Эти удивительные грызуны | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Эти удивительные грызуны

Одно из самых многочисленных
...семейств грызунов - Мышиные (Muridae), распространены по всему земному шару. Сюда относятся животные небольших размеров с острой мордой, длинным телом от 5 до 50 см и частично голым хвостом до 45 см. Главные роды: мышь, хомяк, песчанка.

Самая распространенная
Мыши (Mus), происходят из восточного полушария, большинство видов обитают в лесах тропиков и субтропиков. Некоторые виды сделались космополитами и распространены всесветно, мышей завезли в Северную и Южную Америку и на многие острова. Домовая мышь (M. museulus), размножается в тёплое время года, а в жилищах человека - круглогодично. Половозрелыми мыши становятся в 1,5-3 месяца.Mus musculus, в некоторых местах столь распространена, что на одном гектаре может проживать до свыше 200 000 особей, или 2 мыши на кв. метре.

Живут при высоких и низких температурах

Крысы не перестают удивлять натуралистов своими необыкновенными свойствами и способностями. Они отлично живут и плодятся как в холодильниках при температуре минус 18-20 градусов, так и за обшивкой паровых котлов, где постоянно держится жара около 40 градусов. Крыса может жить без воды дольше, чем верблюд.

Пустынные крысы не потеют и не страдают одышкой. Они получают воду так: собирают семена, закапывают их в песок, чтобы они высохли, а затем используют эти семена как губку для сбора влаги из атмосферы.

Луговые собачки общаются друг с другом на сложном языке, который включает в себя существительные и глаголы-диалекты – значение которых отличается от местности, откуда собаки родом.

Мамы-белки так трепетно защищают своих малышей, что выталкивают даже отцов-белок из гнезда весной и летом – однако зимой мамаши разрешают отцам спать в гнезде вместе с остальной семьёй.

Старейшее на планете гнездо хомячков 17 миллионов лет назад

Обнаружено окаменелое гнездо в Германии. В гнезде было найдено более 1 200 окаменелых орехов. Так хомяки готовились к длинной зиме.

Чувствительные принцессы

Шиншиллы – одни их самых нежных природных созданий. Организм, в том числе и нервная система, у них капризные и хрупкие. Брать шиншиллу в руки нужно очень осторожно, ставить только на все четыре лапы, держать за основание хвоста или за ушко, к шерстке на теле прикасаться как можно меньше, чтобы не испортить мех. Они боятся жары и прямых солнечных лучей, температура выше 30 градусов губительна для них, они могут умереть, находясь на жарком солнце всего 15 минут! Даже от небольшого сквозняка животное может серьезно простудиться, а если зверька сильно испугали, то вполне возможен сердечный приступ.

Число дыхательных движений

...у млекопитающих находится в зависимости от величины животного, определяющей разную интенсивность обмена веществ. Оно составляет (в 1 минуту): у лошади — 8—16, у черного медведя — 15—25, у лисицы —25—40, у крысы — 100—150 (по другим данным 70-115 раз/мин), у мыши — около 200. Вентиляция легких не только обеспечивает газообмен, но имеет и терморегуляционное значение. При повышении температуры число дыханий увеличивается, а вместе с этим повышается и количество тепла, выводимого из организма.

Сердце мыши
бьется 320-780, у взрослой крысы 250-600/мин, тогда как у человека пульс– 60-80 ударов в мин. Сердечный ритм у новорожденного крысенка 81-241/мин.

Слух
Установлено, что крысы и морские свинки слышат звуки частотой до 40 кГц. Для сравнения: верхний предел слуха человека – 20 кГц.

Как часто они линяют

У млекопитающих наблюдается периодическая смена волосяного покрова, или линька. У некоторых видов она бывает дважды в году - осенью и весной; таковы белки, а вот суслики, сурки линяют один раз в году, в весенне-летнее время.

У белки на 1 см2 на огузке летом бывает в среднем 4200 волос, а зимой - 8100.

