Эти удивительные копытные | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Эти удивительные копытные

Самое близкое к человеку животное
Свинья (Sus)
– самое близкое к человеку по анатомии и физиологии животное. Сердце и кровеносные сосуды свиньи близки по размерам к человеческим. Почти совпадают содержание в крови гемоглобина и белков, размеры эритроцитов и группы крови. Свинья, так же как и человек, всеядна, и пищеварение у нее протекает сходно. Кожа очень похожа на человеческую, и свинья может даже загорать. Схожи особенности зубов, глаз, печени, почек. Свиное сердце весит 320 г, человеческое – 300 г, масса легких у свиней – 800 г, у человека – 790 г, масса почек соответственно 260 и 280 г, печени – 1600 и 1800. Даже болезни новорожденных поросят примерно такие же, как у грудных детей. По данным Института молекулярной биологии, строение молекулы гормона роста свиньи и человека совпадает на 70%.
Самое высокогорное млекопитающее
... это як.
Он населяет горные плато и горы с холодным и сухим климатом, спокойно перенося температуру до минут 50 градусов Цельсия. Обитают эти животные в Тибете, западном Китае и северной Индии, а также в арктических районах России ( полуостров Таймыр). В летнее время яки забираются в горы на высоту до 6 000 м над уровнем моря.
Cуществуют в условиях экстремальных температур
Как северные олени существуют в условиях экстремальных температур? Большинство тундровых животных не ест ягель, мох плохо переваривается и имеет низкую калорийность. Северные олени питаются исключительно мхом. Выяснилось, что в ягеле содержится особое химическое вещество, которое помогает организму поддерживать тепло. В то время, как олени отправляются в свою ежегодную миграцию по ледовым просторам арктических тундр, запасы химического вещества помогают им сохранить обычную температуру тела, так антифриз сохраняет автомобили от замерзания.

Верблюды одногорбые и двугорбые

Одногорбые верблюды — животные жаркого климата, их больше всего в странах Северной Африки и Аравийского полуострова. Диких одногорбых верблюдов в природе не существует. Двугорбые приспособлены к суровым морозным зимам, их родина — суровые пустыни Центральной Азии. Двугорбых верблюдов можно встретить в Монголии, государствах Средней Азии и даже в России (их разводят в Калмыкии и Туве).

Нет единого мнения по поводу того, откуда появились домашние дромадеры. Одни считают, что дикий одногорбый верблюд встречался на территории современной Турции, Аравии и даже Европы еще 10 тысяч лет назад, но был истреблен человеком или вымер сам. Другие — что домашний одногорбый верблюд мог произойти от двугорбого. Во всяком случае, одногорбые верблюжата у бактрианов иногда рождаются.

30 слонов или 150 быков равняются одному киту Голубой кит Balaenoptera musculus – самое крупное млекопитающее не только современности. Самый тяжелый из известных китов весил свыше 190 тонн, причем вес был установлен гипотетически на основе взвешивания его останков. Это соответствует массе 30 слонов или 150 быков.

Второе крупнейшее животное земли
Это белый носорог (Ceratotherhim simum), область распространения которого находится в Южной Африке - к югу от реки Замбези. Он достигает в длину пять метров, а в высоту - два метра - это самый крупный из всех носорогов: его вес иногда превышает две тонны. Длина одного из его рогов достигает полутора метров!

Гигант средних широт весом в тонну
Из копытных средних широт самым крупным можно считать самца лося (Alces alces) , который достигает веса 1 тонну.

Самые крупные лоси в России …обитают в Восточной Сибири. Они достигают массы 565 кг, высота в плечах у них – до 235 см. Крупные копытные гор и тундр

Яки достигают высоты двух метров и весят 1 000 кг.

Гигантская свинья
Это лесная свинья Мейнертцхагена - Hylochoerus meinertzhageni, обитает в лесах Птури (Африка). Высота гигантской лесной свиньи в холке может достигать 1 метра 20 сантиметров, а длина ее тела порой превышает 2 метра 30 сантиметров! Вес тела 200 кг. Окрас свиньи густочерный, а длинные и мощные клыки напоминают по строению черепа представителя ископаемых свиней: с точки зрения морфологии, лесная свинья Мейнертцхагена является связующим звеном между двумя другими африканскими кабанами кистеухой свиньей и бородавочником.
Самая маленькая среди антилоп
… карликовая антилопа суни (Neotragus),
обитающая в прибрежных лесах Восточной Африки (Мозамбик, Занзибар). Животное имеет рост всего 30 см и вес около 5 кг. Самки несколько крупнее самцов. Редкий вид, которому угрожает исчезновение.

Свиньи виляют хвостиками

Свиньи виляют хвостиками, выражая свою радость. В природе свиньи-мамы строят гнезда из веточек, готовясь родить.
Карликовый бегемот
Наряду с обыкновенным бегемотом, или гиппопотамом (Hippopotamus amphibius) существует также карликовый, или либерийский бегемот (Choeropsis liberiensis). Он обитает в лесных реках Сьерра-Леоне и Либерии, в Нигерии и Гвинее. Высота взрослого самца в холке не превышает 75 сантиметров, а длина его тела составляет 1 метр 50 сантиметров. Карликовый гиппопотам меньше гигантской лесной свиньи! Он ведет одиночный образ жизни, везде очень редок, скрытен, и лишь немногим европейцам удавалось увидеть его в родной обстановке. В неволе карликовые бегемоты доживают до 35-ти лет. Несмотря на страшные зубы, этот зверь приручается легче, чем обыкновенный гиппопотам. От гиппопотама он отличается тем, что весит гораздо меньше, имеет более узкую морду и густой черный окрас.

