м над ур. м. В настоящее время ареал рогатого гуана разорван на два участка - мексиканский и гватемальский, но находки костей этого вида в плейстоценовых отложениях указывают на прежнее единство ареала. Местами эти птицы поднимаются до самых хребтов или встречаются в участках кипарисовых и сосновых лесов; большую часть времени они проводят в кронах высоких деревьев.

Кое-где лес в горах уже полностью уничтожен, его место заняли плантации сельскохозяйственных культур и пастбища. Однако сведение участков леса, по-видимому, сыграло меньшую роль в сокращении численности рогатых гуанов, чем многолетняя охота: крупная и красивая птица представляет интерес и для охотников, и для зоопарков. Общая численность птиц этого вида неизвестна: некоторые труднодоступные массивы лесов в горных районах не обследованы специалистами, но, судя по редким в последние годы встречам рогатых гуанов, вся популяция не превышает нескольких сотен особей, сохранившихся преимущественно в Гватемале. В Мексике последний раз видели гуана в декабре 1975 г. в горах Сьерре-Мадре близ г. Мапастепек, в Гватемале в конце 60-х - начале 70-х годов видели и слышали не более 10 особей. Гнезда птиц этого вида еще никто не находил.

В Мексике и Гватемале охота на рогатых гуанов запрещена, но эта мера имеет чисто формальный характер. Запрещена и международная торговля птицами: вид включен в Приложение 1 СИТЕС. Отдельные участки их местообитаний имеются на территории некоторых резерватов и национальных парков, например в Кесаль (Гватемала). Содержат рогатых гуанов и в зоопарках, но в неволе они пока не размножаются.