Открытие по телевизору
Андская рыбная мышь
(Andes Fishing Mouse) была открыта забавным образом. Группа ученых из Британского общества млекопитающих (British Mammal Society) смотрела телевизионный фильм из жизни дикой природы Андов, заметили мышь в кадре и, не опознав в ней знакомый вид, оповестили об открытии нового вида.

Самые дорогие животные
Грызуны являются в большинстве своем сельскохозяйственными вредителями и уничтожаеют мировые запасы тонн продовольствия на сумму 43 миллионов фунтов стерлингов.

Столько бактерий на коже!

На коже грызунов землекопов насчитывается до 516 000 бактерий на квадратный дюйм, на сухих участках кожи этого же животного, например, на передних лапах, всего 13 000 бактерий на квадратный дюйм.

Перенаселение регулируется

Некоторые виды грызунов (белки, лемминги) в отдельные годы в связи с перенаселением в результате интенсивного размножения, недостатком кормов и т.п. массами выселяются за пределы ареала и гибнут.

Потребность в сне
…у различных грызунов разная. Так, например, мышь-малютка спит менее одного часа в сутки, морская свинка - 7 часов ночью, крыса и мышь – по 13 часов днем, белка и хомяк – 14 часов днем.

Предки современных крыс были размером с буйвола и имели огромный хвост

Живший 8 миллионов лет назад, грызун Phoberomys pattersoni был травоядным и походил на морскую свинку, но только огромную, с длинным хвостом, который помогал ей балансировать на задних ногах. Зубы у него росли непрерывно. Останки животного были найдены еще в 2000 году в одном из болот Венесуэлы. Крупнейший в мире грызун, по его словам, весил около 700 кг, и достигал в длину 2.5 м (без учета хвоста). Из-за такого большого веса грызуну приходилось стоять на ногах прямо, а не на "полусогнутых", как передвигаются современные хомяки, крысы и морские свинки. Издали мегакрыса напоминала буйвола.

Доисторической крысе приходилось есть очень много травы, чтобы поддерживать себя в форме, она была покрыта коротким мехом, голова грызуна была гладкой, а огромный хвост помогал ему вставать на задние ноги, чтобы следить за приближением хищников. На грызуна было кому поохотиться, в то время в этих же местах обитали гигантские крокодилы, длина которых достигала 10 м.

Ближайшим современным "родственником" Phoberomys pattersoni является пакарана - тихоходный грызун, живущий в джунглях Амазонки, который, если его не съедят хищники раньше времени, может достичь веса в 15 кг.

Крупные грызуны

Самым крупным из современных грызунов является водосвинка, или капибара (Hydrocheoerus), обитающая по берегам рек и озер Центральной и Южной Америки. Она достигает длины 1 м 30 см и веса 60 кг.

Крысы размером с кошку
Израильские военные, базирующиеся в городе Хеврон, на юге Западного берега реки Иордан, теперь должны противостоять еще одному врагу - крысам. Эти грызуны достигают размера кошки, поэтому их называют "кошкокрысы". Они уже покусали 3 израильских военных, сообщает газета Maariv. Они страшны, и кошки не решаются за ними охотиться.

На юге Киргизии зафиксирован резкий рост популяции необычного вида крыс. Эти животные умеют лазить по деревьям и практически не восприимчивы к специальным ядам. данная порода крыс была выведена в одном из районов Узбекистана, где местный селекционер скрестил обычную крысу с ондатрой, чтобы получить новый вид животного.

Суслики общаются со змеями инфракрасными лучами

Гремучии змеи – постоянный враг сусликов, очень часто похищающий молодняк Змеи ищут добычу по теплу, которое воспринимают особыми органами, расположенными на морде. Суслики пользуются этой чувствительностью, чтобы передать змеям сообщение на том языке, который те способны понять. Столкнувшись с разъяренной гремучей змеей калифорнийские суслики поднимают хвосты, чтобы предупредить змею о контратаке. Это первый случай, когда животные сознательно посылают сигнал с помощью инфракрасного излучения или тепла. Грызуны бросаются песком и размахивают хвостом, чтобы запугать хищника Тепловой сигнал должен отвлекать внимание змей от более уязвимого молодняка, полагают ученые, или просто служить индикатором присутствия взрослых особей.