Сколько весит мозг
Мозг слона весит 5 кг, человека – 1 400 г, лошади – 500 г, коровы – 350 г, свиньи – 150 г.

Масса головы и масса мозга бегемота
Самцы бегемота тяжелее самок и весят от 1,5 до 3,2 т. Длина тела самца составляет от 3,2 до 4,2 метров. Голова бегемота весит порядка 900 кг. Однако массой мозга бегемот похвастать не может.

Длина кишечника
превышает длину тела у человека – в 3-4 раза, волка – в 4, собаки – в 5-6, диких кабанов – в 14, домашних свиней – в 17, диких баранов – в 18, овец – в 35 раз.

Цветовое зрениеотсутствует
Бесполезно дразнить быка красной тряпкой: для него что красное, что серое – все равно. Свиньи, овцы, лошади, собаки о цветах понятия тоже не имеют. Они для них лишь оттенки серого. Только человек и обезьяны наслаждаются разнообразием красок планеты.

Сердце
Пульс лошади – 40, a человека – 60-80 ударов в мин.

Эритроциты не округлой, а овальной формы
Среди млекопитающих только верблюды (Camelus) и ламы (lama) имеют эритроциты не округлой, а овальной формы.

Клыки растут во лбу
Верхние клыки бабируссы (Babyrussa babyrussa) из семейства свиных настолько длинны, что загибаются вверх и врастают в кожу лба.

Самое высокое наземное млекопитающее
... это жираф Giraffa camelopardalis. Он может достигать высоты 6 м. Высокая шея помогает им издали обнаружить хищника.

Число дыхательных движений у млекопитающих находится в зависимости от величины животного, определяющей разную интенсивность обмена веществ. Оно составляет (в 1 минуту): у лошади — 8—16.

Язык жирафа

Язык жирафа абсолютно черный, а его длина может достигать 50 см.

Обзор в 360 градусов
Лошади могут, например, не поворачивая головы, видеть на 360 градусов.

Ночное зрение
Монокулярные глаза лошади различают цвета и очертания мельчайших предметов даже в темноте, поэтому они легко находят дорогу и в безлунную ночь.

Хорошая память У лошади еще и хорошая память, то задремавшего на повозке хозяина она самостоятельно привезет прямо к дому.

Самая толстая кожа
Кожа носорога состоит из сильно развитого соединительнотканного (мезодермального) слоя и эпидермиса (эктодермального происхождения) с многочисленными вторичными образованиями. Многочисленные кожные железы млекопитающих играют роль в терморегуляции и обмене веществ (потовые) Самая толстая кожа у носорогов, у которых на спине и на боках ее толщина достигает 2,5 см или 1 дюйм.

Зубы без корней, но растут непрерывно
Резцы и клыки на нижней челюсти бегемота (Hippopotamus) лишены корней, имеют постоянный рост и превращены в большие бивни.

Пот красного цвета
Пот копытных содержит белки; этим, например, объясняется «взмыленный» вид вспотевшей лошади. Пот некоторых животных содержит пигменты. Так, у бегемота и самца большого кенгуру он красный.

Кровяное давление жирафа
Кровяное давление у членистоногих составляет 5-10 мм рт. Ст., у зеленой лягушки – около 40, у активных рыб – 65-75, у птиц и млекопитающих – 120-180. Жираф нуждается в давлении до 260 мм рт. ст., чтобы кровь могла достичь головы.

Тонкое осязание
Интересная поговорка есть у туркменов: «Конь видит дорогу копытами». Это потому, что копыта обладают очень тонким осязанием - почти как человеческая ладонь. Причем такое чуткое осязание свойственно не только копытам, но и всему телу. Вот почему самое приятное для коня поощрение - поглаживание и похлопывание, а самое болезненное - укол шпорами.

Чуткий слух лошади
Имея более острый, чем у человека, слух, лошадь способна различать даже ультратихие шорохи, постоянно направляя в их сторону свои чуткие уши.

Сама не поднимется
Если овца упадет на спину, сама не поднимется, так как масса густой шерсти тянет к земле.

У овец чрезвычайно развито чувство стадности
Каждая из них действует, будто по поговорке: Куда все, туда и я! За компанию овца вполне может покончить счеты с жизнью. Был случай, когда кому-то из них первой пришла идея полезть в море. Примеру одной овцы последовали остальные. Чабаны вытаскивали животных из воды, а они упрямо шагали в глубь моря. С большим трудом чабанам удалось спасти часть овец.

Фермеры из графства Девон, что на юго-западе Англии, получили новую породу овец Exlana, которая не нуждается в стрижке. Шерсть сбрасывается сама по себе при наступлении весеннего тепла. Однако шерсть у таких овец сейчас более короткая и редкая, чем у распространённых британских пород. Если с обычной особи за стрижку получают около 9 кг шерсти, то с Exlana — всего 500 граммов. По признанию изобретателей, вывести Exlana их заставило падение в результате кризиса рыночной стоимости овечьей шерсти, что сделало почти нерентабельными обычные технологии – на стрижку уходит много сил и времени.

Вождь стада овец

Вождь стада овец – всегда самый старый и мудрый овен; а не самый большой или сильный.

Черты лица у каждой овцы
Черты лица у каждой овцы - разные; овцы в стаде различают друг друга даже на фотографии, или если они провели годы в разлуке.

