Подотряд Кукушки настоящие - Cuculi | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Подотряд Кукушки настоящие - Cuculi

Кукушки настоящие - Cuculi - довольно разнообразная по облику группа мелких и средних по величине птиц, ведущих наземный или древесный образ жизни. 4-й (внешний) палец обращен назад, так что 2 пальца направлены вперед и 2 назад. Ноздри расположены на самой границе между клювом и оперением лба. Слепые кишки довольно длинные. Вырезки на грудине иногда отсутствуют или превращены в фонтанелли. Копчиковая железа голая. Побочные стержни у контурных перьев отсутствуют или слабо развиты. Пух имеется только на аптериях. Первостепенных маховых 10. Хвост из 10 рулевых, относительно длинный, как и у многих других лесных птиц. Самцы и самки мало разнятся по окраске и величине.

Представители отряда биологически очень неоднородны. Среди кукушек есть чисто древесные виды, есть виды, ведущие наземный образ жизни, хорошо бегающие среди кустарниковых зарослей, и, наконец, есть виды, живущие как в лесу, так и в открытых местообитаниях. Многие виды кукушек паразитируют, откладывая или подбрасывая яйца в гнезда других птиц, но большинство строит собственные гнезда на деревьях или на земле, откладывая от 2 до 7 одноцветных яиц; паразитические формы могут откладывать за лето до 25 яиц, часто довольно сходных по окраске с яйцами хозяина. У кукушек, строящих собственные гнезда, в насиживании и выкармливании птенцов принимают участие оба пола.

Птенцы почти у всех кукушек родятся слепыми и голыми, покрываясь впоследствии птенцовым пером. Линька бывает раз в год. Кукушки, живущие в умеренных областях, перелетны, а в тропиках и субтропиках живут, как правило, оседло, но есть и перелетные виды. Пища почти исключительно животная, прежде всего насекомые, которых кукушки ловят на земле или на деревьях; некоторые наземные виды кроме насекомых поедают грызунов, ящериц и змей.
Родственные связи кукушек, хорошо и, видимо, давно обособившихся, установить очень трудно. Некоторыми исследователями усматриваются общие черты в строении бананоедов и гоацинов, относимых к отряду куриных, но вполне вероятно, что это лишь следствие конвергенции. Ископаемые формы кукушек обнаруживаются, начиная с верхнего эоцена; в плейстоценовых отложениях найдены остатки представителей и современных родов.

Подотряд кукушек содержит всего одно семейство с 38 родами и 128 видами, распространенными по всему свету, кроме полярных областей; основная масса видов приурочена к тропическим странам.

Литература: А.И.Иванов, Е.В.Козлова, Л.А.Портенко, А.Я.Тугаринов. Птицы СССР. Часть II. Москва - Ленинград. Издание Академии наук СССР, 1953