В то время, как суслики угрожающе размахивали хвостом вперед-назад, кончик хвоста у них становился гораздо теплее. Этого они достигали, заставляя подняться шерсть на кончике, в результате чего становилась видна большая часть поверхности кожи; возможно также, что у них расширялись хвостовые кровеносные сосуды. Самое интересное, что хвосты сусликов не нагревались в присутствии другого вида змей, у которых нет специальных органов для восприятия теплового излучения. Это означает, что суслики могут различать разных хищников и реагировать соответственно.

Открыта новая морская свинка

В Боливии открыт новый вид грызунов: взрослая особь весит примерно 300 граммов, длина её тела – около 22-х сантиметров, окрас – серый с рыжеватым отливом. Ее назвали Galea monasteriensis, то есть "мюнстерская морская свинка". Генетический анализ, а также сравнение костей и зубов показали, что речь идёт о новом, ранее неизвестном науке биологическом виде. Помимо особенностей строения, боливийским морским свинкам присущи и некоторые необычные особенности поведения – например, моногамия. Она не свойственна ни одному из остальных 13-ти видов морских свинок, да и чрезвычайно нетипична для млекопитающих вообще, поскольку наблюдается лишь у 3-5 процентов видов.

Плотоядные мыши

Среди плотоядных мышей встречаются сущие чудовища, хотя по размерам они не больше лисицы.

Бобр (Castor fiber) это довольно большой зверь, достигающий 30 кг веса. Он по праву считается одним из самых крупных представителей отряда грызунов. Сейчас в России его численность приближается к 100 000 тысячам особей.

Бобровая расческа
Короткие сильные задние лапы снабжены плавательной перепонкой. Своеобразны и когти зверька - очень крупные, уплощенные и искривленные. На втором пальце задней лапы коготь раздвоен. Это - бобровая "расческа", которой грызун приводит в порядок свою густую шерсть, тщательно приглаживая и расчесывая ее.

Хвост для лазанья

Хвосты у крыс и мышей - помощники в лазанье. Мыши-малютки с помощью хвоста добираются к зернам колосьев по стеблю растений, а умные крысы - проверено опытами - хвостом способны извлекать из бутылок сироп или масло. Опустят хвост и оближут.

Хвост голый и похож на лопату

В отличие от тела, покрытого плотным мехом, хвост у бобра голый, чешуйчатый и очень похож на лопату. Не так уж давно думали, что с помощью этих «лопат» бобры и строят свои великолепные плотины. На самом деле хвост у бобра - это руль, движитель и, кроме того, сигнальный снаряд. Ныряя при опасности в воду, бобр непременно ударит хвостом - звуком предупреждает сородичей об опасности.

Хвост-парашют

Белка пользуется пушистым своим хвостом, как парашютом, одолевая пространства между деревьями и винтом пробегая вверх и вниз по древесным стволам. Почти все, что летает, с помощью хвоста регулирует высоту, повороты.

Самая маленькая мышь

Одно из самых мелких млекопитающих - мышь-малютка (Mus minutus),значительно меньше домашней мыши, она распространена в Европе и Сибири, в полях, лесах и садах. Ее можно считать самым мелким грызуном.

У мышей два носа
Найти полового партнера мышкам помогают феромоны. Мыши, когда желают спариться, используют очень важный, но неожиданный орган – второй нос, который определяет пол, статус партнера, а также взаимность романтических чувств. Второй нос (веромоназальный орган) – это очень маленькая трубчатая структура, напоминающая язык, которая находится в основании обычного носа. Нейроны второго носа по феромонам определяют пол и генетику другой мыши.

Обыкновенная белка (Sciurus vulgaris) является хозяином 50 видов эндопаразитов, из которых 4 вида кокцидий, 2 вида сосальщиков, 15 видов ленточных червей, 26 видов нематод и 3 вида скребней.

Запах шоколада привлекаетмышей гораздо больше, чем сыр или ванилин. Поэтому решено было создать специальную пластмассу, которая пахнет шоколадом.