Крем от загара
В коже носорога находятся пахучие железы различного сигнального назначения (запах следа. маркировка территории, поиск и привлечения брачного партнера и т.д.). У гиппопотамов секретируется красноватого цвета масло из потовых желез, оно вполняет функцию крема от солнца, поэтому животные не обгорают на солнце.

Тончайший мех
Волос меха викуньи (Lama vicugna), маленького млекопитающего семейства верблюжьих, живущего в Перуанских Андах имеет толщину 0.1 мм. Викунья считалась священным животным у Инков и носить ее мех могли только особы, приближенные к вождю. В настоящее время в Перу сохранилось не более 5000 викуний, в Боливии — около 1000 голов, и этот вид находится под охраной. фото с

Белые носороги серы и курносы
Чему они обязаны исключительно своей привычке валяться в грязи и пыли; благодаря такой процедуре он весь покрывается грязевой коркой, защищающей его от укусов насекомых. На самом деле название "белый" происходит от неправильного перевода эпитета "weid", которым буры окрестили это животное (нидерландское "wijd" соответствует английскому "wide" (широкий)); он означает, что у этого животного широкая морда, только и всего. Белый носорог отличается от черного главным образом усеченной формой верхней губы, а также широко посаженными ноздрями.. Поэтому более всего ему подошли бы названия "курносый носорог"

У носорогов нет избытка железа
Клетки крови носорога содержат в 50 раз больше тирозина (ароматическая аминокислота, входящая в состав многих белков и пептидов), чем человеческие. Как раз тирозин и защищает животных от избытка железа.

Язык жирафа
Язык жирафа имеет 45 см в длину. Жираф может съесть до 35 килограммов растений в день. И хотя он может питаться многими видами растений, его любимое лакомство это колючая акация. Дотягиваясь до листьев, самец может вытянуть язык до 42 сантиметров.

Длинная шея жирафа
Шея жирафа имеет в длину чуть меньше 3,5 м, и тем не менее в ней семь позвонков – столько же, сколько и у большинства других позвоночных. В шее воробья в два раза больше позвонков, чем у жирафа.

Когда оружием становится шея
Самцы жирафа могут проявлять агрессивность в брачный период. когда они выясняют отношения из-за самки. Тогда в ход идут шеи - мощное оружие, которое, однако, не смертельно, чего нельзя сказать об ударе ногой. Поэтому жирафы предпочитают драться шеями, а не лягаться.

Хвост – накопитель жира

Есть порода овец, у которых хвост, подобно горбам у верблюдов, служит накопителем жира. Хвост так тяжел, что кое-где владельцы курдючных овец устраивают тележки, на которых хвосты возлежат.

Пятна гольштинских коров
Служат для идентификации коровы точно так же, как и отпечатки пальцев для человека. Нет двух коров с одинаковым расположением пятен.

Белая зебра
На самом деле зебра белого цвета, а полосы у нее черные.

В Кении найдена «голая» зебра
Зебра без полосок появилось в Национальном парке Найроби, расположенном на окраине столицы Кении. Одноцветная белая лошадка настолько не походит на привычных обитателей парка, что проживающие по соседству скотоводы-масаи поначалу приняли ее за отбившегося от их стада теленка. Служители парка установили, что возраст зебры не должен превышать месяца.

Олени-альбиносы
В отличие от других представителей млекопитающих альбиносы-копытные встерчаются крайне редко. Возможность увидеть трех оленей-альбиносов равна одному шансу из семидесяти девяти миллиардов, подсчитали ученые. И тем не менее один человек из штата Висконсин сделал фотографию сразу трех оленей-альбиносов, встреченных им в лесу.

Антилопа пурпурного цвета
Единственный вид млекопитающих в мире маленькая антилопа блескок Damaliscus dorcas имеет окрас пурпурного цвета. Она родом из Южной Африки.

Жирафы индивидуальны
У двух жирафов не бывает одинаковых пятен.

Зебры не имеют одинаковых полос
Зебры - те же лошади, однако в природе не известно других полосатых лошадей. Рисунок полос у зебр индивидуален. По имеющейся гипотезе, по рисунку зебры опознают друг друга. Известны три вида африканских зебр. самая обычная - это зебра Берчела (Burchell's zebra), которая пасется в саваннах южной и восточной Африки. Два другие вида относятся к редким видам. Зебра Греви ( Grevy's zebra) встречается в Северной Кении и Эфиопии. а небольшие популяции горной зебры - в Южной Африке.

Свиньи загорают
Домашние свиньи, кабаны и лошади светлых окрасов могут загорать.

Длинные ноги жирафа
Длинные ноги помогают жирафу убежать от преследователей. В минут опасности он может развивать скорость до 35 миль в час. Имя жираф (арабское "zarafah") означает "идущий быстро". Копыта жирафа достигают величины суповой тарелки и являются мощным оружием. Обычно жирафы лягаются, защищая своих детенышей. Можный пинок жирафа способен убить льва.

Масть лошади
это окрас животного в сочетании с цветом гривы и хвоста. Масть лошади может быть вороная, караковая – вороная с подпалинами, игреневая – рыжая с белесоватыми хвостом и гривой, гнедая – рыжая или бурая с темными гривой и хвостом, каурая – рыжая с желтым оттенком, саврасая – рыжая с черными гривой и хвостом, соловая – желтоватая с белесоватыми гривой и хвостом, буланая – желтоватая с черными гривой и хвостом, сивая – вороная с проседью, чалая – пепельного цвета, мухортая – с подпалинами (желтизной на морде и в пахах), пегая – в больших белых пятнах, чубарая (барсовая) – вся в небольших угловатых пятнах.

