Род ·Большеноги-малео - Macrocephalon | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Род ·Большеноги-малео - Macrocephalon

Род Большеноги-малео - Macrocephalon - монотипичен. Его представитель большеног-малео (Macrocephalon maleo) является эндемиком о. Сулавеси. Эта черно-бурая с розовой грудью птица, величиной и обликом похожая на крупную курицу, но с более мощными ногами, живет во влажных тропических лесах преимущественно в северной и юго-восточной частях острова. Общая численность малео на о. Сулавеси пока еще достаточно высока (по-видимому, несколько тысяч особей), однако интенсивная и многолетняя эксплуатация их кладок местными жителями, а также отлов и добыча птиц привели к необходимости принять меры к их охране.

Большую часть года малео проводят в джунглях, но в наиболее сухой период (август-январь) собираются в определенных участках леса поблизости от побережья для откладки яиц. Периодически, с интервалом в несколько дней, птицы ходят из леса на участки сухого пляжа, покрытого темным песком, и выкапывают ямку глубиной 40-70 см, в которую самка откладывает одно, но очень крупное, массой до 240 г, с тонкой скорлупой яйцо и, засыпав его песком, возвращается в лес. Поскольку нужные для инкубации яиц места часто расположены в нескольких километрах от леса, а самка за сезон размножения откладывает 10-30 яиц, птицам приходится за этот сравнительно короткий период прошагать туда и обратно десятки и даже сотни километров.

Мест, подходящих для откладки яиц, на острове немного, их используют обычно несколько десятков и даже сотен птиц одновременно - образуются своеобразные колонии птиц. Местные жители хорошо знают эти ограниченные песчаные участки и в период размножения приезжают туда для сбора яиц, выкапывая их сотнями. Здесь же "трудятся" и местные хищники, включая варанов, собак и свиней. В хорошо прогреваемом солнцем песке зародыш в яйце развивается медленно (около 70 дней), зато птенец вылупляется оперенным, самостоятельным.

Формально добыча большеногов-малео была запрещена в Индонезии Указом об охране природы и животного мира, изданном в 1932 г. Однако традиционный сбор яиц жителями многих поселений продолжался еще много лет, хотя два места размножения птиц на севере о. Сулавеси и были взяты под охрану в заповедниках Пануа и Тангкоко-Батуангус. Это привело наряду с ухудшением экологических условий некоторых участков - "инкубаторов" и мест концентрации птиц в период размножения к сокращению численности большеногое на о. Сулавеси. Лишь с 1970 г. стал действовать более строгий закон, и вид был включен в Приложение 1 СИТЕС.

Из отряда курообразных семейство фазановых наиболее богато представлено в Юго-Восточной Азии. Многие из видов фазановых интересны как объекты охоты и как экзотические птицы для содержания в зоопарках. В результате нерегулируемой охоты и отлова, а также ухудшения местообитаний, более 30 видов фазановых Азии стали редкими или находятся на грани исчезновения, а один вид, вероятнее всего, уже вымер. К этому числу можно добавить еще значительное количество эндемичных подвидов и даже некоторых широко распространенных видов (например, обыкновенного перепела), популяции которых неуклонно сокращаются.

Из 5 видов уларов - эндемичных птиц гор Азии - 3 вида (алтайский, тибетский и каспийский) внесены в Красную книгу СССР и находятся на территории нашей страны под охраной закона, причем 2 последних включены в Приложение 1 СИТЕС.