Слух – вот, что побуждает бобров к строительству

Основным раздражителем, побуждающим бобров к деятельности, был шум текущей воды. Обладая прекрасным слухом, бобры безошибочно определяли, где изменился звук, а значит, произошли изменения в структуре плотины. Добросовестные строители даже пытались "починить" магнитофон исследователя, потому что он вводил их в заблуждение своим "неправильным" журчанием.

Белые белки после ядерного взрыва

В Красночикойском районе Хилокского района. отмечены случаи появления белок ярко-белого окраса. Необычными размерами и поведением животные не отличаются. Причина изменения цвета беличьей шерсти – в генной мутации, которая могла произойти, например, в результате ядерного взрыва. Именно в Хилокском районе в семидесятых годах XX века был произведен подземный ядерный взрыв средней мощности.

Особенности зрения

У крыс обнаружена полная невосприимчивость к цветам, называемая цветовой слепотой, крыса видит оттенки серого, нечувствительна к красному свету, замечает движение на расстоянии 9 м.

А вот у белки черно-белое зрение, но зато они могут смотреть не только вперед, как люди, но и в стороны.

Агрессивный хомяк

Косматый хомяк (Lophiomys imhausi) бесспорно самый яркий представитель отряды грызунов, его тело, достигающее в длину 40 сантиметров, покрыто длинной черно-белой шерстью, и, когда хомяк щенится, у него на спине образуется внушительный хохолок. Этот зверек, обитающий в расщелинах скал в горах Восточной Африки, был открыт лишь в 1867 году.

Необычные способности

Не боится падений
При падении с 5-этажного здания крыса не получает никаких повреждений.

Крысы могут дышать под водой две минуты.

Не тонут в воде
Полости многочисленных игл дикобраза (Hystrix) заполнены воздухом, поэтому животное не тонет, попав в воду.

Зубы грызунов растут на протяжении всей жизни
У крысы верхние резцы растут со скоростью 5 3/4 дюймов/год, а нижние резцы--4 1/2 дюймов/год.

Грызуны смеются

Ключ ко всему – почесывания, они открывают неизвестный мир. Анализируя попискивания, издаваемые лабораторными мышками, когда из почесывали по шейке, ученый пришел к выводу о том, что эти звуки аналогичны человеческому смеху, сигналам радости и удовольствия. Лабораторные мыши не только демонстрируют удовольствие, когда их ласкают, но и обладают, в первую очередь молодые особи, своего рода "чудесным", но тяжеловатым чувством юмора. Это свидетельствует от том, что смех появился значительно раньше, чем речь. Вероятно, развлечение стало одним из инструментов выживания различных видов

Крысы производят озон

Крысы, подвергнутые воздействию экстремального электромагнитного поля, производят озон в опасной для здоровья концентрации. Животные состоят, главным образом, из воды и немало воды содержится на носиках, глазах или во рту крыс. Возможно, что это и объясняет появление озона в эксперименте. Если в пустой клетке концентрация озона достигала максимума в 22 части на миллиард, то в опытах, когда в ящике присутствовали крысы (на расстоянии порядка сантиметра от электрода – источника коронного разряда), уровень озона взлетал до 200 частей на миллиард. Это вдвое выше, чем уровень, который считают ядом для людей, при хроническом воздействии. Крысы в эксперименте не пострадали, так как озон быстро выветривался из коробки. Когда крыс помещали на расстоянии более 5 сантиметров от источника – эффект пропадал.

Зубастый бобер

Бобер ветку, толщиной в 2 см, перегрызает в два укуса, а 25 см за ночь (если это ольха, тополь, ива, осина).

Зубы дикобраза

... очень быстро стираются и, если бы не постоянный рост их, зверь на втором-третьем году жизни умер бы голодной смертью. Две пары резцов дикобраза представляют собой весьма совершенные приспособления для сгрызания твердых частей растения. Как и у других грызунов, эмаль на передней стороне резца значительно жестче, чем остальная часть зуба. Поэтому при работе такой зуб постоянно затачивается.