Необыкновенные способности жирафа
Жираф обладает способностью сжимать и двигать ноздрями по своему желанию. Он умеет бегать быстрее лошади и передвигаться бесшумно.

Самая же быстрая из лошадей английская чистокровная
Граф Алексей Орлов покупал этих лошадей в Англии и заложил основы их разведения в России. Он хотел создать породу, которая годилась бы «и в оглобли, и под седло», чтобы она «могла служить и воину, и пахарю». Именно ему обязаны своим появлением гордость отечественного коневодства - орловские рысаки.

Самая быстрая лошадь
Самая высокая скорость лошади составляла 43,26 миль в час. Чемпиона звали Биг Рэкет ("Big Rackett"). Лошадь пробежала за 20,8 секунды расстояние в 3/4 мили. Возраст ее был 4 года.

Свинья не в состоянии смотреть в небо.

Скорость верблюда

До наших дней в арабских странах существует верблюжья кавалерия. Наибольшая скорость, которую может развить одногорбый верблюд, - 16 км/ч.

Бегемоты в воде
Поскольку гиппопотамы (Hippopotamus amphibius) большую часть времени проводят в воде, они приспособились к этим условиям: уши, глаза и ноздри находятся у них над поверхностью воды. Уши и ноздри плотно закрываются, чтобы в них не попала вода. Обычно бегемоты ныряют на 1-5 минут, но могут пробыть под водой до 15-ти минут. Там они могут развивать скорость до 13 км/ч. Помет гиппопотамов - очень полезное удобрение для Кенийских речек. В них происходит большой симбиоз. Рыбы питаются пометом бегемотов и заодно врачуют повреждения в его коже.

Бегемоты отлично плавают
Самцы тяжелее самок и весят от 1,5 до 3,2 т. Длина тела самца составляет от 3,2 до 4,2 метров. Несмотря на внешнюю неповоротливость, бегемоты отлично плавают и быстро бегают. Обычно бегемоты ныряют на 1-5 минут, но могут пробыть под водой до 15-ти минут. Там они могут развивать скорость до 13 км/ч.

Осторожная свинья
Зоологи провели эксперимент, целью которого было выяснение степени осторожности домашних животных при переходе улицы. Оказалось, что самым осторожным является гусь, он почти никогда не гибнет под колесами автомобилей. На 2-м месте по осторожности оказалась свинья. За ней следуют кошка, курица и собака.

Верблюд может выпить 130 л воды
После длительного водного голодания верблюд (Camelus) может выпить, не отрываясь, 130 л воды. Крыса может жить без воды дольше, чем верблюд.

Как жирафы едят и пьют
Язык жирафа достигает 45 см, это помогает ему оборачиваться вокруг ветки акации. Установить разницы между самцом и самкой можно по тому каким способом они кормятся. Самки наклоняют голову над кормовым растением, а самцы, наоборот, вытягивают шею чтобы сорвать молодой побег. Для того, чтобы напиться воды, жирафы раздвигают передние ноги и опускают голову к поверхности воды.

Овца выпивает 6-7 литров воды в день.

Бизоны катались со снежной горки

Наблюдали такое поведение бизона на Аляске: он забирался на холм, катился с ледяной горки, мыча от удовольствия,  а потом снова карабкался на холм, чтобы скатиться.

Рабочий день коровы

Коровы строго соблюдают на пастбище восьмичасовой рабочий день. Остальное время животные бродят по участку, пережевывают жвачку, отдыхают. Срывать языком траву нелегкая задача. Корова делает это так: выбрасывает язык вперед и, передвигая его из стороны в сторону, забирает пучок и отправляет в рот. Каждую минуту челюсти совершают от 30 до 90 движений. Ясно, что животное долго такой темп не выдерживают. Это со стороны кажется, будто никаких усилий они не затрачивают.

Ахалтекинцы
Самым древним и самым красивым среди быстроногих скакунов считается ахалтекинец. Некоторые легенда утверждает, что в числе его прародителей был Буцефал - лошадь Александра Македонского. Ахалтекинец - конь пустыни: он легко переносит 50-градусную жару и может долго обходиться без воды.

Запас верблюда – 40 л воды
В горбах верблюда содержится 100-120 кг жира, который при распаде может дать 40-50 кг воды. Однако рекорд способности обходится без воды принадлежит не верблюду, а скалистой белке из Южной Мексики. Этот небольшой зверек может жить без воды до 100 дней.

Болезнь переносят на ногах
Лошади болеют чуть ли не всеми недугами, что и человек. Однако «постельный режим» для них редкость: все трудности они переносят на ногах, даже спят и отдыхают обычно тоже стоя.

Кто сколько спит
Потребность в сне у различных животных разная. Слон и жираф спят по 4 часа ночью, лошадь – 5 часов ночью, корова – по 7 часов ночью.

Почему зебры зевают
Зевота, как известно, очень заразительна. Считается, что эта особенность выработалась в ходе эволюции. Воспринимая зевок соседа как сигнал самому зевнуть, а затем и уснуть, стадные животные привыкли спать вместе, сбиваясь в кучу и согревая друг друга во время сна.

Меньше всего спят зебры и антилопы
Швейцарский зоолог П.Ходигер в течение нескольких лет путешествовал по странам и континентам, выясняя, сколько спят разные звери. Оказалось, что меньше всего спят зебры и антилопы.

Жирафы спят несколько минут
Обычно жирафы спят всего несколько минут, вздремывая время от времени в течение дня, однако в день они спят не более получаса.

Три века верблюда
У верблюда три века, что помогает ему защититься от песчаных бурь.

Единственное животное, рождающееся с рогами
Это жираф.

