Пингвин Адели | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Пингвин Адели

Пингвин Адели - Pygoscelis adeliae

Коренастый пингвин, длинной около 70 см и массой до 5 кг. Строгая черно-белая окраска взрослых птиц оживляется белым кольцом вокруг глаза и розоватыми лапами. Свое название получили по месту первых гнездовых находок - Земле Адели в Антарктиде. Помимо императорского, это единственный пингвин, образующий колонии по всему побережью материка, гнездится также на некоторых субантарктических островах. Гнездовые колонии занимаютпологие каменистые поверхности, летом свободные от снега, часто расположенные в очень ветренных местах. Пингвины в массе появляются на колонии в конце полярной ночи - в начале октября, пешком преодолев от свободной воды путь в десятки и даже сотни (до 1000) километров. Обычно они двигаются вереницами или группами, иногда часть пути преодолевают ползком, на брюхе, со скоростью 4-6 км/час.

Оказавшись в колонии, птицы объединяются в пары(восстанавливают прошлогодние) и занимают излюбленные гнездовые участки, диаметр которых не превышает 1,5 метра. В центре участка сооружается примитивное гнездо из камешков, у более опытных птиц оно крупнее, с приподнятыми бортами и лотком, защищающими яйца от талой снеговой воды. В это время нередки драки, птицы таскают камешки из гнезд соседей. После откладки яиц в ноябре территориальные конфликты стихают, самки, отложив второе яйцо, уходят кормиться в море, самцы насиживают кладки. Первая смена партнеров происходит через 2-3 недели, последующие - чаще, поскольку разводья появляются все ближе к колонии. Насиживание длится 30-45 дней. Вылупившиеся птенцы сначала прячутся под родителями, к середине января образуют группы по 5-10 особей, затем группы объединяются в «детские сады» до 50 птиц.

Различия в рационе птенцов и взрослых птиц нет - во все сезоны основу питания составляет криль. С конца января птенцы начинают менять светло-серый пуховый наряд на ювенильный перьевой, который отличается от окончательного взрослого белым подбородком и отсутствием окологлазничного белого кольца. С середины февраля приступают к линьке и взрослые, в это время они не могут питаться в море и сильно худеют.

В конце марта надвигается антарктическая зима, колонии пингвинов Адели пустеют - птицы уплывают до весны на север и зимуют у края паковых льдов. Птенцы покидают колонии практически недоросшими (1/2 массы взрослой птицы).

По материалам: Е.А.Коблик. Разнообразие птиц. Часть 1. М., Издательство Московского