Иглы пробивают кожу толстого сапога
Крупные экземпляры дикобразов весят до 15 кг. Когда зверь раздражен, он потрясает длинными хвостовыми иглами, производя устрашающий треск. Обороняясь, он может пробить иглами даже толстый яловый сапог.

Кормовые столики ондатр
У ондатр кроме оборудованного жилища есть еще кормовые столики. Они представляют собой небольшие платформы из огрызков прибрежной растительности, которыми ондатры питаются.

Луговые собачки целуются при встрече

У луговых собачек Cynomys высоко развита система связи. Известно много различных звуковых сигналов и множество поз тел, которые используются ими для оповещения, предупреждения об опасности и просто для общения. Ученые зафиксировали сигналы, лежащие в диапазоне от "внимание, опасность!" до "всё спокойно". Кстати, название "собачка" им было дано из-за высоких лающих звуков. Другой способ коммуникативной связи между собачками - физический контакт. Например, они целуются при встрече, причем поцелуи членов группы отличаются от поцелуев с новичками и женихами-невестами.

Моногамия

Для калифорнийской мыши отсутствие отношений на стороне отвечает интересам и самок и самцов. Иногда хранить верность – это самая трезвая репродуктивная стратегия.

Социальная жизнь крыс

У крыс, как у львов, тоже есть "прайд", но обязанности в нем распределены примерно так, как у пчелок. Есть даже стражники и камикадзе, проверяющие, реальна ли опасность, "подсунутая" людьми. Например, лакомый кусочек пищи, "вдруг" оказавшийся в укромном месте. Если находка вызывает подозрение у вожака, то на проверку отправляют, как бы это сказать, крысу-дегустатора. И смотрят, что будет с ней после еды. Если дегустатору плохо, соплеменники его не бросают на произвол судьбы, а дружно тащат к воде и заставляют (даже принудительно!) пить и пить до тех пор, пока организм тут же и не очистится. Отравленная крыса-дегустатор воскресает на глазах сородичей, и они волокут больную от воды в нору, где можно отлежаться.

Крыса-камикадзе первой бросается на опасность и проверяет, свободен ли путь для набега или отступления.

Мыши лысеют

Американские ученые нашли ген потери волос и создали трансгенных мышей, которые лысеют раньше времени. С помощью методов генной инженерии создали линию грызунов, у которых постоянно вырабатывается в больших количествах белок, повышенное содержание которого приводит к выпадению волос. К вставленному гену ученые привязали ген фермента люциферазы, выделенной из светлячков, и теперь по свечению клеток кожи можно судить о том, насколько активно работают оба гена. Примечательно, что степень облысения прямо пропорциональна концентрации найденного белка. Содержание этого белка, названного тетрациклиновым трансактиватором, можно понизить, давая мышам диоксициклин. Примерно через неделю волосяной покров полностью восстанавливается.

Белки бегут из Ивдельского района

В ивдельских лесах исчезли белки. Около 30-50 тысяч белок мигрировали в соседние районы. Причина – отсутствие корма. На протяжении последних трех лет урожай сосновых и кедровых шишек резко снижался, в 2002 году упал до нуля. Теперь охотники ожидают возвращения белок не ранее чем через два сезона, когда шишки появятся вновь.

Боязнь новизны сокращает жизнь

У крыс с фобией к новизне после новых переживаний уровень гормонов стресса выше, чем у их смелых собратьев, и умирают они в более молодом возрасте. Ученые отобрали пары братьев: после нового переживания уровень гормона стресса кортикостерона в крови у боязливых животных был на 20% выше, чем у их бесстрашных родичей. Неофобы жили в среднем 599 дней, тогда как смелые животные в среднем прожили на 102 дня больше.

Разведение мышей и крыс
Поль Макманус (Австралия) – самый крупный заводчик грызунов. Все началось год назад, когда он стал покупать грызунов для своего магазина в качестве живого корма. Сейчас у него на ферме 5 000 животных, и каждую неделю его питомцы приносят потомства 500 - 1 000 детенышей, которое он планирует довести до 4 000 - в неделю. Его крысы стоят от 60 центов до $4 в зависимости от размера.