Жираф при рождении
Детеныш жирафа при рождении достигает длины 2,5 – 3 м.

Самец лося сбрасывает рога
Самец лося каждую зиму сбрасывает рога, а на следующий год у него вырастает новый комплект.

Рогаты самцы и самки
Северный олень - единственный олень, у которого и самцы и самки несут рога. Он невелик, летом - кофейнобурый или серо-бурый, зимой довольно пестрый - от совсем светлого на шее и нижней половине головы до темнобуровато-серого наверху головы, спине, ногах и крупе. Длина тела 200 - 220 см, высота в холке до 140 см и максимальный вес осенью до 220 кг. Обычно же северные олени, особенно тундровые, намного мельче и легче. Их вес едва превышает центнер.

Рога есть у самок и самцов яков.
Рога у яка изогнуты и очень мощные. Обладают ими и самцы, и самки. Рога служат якам для обороны от хищников.

Рога есть у самца и самки жирафа
Жирафы носят небольшие рога, покрытые кожей, и самцы, и самки.

Корм из-под снега
Северные олени
могут доставать корм из-под снега глубиной до 120 см, но уже при глубине 70 см теряют на это слишком много сил и худеют.

Жираф может обходиться без воды
… дольше. Чем верблюд.

Сколько пищи съедает лошадь
Лошадь, весом 560 кг за год съедает корма весом в семь раз превышающего ее вес.

Олени не едят сена.

Аппетит бегемота
За один раз гиппопотам (Hippopotamus amphibius) съедает 40-60 кг растительного корма. Питаются гиппопотамы в основном сочными травами, да водными растениями.

Вкус у всех разный

У человека 3000 вкусовых почек, у кита несколько или нет вообще, у свиньи 5500, у коровы 35000, у антилопы 50000.
У травоядных моча имеет щелочную реакцию
Кислотность (pH) мочи животных зависит от характера пищи. У травоядных животных моча имеет щелочную, у хищных и всеядных - кислую реакцию. А вот для полуобезьян все серо.
Пахучие железы
Возможно, являются модифицированными потовыми железами. Железы располагаются в различных частях тела: на голове (предглазничные, затылочные), ногах (межкопытные, «щетки» передних и задних ног), на боку, брюхе, в паху и т. д.); Общеизвестны анальные железы скунса, секрет которых чрезвычайно едок и служит для защиты от врагов. Самцы оленей имеют железы в нижней части ног, у слонов – позади ушей, у свинки капибары – на конце морды, у собак – на лапах, антилоп – на щеках, у некоторых млекопитающих имеются разного рода анальные и прианальные железы, отчего пахучие выделения смешиваются с мочой и фекалиями.

Жирафы живут стадами
... правда, небольшими, по 6 животных, но иногда жирафы собираются и в большем количестве.

Как живут зебры
В стаде зебр собирается до 6 самок и их потомство, которых охраняет самец-вожак. Самки рождают детенышей раз в два года.

Каждый вид копытных занимает свою нишу

Каждый вид копытных занимает свою, только ему предназначенную нишу, и в немалой мере зависит от остальных. Тысячи их в Африке ежедневно съедают тонны травы, самостоятельно распределяя между собой естественные пастбища. Зебры, например, в силу особенностей своего желудка, предпочитают питаться жесткой частью трав, мягкую и сочную оставляя антилопам импала и антилопам Томсона. Все, что остается, – очень по вкусу всеядным антилопам гну. Огромные стада изрядно удобряют почву, что способствует росту новых трав. И так – круглый год. Если бы не подобное постоянное давление на землю, то Африка давно бы поросла дремучим лесом.

Детеныш зебры
Способен стоять на ногах уже через 15 минут после рождения. Мать вскармливает его молоком 6 месяцев и в течение двух лет молодые зебры живут в стаде матери, которое потом покидают, вливаясь в другое стадо.

Двойни у жирафов рождаются редко
Обычно самка приносит одного детеныша.

Бегемотики
Новорожденный бегемотик весит 30-45 кг. Детеныши любят валяться кверху брюхом, дрыгая в воздухе лапами. Иногда они играют во взрослых - дерутся на берегу. Совсем скоро они станут самостоятельными...

Хвост – антенна, столб

Роль верстового столба выполняют голые, тонкие, с кисточкой на конце хвосты бородавочников. Когда семья этих диких африканских свиней движется в сухих травах, у всех бегущих гуськом - мамы, деток и папы - хвосты, как антенны, подняты кверху, чтобы никто не терялся.

Пол лошади можно определить по ее зубам
У самцов 40 зубов, у самок 36.

Стадо яков
... довольно многочисленно и включает самок, молодых бычков и телок, а также совсем маленьких детенышей.

Кочевки яков
Яки откочевывают для большие расстояния в поисках корма: травы. листьев, лишайников, зимой они поедают снег, чтобы восполнить запасы жидкости.

Численность северных оленей и лосей подвержена колебаниям
Для популяции оленей эти колебания увеличились с массовым проникновением человека в Арктику и усилением охоты. В период возрастания численности поголовье оленей на Таймыре оценивалось в 600 тысяч голов, но, возможно, северных оленей больше - до 1 миллиона. Основное поголовье живет в тундровой полосе. В тайге дикие северные олени малочисленны.

Моногамные антилопы
Небольшое стадо антилоп суни состоит из самца и самки вместе с их потомством.

