Семейство ·Фрегатовые - Fregatidae | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Семейство ·Фрегатовые - Fregatidae

Семейство Фрегатовые - Fregatidae

Длина 71-114 см, размах крыльев 175-244 см, масса 630-1640 г. Океанические птицы. Одни из лучших летунов среди птиц. В скелете крыла больше всего удлинена кисть, развиты сесамовидные косточки, заклинивающие локтевой сустав, что позволяет без особой затраты мышечной энергии сохранять определенное положение крыла при парении. Крылья очень большие относительно размеров тела, заостренные, довольно широкие.

Скелет сильно пневматизирован, но подкожных воздухоносных полостей нет. Шея короткая, из 14-15 позвонков, грудные позвонки не срастаются в спинную кость они гетероцельные (разновогнутые). Грудина широкая и короткая, киль высокий, его основание занимает лишь около половины длины грудины. Вилочка срастается с коракоидами, а ее вершина прирастает к вершине киля. Таз широкий и короткий.

Клюв выглядит несоразмерно большим по сравнению с головой. Он удлинен, заканчивается большим крючком. Имеются щелевидные наружные ноздри. Сошник есть. Сонные артерии парные. Ноги короткие, цевка расширенная, с неполностью слившимися метатарзалиями, оперена практически до пальцев. Пальцы длинные, но перепонка слаборазвитая, выемчатая, не доходит до концевых фаланг. Фрегаты практически не могут ходить по плоской поверхности, плохо плавают, не способны нырять, но могут обхватывать пальцами ветки деревьев.

Оперение относительно рыхлое, копчиковая железа развита слабо. Хвост из 12 рулевых, очень длинный, резко вильчатый. Окраска в основном черная, с металлическим блеском (особенно на украшающих плечевых перьях), сверху на крыльях иногда развит более светлый чешуйчатый рисунок. У самок грудь и брюхо белые, контрастируют с остальным оперением; белые участки меньшего размера имеются и у самцов некоторых видов.

Порой различается цвет клюва и голого окологлазного кольца, у самцов они свинцово-серые или темные, у самок - розоватые или светлые. Радужина темная. Горловой мешок у самок слаборазвитый, темный, у самцов - увеличенный, ярко-красный, в период тока раздувается огромным пузырем-резонатором. Половой диморфизм проявляется и в размерах: самки крупнее самцов. Молодые птицы имеют белые или охристые голову, шею, грудь, контрастирующие с остальным темным оперением.

Фрегаты придерживаются тропических зон океана, особенно тех районов, где с востока на зхапад дуют постоянные океанические ветры - пассаты. Силу постоянного ветра фрегаты используют для скольжения над водой. Для фрегатов парение и скольжение, экономящие мышечную энергию, еще более важны, поскольку они почти не умеют плавать. Отдыхают фрегаты на скалах или ветвях деревьев, поскольку с ровной поверхности взлетают с трудом из-за слишком больших крыльев. Конструкция их крыльев и хвоста обеспечивает высокую маневренность в воздухе, что позволяет фрегатам эффективно кормиться - подбирать корм с поверхности воды, ловить летучих рыб, мелких кальмаров, также вылетающих из воды. Планируя над песчаными пляжами, хватают вылупившихся морских черепашат, выхватывают птенцов из гнезд. Хвост во время маневров то разворачивают, то складывают, изгибают и вращают в разных плоскостях. Чаще других птиц занимаются клептопаразитизмом - отбирают добычу у других видов морских птиц. Охотятся фрегаты в одиночку или небольшими группами.

Гнездятся рассеянными колониями, гнезда из сухих веток строят на деревьях, крупных кустах, реже - на вершинах скал. Размножению предшествует ток, когда самцы, часами сидя на деревьях и скалах, обозначают индивидуальные участки и привлекают самок, тряся головой и распростертыми крыльями, раздувая горловые мешки и издавая рокочущие и булькающие крики.
В кладке 1 белое яйцо. Инкубация длится 40-55 дней. Примерно к 12-14 дню голые при вылуплении птенцы покрываются светло-серым пухом. Полностью оперяются и становятся способными к полету только в возрасте 4-5 месяцев. Птенцовая смертность очень высока, часть птенцов съедают взрослые птицы и птенцы старших возрастов. Взрослые, кочующие вместе с молодыми в районе колоний, докармливают молодых еще 2-18 месяцев. Сезонности в размножении нет, пары обычно гнездятся через год. Половая зрелость наступает лишь на 5-10 год, продолжительность жизни, очевидно, высока. В неволи не живут.

Род ·Фрегаты - Fregata