Любвеобильный хомяк - отец мышей-мутантов

В Мордовии ручной грызун припеваючи жил в доме и даже породнился с мышами, произведя на свет мышей-мутантов.

Ревнивая шиншилла

Супруг-шиншилла закатывает сцены ревности, обнаружив, что за женой-шиншиллой кто-то ухаживает! Соперники могут не на шутку подраться, вцепиться друг другу в уши. А вот с период ухаживания кавалер метет хвостом пол и поет любимой песенки, а дама внимательно слушает, навострив ушки. В семье у них матриархат, главная всегда самочка.

Задерживают дыхание на 45 мин

Бобры могут задерживать дыхание под водой на 45 минут.

Активно размножаются

Крысы достигают половой зрелости в 50-60 дней, и в возрасте 3-10 мес. самки активно приносят потомство. Это происходит 1-2 (реже 3) раза в год. Беременность длится 21-23 дня. Роды протекают 1/5 часа При благоприятных условиях пара крыс может производить на свет до 15 000 детенышей в год. В приплоде 8-10 (максимально 22, минимально 1) детеныш.

Количество грызунов в Екатеринбурге, столице Урала в 8 раз выше среднероссийского показателя.

Боятся запаха кошачьей мочи
Чтобы избавиться от мышей и крыс, иногда достаточно одного запаха кошачьей мочи – у крыс меняется численность выводка. Меняется и соотношение полов среди новорожденных, появляется больше самцов (обычная норма 52%-самцы, 48%-самки). Причина - в гормональных сдвигах в организме матери, в три раза снижается уровень прогестерона, отвечающего за поддержание беременности.

Когда грызуны живут в переполненных клетках
Когда беременным самкам дают нюхать мочу сородичей, живущих в переполненных клетках, в организме матери, в три раза снижается уровень прогестерона, отвечающего за поддержание беременности. Когда крысы живут в переполненной клетке, распад белков происходит в мышцах. Животные теряют до 20% массы тела, как бы "поедают сами себя". В условиях слишком большой плотности в природе животным начинает не хватать пищи, что немедленно сказывается на составе их мочи, что сигнализирует - с размножением лучше повременить.

Рожают шиншиллы
...
не в пример другим своим грызущим родственникам, очень редко и помалу. Этим также объясняется высокая стоимость щенков. Раз в полгода самочка может принести одного-трех, реже четыре-пять, малышей.

Средний вес новорожденного крысенка 6 г. Его глаза открываются на 14-17 день, резцы прорезаются на 8 день, он начинает есть твердую пищу на 12 день, рост волос начинается в возрасте 10 дней, покидает мать на 21 день при весе 45 г.

Состав молока крысы:
13% жира, 9,7% белок, 3,2% лактозы.

Дикобразики уже рождаются с зубами и иголками,
...последние, впрочем, сразу после рождения еще довольно мягкие и ничуть мать не ранят. Впрочем, уже через полчаса после рождения иголки обретают твердость, а дикобразик - дополнительные шансы к выживанию в этом непростом для него мире.

Разведение мышей и крыс

Зимняя спячка
Мелкие грызуны в дикой природе впадают в спячку, когда температура падает ниже определенного уровня, и становится трудно добывать еду. Все жизненные процессы животного замедляются почти до нуля, и оно становится совершенно инертным. У американской земляной белки, например, пульс падает с трехсот ударов в минуту до пяти.

Делают гнезда
Белки
часто поселяются в пустых дуплах дятлов, но могут сооружать и собственное гнездо – гайно. Это шарообразное гнездо из веток, выстланное внутри мхом и лишайником. В гнезде несколько боковых выходов, чтобы куница не смогла застать хозяйку гнезда врасплох. Гнездо белки – гайно – надежное убежище от холода. Так, при температуре окружающего воздуха от -4 до -10оС температура внутри гнезда бывает от +10 до +20оС

Для сурков роют норы
Развести на Курщине сурка-байбака было инициативой местного управления по охране и регулированию использования охотничьих животных. Сто особей грызуна курские специалисты закупили в соседней Воронежской области. Для "новоселов" специально вырыли норы.