Отчего олени мигрируют
Северные олени живут в тундрах, лесотундрах и в полосе хвойной тайги, как на равнинах, так и в горах. В тайге северные олени живут в болотистых местах, в суровых редколесьях, у северной границы леса в горах, то есть тоже практически в условиях лесотундры. На зиму олени северных тундр в значительной своей части мигрируют на юг в лесотундру и тайгу. Многотысячные стада их сливаются из небольших групп и вновь рассеиваются в местах зимовок. Весенняя кочевка менее интенсивна и протекает медленнее, с остановками поскольку дней для кормежки. Проходят по 200 - 750 км за полтора месяца. Пути миграций обычно более или менее постоянны, но многие факторы, даже направление ветра, могут их изменить. В горах олени также перекочевывают, но не далее 100-180 км, зато перемещение по вертикали достигает 1000 м. Непрерывное перемещение единственный для северных оленей способ избавиться от докучливых насекомых. Ходят по одним и тем же местам, выбивая хорошо заметные тропы.

Коровы разбивают заборы

Коровы разбивают заборы и могут пробежать несколько миль для того, чтобы найти своих телят, проданных на другие фермы.

Лошадь нуждается в лошадиных порциях кальция

Лошадь нуждается в лошадиных порциях кальция, чтобы содержать свои многочисленные кости в порядке. В обычном лошадином теле костей на 18 больше, чем у человека.

Половина всех свиней в мире
… живет в Китае.

Бегемоты-путешественники
Несмотря на свой водный образ жизни, гиппопотамы (Hippopotamus amphibius) - отличные ходоки. Обычно они отправляются на берег в поисках пищи. От берега к местам пастбищ ведут натоптанные тропы. Почувствовав опасность, бегемот развивает поразительную скорость.

Дикие яки и домашние яки
Осталось всего несколько сотен диких яков, живущих в природе. Число одомашненных яков - миллионы. они уступают по размерам своим диким сородичам, поскольку домашние породы возникли в результате скрещивания яков с коровами. Окрас домашних яков разнообразен: рыжий, бурый, черный и белый. Яки дают молоко, из которого изготавливается масло и простокваша, из шерсти яков делают веревки. полотно для палаток и одежду. Много лет назад процветала торговля хвостами яка, из них делали кисточки для китайских шапок.

Земля будет принадлежать овцам
Когда-нибудь земля будет принадлежать овцам. Такая перспектива, по крайней мере, справедлива для Австралии, где поголовье овечьего стада составляет 147 миллионов голов, то есть на одного жителя Австралии приходится 8 или 9 овец.

350 овец на человека
Именно такая статистика приводится для ситуации на Фольклендских островов. Население его составляет порядка 2 000 человек, а овец 700 000.

Более 600 тысяч диких верблюдов
...в малонаселенной части Австралии могут стать жертвами отстрела из-за опасений, что они наносят вред окружающей среде. На встрече правительства с представителями мясной промышленности и землевладельцами из числа коренного населения в апреле будет решено, как контролировать популяцию верблюдов, которая к 2008 году, по мнению экспертов, может перевалить за миллион. Экспорт живых верблюдов приносит Австралии 2,5 млн долларов в год, но скотобойня может принести десятки миллионов.

Сколько нужно коров для тонны молока
Коровы дают 90 процентов всего молока в мире. За свою жизнь корова дает порядка 200 000 стаканов молока. Стадо 60 коров производит тонну молока за день. Чаще всего коровы дают больше молока, если они слушают музыку.

Дикая лошадь
Единственная дикая лошадь – это лошадь Пржевальского. Она исчезла из дикой природы в 1968, но была интродуцирована в Монголии. Все другие породы лошадей одомашнены. Ручные свиньи Свиньи были впервые приручены инками, которые использовали их в качестве еды, а также для жертвоприношений.

Зубры могут исчезнуть с лицаЗемли.
Несмотря на предпринимаемые попытки размножить этих животных в зоопарках и национальных парках, более 50% молодняка гибнет, не достигнув зрелого возраста. Причина – генетическое вырождение вида. Спасти ситуацию с зубрами может создание двух независимых групп животных по 1000 голов каждая.

Лошади не для хозяйства
До XII века лошадей не использовали в сельском хозяйстве, поскольку применение их в Римской империи было нерентабельно. Изобретение хомута позволило лошадям перевозить грузы большей тяжести.

Лошадь-император
Согласно римскому писателю Светонию, в истории Древнего Рима известен факт, когда лошадь Инситатус императора Калигулы была назначена консулом в Риме и удостоена всех приличествующих должности привилегий. После смерти Калигулы его преемник Клавдий не отменил консульства лошади, и, хотя животное больше не допускалось к торжественным пирам, за ним ухаживали с почетом. Лошадь получала по ведру вина в день, причем поили ее из серебряного ведра, а ее стойло было отделано слоновой костью.

Первый жираф в Европе
Первый жираф появился в Европе 46 г до н.э. Его привез в Рим Юлий Цезарь.

Биль о правах коров
… принят в Индии.

Британские фермеры дают своим свиньям игрушки
Постановление руководства ЕС призвало хозяев "сделать свиней счастливыми" и предотвратить случаи нападения свиней друг на друга. Для этого фермерам надо создать "приятные условия обитания свиней", предоставив им "безопасный материал для манипуляций". Этим "материалом" могут стать мячики, футбольные и баскетбольные. Придется регулярно менять мячи, чтобы свиньи морально не уставали от одной и той же игрушки. Им нужны разноцветные мячи. Навесные цепи тоже могут использоваться для скрашивания унылой жизни свиней, поскольку они смогут почистить о них свои носы.