Дикобразы не всегда уходят из родительских нор
...причем в одной гнездовой норе может собраться даже несколько поколений дикобразов, образовав таким образом колючую колонию. Дикобразы. преимущественно наземные стопоходящие животные, ведущие ночной образ жизни. Обитают они в пустынях, саваннах, лесах.

Над домом стоит пар

Домики бобров могут иметь высоту в 3-5 м. В сильные морозы над ними стоит пар - верный признак обитаемости жилья.

Строители плотин
Бобры
используют для запруд главным образом ольху, осину и иву: тонкие деревца эти грызуны валят всего восемью-десятью укусами, а с деревьями потолще (12-15 см в диаметре) справляются за 3-4 мин. Свалить иву в 1-1,5 обхвата для бобров тоже не проблема. Подгрызая дерево, эти грызуны действуют так, чтобы оно упало в нужном направлении. Затем звери обгрызают ветви и разделывают ствол на куски, которые перетаскивают к месту будущей плотины. Одни куски дерева бобер с силой втыкает заостренным концом в дно, другие хорошенько укрепляет между ними, чтобы не унесло течением. Работает при этом бобр и зубами, и лапами, и головой. Для надежности грызуны подпирают плотину с боков специальными поперечинами и рогульками. Промежутки в конструкции трудолюбивые зверьки законопачивают ветками, илом, листьями и глиной, принося весь этот материал к месту строительства в передних лапках.

Самые длинные плотины
Самые длинные из известных бобровых сооружений достигали 700 м и были настолько прочны, что по ним спокойно мог проехать всадник. Одному животному сделать такое не по силам, здесь требуется серьезная совместная работа не одной семьи (на одном водоеме их может быть несколько), а порой и не одного поколения. Ведь плотину важно не только построить, но и постоянно за ней следить: подновлять, ремонтировать, регулировать уровень воды. Высота плотин редко превышает 1,5 м, но в одном Вайомингском ущелье американские ученые обнаружили плотину шестиметровой высоты при ширине 10 м. Но самая большая из всех известных бобровых плотин была найдена в американском штате Нью-Хэмпшир вблизи городка Берлин. В ее строительстве участвовало не менее 40 бобровых семей, а длина плотины достигала 1200 м!

Размеры бобровой плотины
зависят от ширины и глубины русла водоема, быстроты течения, качества строительного материала. Так, например, в Северной Америке известна плотина длиной в 652 м, местами ее высота – 4,3 м при ширине у основания 7 м и 1,5 м по гребню.

С крысами борются электричеством

В борьбе с крысами в Москве теперь применены охранно-защитные системы. Это - абсолютно безопасные для людей электроустановки. Частота и сила тока в установке такая же, как в телефонном кабеле. Прикоснувшись к оголенному в определенном месте кабелю, крыса получает разряд тока, который нарушает у нее органы обоняния. И ни крыса, ни мышь в данное место больше уже не вернется. Более того, больная крыса передает сигнал тревоги или опасности всему клану. К тому же, после такого знакомства с электричеством у самки снижается скорость размножения. Специалисты говорят, что при нормальных условиях крыса способна принести до 17 крысят, а в экстремальных условиях - только двух.

К белкам-альбиносам приставили отряд полицейских

В городке Олней, штат Иллинойс, где водятся белки-альбиносы, особенная гордость города, создан специальный полицейский отряд, который занят исключительно охраной этого вида. На униформе отряда красуется знак белой белки, и эти стражи закона денно и нощно блюдут покой подопечных. Любой человек, так или иначе проявляющий агрессию по отношению к белкам, подвергается аресту и крупному штрафу. Интересно, что в Олнее белки-альбиносы имеют «право зеленого света» на дорогах – водители обязаны всегда уступать им дорогу, какой бы загруженной ни была трасса и как бы человек ни спешил.

На территории Якутии восстанавливают популяцию речного бобра

В районе "40 островов" (в природном парке Усть-Вилюйский) в 2001 году были расселены 19 тюменских бобров, все бобры хорошо перезимовали. В 2002 году из Тюмени же привезли еще – 44. Министерство охраны природы РС(Я) утверждает, что в ближайшие 10-15 лет бобр создаст устойчивую популяцию. Численность ее позволит создать здесь пушно-промысловое хозяйство.