Постановление ЕС предписывает помещать всего одну игрушку в каждый хлев с 20 свиньями. В случае неисполнения официального предписания европейские фермеры могут быть оштрафованы на сумму до 1 тысячи фунтов стерлингов или приговорены к трем месяцам тюрьмы. Микер, владелец 1200 свиней, попробовал дать своим свиньям пластмассовый аэроплан и серого плюшевого медвежонка. Эти игрушки вызвали энтузиазм у свиней, но не протянули и двух минут. Тогда он предложил дать свиньям бревнышки из мягкой древесины, морские буи и пластмассовые дудки.

Кубинская комнатная корова даёт 4 литра молока
Кубинский фермер вырастил стадо миниатюрных буренок – специально для жизни в городских условиях. Путем скрещивания генетик-любитель получил коров ростом в 1 м и обещает, что скоро уменьшит их до 75 сантиметров. Несмотря на скромные габариты, в день мини-буренки дают до 4 л молока. Домашние коровы добры и неприхотливы.

Операция на антилопе
Первая удачная трансплантация органа копытному животному была сделана в1835 одним британским хирургом в Индии. Его домашняя антилопа потеряла глаз. Хирург пересадил глаз от только что убитой антилопы своей питомице, и она смогла видеть.

Домашние кони-карлики
Карликовые лошадки размером с собаку и могут жить в квартирах. У них нет блох, они живут в живут в два-три раза дольше собак — до 50 лет при очень хорошем уходе, при обычном — 25-30 лет. Их содержание в доме обходится гораздо дешевле. К сожалению, эти животные являются природной аномалией — со всеми вытекающими последствиями (непропорциональное тело, искривлённый скелет, переразвитая голова).

Единственный из оставшихся в живых представитель карликовых поколения лошадей — кобылка Ангел, которой около 50 лет. У неё — рахит и чересчур большая голова. Кроме того, хозяевам фермы, на которой она сейчас обитает, пришлось в своё время помучаться, чтобы вылечить её от инфекций кожи и расстройств работы внутренних органов.

Теперь самое интересное: как же это пустить кобылу в дом и что с домом после всего этого безобразия станет? Во-первых, научить "печь лепёшки" в одном месте — дело нетрудное. Во-вторых, запах от карликовых коней не сильный, кроме того, их также можно купать в ванной или в душе. Но настоятельно рекомендуется обувать их в ботиночки или тапочки. Создание не очень гибкое, копытца без когтей, ноги на полу — держаться нечем. А пол (ванная) — скользкие, получить травму можно очень легко. Ещё одно преимущество — на конях не живут блохи. Плюс ко всему в еде они достаточно неприхотливы — сено, овощи, соль, вода.

Окапи
Ближайший родственник жирафа размером с лошадь и по форме тела напоминает гигантскую антилопу, но ее рога были незаметны. У окапи длинный липкий, точно у муравьеда, язык и огромные, как у осла, уши, и даже того крупнее. У самца окапи, как и у жирафа, имеются короткие рожки, скрытые под кожей и выступающие на голове. Эти простейшие жирафовые населяли Африку и Азию в миоценовый и плиоценовый периоды.

Окапи был известен еще несколько тысяч лет назад
Животное, близкое к окапи, встречалось в наскальных рисунках нового каменного века, на египетских вазах додинастического периода и барельефах времен фараоновских династий. На некоторых рисунках сходство этого животного с окапи просто поражает.

Окапи – потомки либитерия?
1935 году географ Р. Перре провел любопытные аналогии между окапи и тремя животными, изображенными на стене одного из каньонов Тассилин-Аджера, известного как уэд Эль-Джерат и расположенного между Фортом-Полиньяком и Джанетом. Профессор Леоне заметил, что они напоминали либитерия, дожившего, как известно, до послеледникового периода. В то время как либитерий вымирал несколько тысяч лет назад в саваннах Сахары и Египта, ныне покрытых песками, окапи скрывался в девственных лесах Семлики и Итурии спокойно дожил до наших дней.

Древний африканский оленек
Африканский оленек (Hyemoschus aquaticus) из девственных лесов Африки - животное само по себе небольшое: его высота в холке не превышает 35 сантиметров. Самки крупнее самцов. Они весят на два килограмма больше (вес самца 10 кг). Длина тела оленька 85 см. Открытие этой особи копытных имеет огромное значение, оно является единственным представителем некогда многочисленной группы копытных, обитавших на территории Европы во второй половине палеогена. Это первый представитель невымерших ископаемых, обнаруженных в новом убежище - обширных влажных лесах Экваториальной Африки.

Древние предки бегемотов
Первые виды гиппопотамов появились 54 миллионов лет назад, в третичный период кайнозойской эры. Как и прочие копытные, род бегемотов, или гиппопотамов (Hippopotamidae) произошел от древнего животного кондилартра.

От гиппопотамов в Африке гибнет больше людей,
... чем от крокодилов.

Агрессивный бегемот
На суше гиппопотам (Hippopotamus amphibius) становится агрессивным. Нередко от набегов бегемотов серьезно страдают посевы, а подчас и люди, ранившие бегемота или вторгшиеся в его владения. Озлобленное животное может в считанные минуты убить человека. В воде бегемот не менее силен - он способен перевернуть парусное судно средней величины, а обшивку лодки, легко прокусив клыками, превратить в решето.

Оружие бегемота – его пасть
У гиппопотамов (Hippopotamus amphibius) огромная пасть с тяжелыми челюстями, каждая из которых представлена двумя клыками, четырьмя резцами и 14-тью коренными зубами. Вес одного клыка может доходить до трех килограммов.