Спасением людей займутся крысы

http://natuurbeleving.scene24.net Крысы имеют отличное обоняние и способны проникать в самые маленькие отверстия. Это и подвигло ученых использовать их для поиска попавших в завалы жертв землетрясений. Когда крыса находит человека, электрод, вмонтированный в мозг, подает сигнал на специальный радиопередатчик, прикрепленный на спине крысы. Предполагается, что спасатели будут определять местонахождение крысы по этому передатчику, и одновременно фиксировать мозговые импульсы, замечая момент, когда крыса почует запах человека.

Скалистая белка может жить без воды до 100 дней

Рекорд способности обходится без воды принадлежит не верблюду, а скалистой белке из Южной Мексики. Этот небольшой зверек может жить без воды до 100 дней.

Белки путешествуют

В особенно неурожайные годы белки покидают родные места и мигрируют туда, где есть корм. Они преодолевают сотни километров, двигаясь иногда непрерывно сплошным потоком в течение одного-полутора месяцев фронтом до 300 км со скоростью 4 км/ч.

Экологи решили развести белок в пяти парках Москвы

Разводить белок в пяти столичных парках решили московские экологи. И хотя пушистые зверьки уже живут в 38 лесных массивах города, беличье население столицы пока очень невелико. Главными врагами белок специалисты считают очень многочисленных в центре города ворон-москвичек: случается, что эти хищницы атакуют даже кошек. Если белочки не смогут самостоятельно укрываться от воронья, им придется продолжать жить в вольерах.

Белки будут жить в саде “Эрмитаж”, парке Горького, Филевском детском, парке Дружбы у Речного вокзала, а также в детском парке “Усадьба Трубецких в Хамовниках” - в каждый из парков планируется заселить по шесть белок. Взрослые поселятся в вольерах, на свободу выйдет только подросший молодняк. Для всех беличьих семей построят домики, специалистам поручат следить за тем, чтобы они были сыты и здоровы.

Самое опасное для человека мелкое млекопитающее

- это крыса. Как серая крыса, или пасюк (Rattus norvegicus), так и черная (R. rattus) - косвенные потенциальные убийцы. Они переносчики более чем 20 возбудителей различных инфекций, в том числе бубонной чумы (Черная смерть), передаваемой человеку через укус крысиной блохи. Крысы переносят также лептоспироз, возвратный тиф, хайверхиллскую лихорадку, эпидемический блошиный тиф.

Нашествие бобров и ондатр

В Саратовской области стремительно растет число бобров и ондатр: в области обитают 3 тысячи ондатр и полторы тысячи бобров.

Бобромания в Нью-Джерси

В городе Ноултон, на одного жителя приходится 100 бобров. Бобры строят дамбы в канализациях и кусают жителей. Из-за бобров улицы города ежегодно по колено заливает водой. Жить с бобрами совсем не весело. Последние 15 лет каждое рабочее утро мэра Ван Хорна начинается с того, что ему приходится выгонять бобров из канализации мэрии, а также очищать от бобровых плотин трубу в доме своей престарелой соседки. Все попытки справиться с настойчивыми животными ни к чему не привели. В знак дружбы и сотрудничества власти объявили 21 июня в городе Днем бобра.

Колебания численности грызунов

Одними из самых маленьких, но очень важных зверей являются лемминги - сибирский и копытный. Колебаниям их численности подчиняется вся жизнь в тундре, так как они - основная пища хищников. Причины этих колебаний до сих пор не совсем ясны. Даже в пределах одного заповедника их численность меняется от участка к участку. Например, в 1999 г. в охранной зоне "Бикада" численность леммингов была крайне низкой, в то же время на южных участках наблюдался пик численности. Самая высокая численность леммингов наблюдалась в 1991 г. - в Арктическом филиале она местами превышала 1000 зверьков на гектар.

Средневековые монахи причисляли бобра

к рыбам и включали в монастырское меню во время постов, когда "скоромное" есть не разрешалось.