На носорогов не нападают хищники
На современных носорогов не нападает ни один хищник, потому что они очень крупные и яростные, а их рог – смертельное оборонительное оружие. Именно поэтому в наши дни смертность молодняка гораздо выше смертности взрослых, которые умирают от старения или стихийных бедствий, но не от хищников.

Генетическая программа для свиньи
При селекции на мясность у свиней развивается гипертермия: во время перевозки температура тела у них подскакивает до 40-42 градусов, а мясо становится кислым. Во Франции, Голландии, США, Швейцарии и Англии по этой причине бракуют до 41% свиных туш. Ученые выявили ген, определяющий устойчивость к стрессу, и мутацию, вызывающая гипертермию. Остается протестировать племенных хряков, которым предстоит стать отцами племенных свиноматок, а затем и самих свиноматок. Всех животных - носителей мутации - из селекционной программы исключат. В итоге у самок не будет мутаций, и тогда они будут приносить здоровых, быстрорастущих, мясистых поросят.

Опасные свиньи Кистеухая свинья (Potamochoerus porcus)
... и карликовый гиппопотам, которые водятся в Африке (район Либерии), похожи на европейских свиней, но очень опасны: у них очень острые зубы и они орудуют ими, как топорами, перегрызая все, что им ни попадется. По своим повадкам карликовый гиппопотам ближе к кабану, чем к гиппопотаму: он обитает в основном в лесу и к воде выходит только на водопой или для того, чтобы освежиться.

Самая редкая антилопа
Белый орикс (Oryx leucoryx)
встречается реже, чем другие антилопы. В Саудовской Аравии и Омане этот вид был почти полностью истреблен охотниками еще в 1972 г., однако в соответствии со специальной программой, направленной на восстановление популяций исчезающих видов, его разводят в неволе, главным образом в зоопарке Марвелла, гр. Гэмпшир, Великобритания, для интродукции в природные местообитания.

Самый редкий дикий бык
Обитающий в Камбодже дикий бык купрей (Bossauveli) был открыт в 1936 г. С тех пор этих серых или темно-бурых животных неоднократно объявляли вымершими, но не исключено, что они все еще живут в лесах Юго-Восточной Азии.

Редчайшее из крупных наземных млекопитающих
Яванский носорог (Rhinoceros sondaicus),
однорогое животное, предпочитающее жить вне стада, в прошлом был широко распространен в Юго-Восточной Азии. Но сегодня таких носорогов осталось всего около 70 экземпляров. Они обитают на Яве и во Вьетнаме. Снижение численности этого вида вызвано главным образом противозаконной охотой за рогами носорогов и разрушением их привычных местообитаний. В зоопарках мира нет ни одного яванского носорога.

Одомашнивание лошади
началось еще в IV - III тысячелетии до нашей эры. Первобытные люди сначала использовали ее на убой; затем стали применять и как рабочую силу. Особенно полезными оказались эти животные для кочевых племен, которые по достоинству оценили их быстроту и выносливость.

Дикий предок лошади
Диким предком лошади считается тарпан - некрупное копытное животное, обитавшее в южнорусских степях. Местные жители истребляли тарпанов, так как они вытаптывали посевы и уничтожали заготовленные стога сена, а приручить их и обуздать оказалось невозможным: пойманные животные плохо переносили неволю и быстро погибали. Последний тарпан был уничтожен в 80-х годах прошлого века.

Будут разводить тарпанов
Американцы будут разводить диких лошадей в национальном парке «Угра». В конце XIX века тарпаны исчезли как вид. Однако сейчас в Европе ученые возобновили популяцию тарпанов, теперь дело за Россией.

Лошадиная и ослиная сила
В 1884 г. инженер У. Прим, выступая в английском журнале «Электрикал ревью», предлагал ввести в оборот понятие «ослиная сила». Он считал, что осел в три раза слабее лошади.

Дикие лошади
Дикие лошади сохранились: еще в 1878 году Н. М. Пржевальский обнаружил их стада в полупустынях Центральной Азии и дал подробное описание неизвестного до того вида.

Самый старый конь
под кличкой Олд Билли скончался в возрасте 62 года.

Самый старый пони
умер во Франции в возрасте 54 года.

Самый старый носорог
В Польше в зоопарке города Лодзь в 2005 г. скончался самый старый в Европе белый носорог. Носорога звали Зулу, ему было 45 лет и шесть месяцев.

Сколько живет бегемот
Продолжительность жизни гиппопотамa (Hippopotamus amphibius) на воле - 30-40 лет, а в неволе может достигать и пятидесяти лет.

Самая большая в мире лошадь со своей хозяйкой, адвокатом, Джейн Гринман. Этой лошади породы шайр семь лет, ее рост 2,05 метров, а вес – 1,5 тонны. (AFP/GETTY)

Миграции копытных (олени карибу)

Австралийские верблюды

Австралийским «диким» одногорбым верблюдам-дромадерам исчезновение не грозит. равда, это не настоящие дикие верблюды, а одичавшие потомки одомашненных дромадеров, завезенных в Австралию из Старого Света в середине 80-х годов XIX века для перевоза грузов по австралийским пустыням. Но вскоре, с появлением поездов и грузовиков, верблюды стали не нужны и их отпустили на волю. В Австралии нет крупных хищников, поэтому, не стесненные ничем, животные быстро размножились. Сейчас численность этих животных настолько велика, что вызывает серьезную тревогу фермеров. Разросшиеся стада диких верблюдов выпивают всю воду, предназначенную для овец и коров, вредят посевам. Власти даже были вынуждены разрешить отстрел этих животных, чтобы спасти сельское хозяйство страны.