Эти удивительные первобытные млекопитающие | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Эти удивительные первобытные млекопитающие

Оставались в тени истории
Первые млекопитающие возникли на земле 265 миллионов лет назад, через 10 миллионов лет после первых динозавров. Однако первые 160 миллионов лет, когда правили динозавры они оставались в тени истории. Около 300 млн лет тому назад жили древние предки млекопитающих-рептилии терапсилы. Они очень похожи на нас.

Самый первый предок современных млекопитающих

был найден палеонтологами в отложениях 570-миллионного возраста, в южном Китае. Одна группа ученых обнаружила примитивные губки, другая — эмбрионы на ранних стадиях развития, которые имеют такое же строение, как и все современные млекопитающие.

Древнейшее млекопитающее

Megazostrodon (1966), найденное в Таба-Литау, Лесото, его предполагаемый возраст 190 000 000 лет.

Древнейшие млекопитающие

Древнейшее млекопитающеподобное животное с бивнями
Свидетельством полового разделения наземных животных были крупные бивни. Древнейшее животное с бивнями обитало в Европе до появления динозавров. Это был самец дииктодона, бочонкоподобного травоядного, обладал двумя бивнями, опускающимися с нижней челюсти. Возраст его останков составляет 252-260 миллионов лет. Дииктодон появился в позднем пермском периоде палеозойской эры, по крайней мере на 30 миллионов лет раньше, чем возникли динозавры. Он относился к группе млекопитающеподобных рептилий и был эволюционным родственником животных, от которых позже произошли млекопитающие. В длину он достигал 70-80 сантиметров.

Для чего дииктодону были нужны бивни?

Эти клыки использовались как оружие - возможно, в брачных ритуальных или физических столкновениях. Они не применялись для добывания пищи, так как их не было у самок. Ими также не могли копать или рыть землю - поскольку на концах не обнаружено следов износа. Представляется, что бивни становились длиннее, шире и толще по мере старения животных, если же животное их теряло (например, в схватке), новые не вырастали. Все это позволяет считать, что бивни были частью боевого снаряжения.

Мастодонт

Мастодонты (хоботные), жившие в плейстоцене, были величиной со слона; обитали они на всех материках.

Предок слонов и носорогов

Wooly Rhinoceros Ученым известно шесть новых разновидностей крупных доисторических млекопитающих, которые бродили по горной Эфиопии 27 миллионов лет назад. К ним относится древний предок слона и носорогоподобное животное. Это собственные млекопитающие Африки, которые вымерли, не выдержав конкуренции с евразийскими львами, тиграми, гиппопотамами, гиенами и антилопами.

Мастодон – самое крупное млекопитающее времен оледенения

http://www.prehistory.com/mastodon.htm Слоноподобный Mastodon americanus обитал в Северной Америке во времена плейстоцена вплоть до конца оледенения. Длина его тела была 4,5 м, длина в плечах – 2-3 м. Это животное вымерло в связи с потеплением климата. Оно принадлежало к семейству Mammutidae, происходившему из Северной Африки, которое распространилось в Евразии и Северной Америке 15 миллионов лет назад. Свое название получил по «зубу» ("nipple tooth"). Известно, что мастодоны, жившие в середине эпохи оледенения были по размерам мельче, нежели их собратья, жившие позже в лесах. Поздние мастодоны приспособились к жизни в хвойных лесах и болотах. Свои бивни они использовали для того, чтобы ломать ветки деревьев. Бивни у мастодона были короткими и прямыми, а зубы – острыми. Самки были меньше самцов, их бивни также были меньше и легче. Они были покрыты шерстью с густым подшерстком (5-18 см длиной). Ископаемые останки мастодонов найдены на Севере США и Канады. Честь открытия этого животному принадлежит Барону Кювье.

Темный период в истории Африки

Unintatherium Приходится на время 24-32 миллиона лет назад. Именно тогда доисторический континент, известный как Афроаравия начал соединяться с Евразией. После этого "контакта" в Африке поселились иммигранты — львы, тигры, гиппопотамы, гиены и антилопы. Прежде, чем произошло соединение, в Африке развилось множество собственных млекопитающих. Они и вымерли, так и не увидев Евразии.

Пещерный лев

Рисунки и кости пещерных львов ученые нашли в гротах Испании, Франции, Англии, Бельгии, Германии, Австрии, Италии, Алжира и Сирии. Было время, когда львы обитали не только в Африке, но и на аравийском полуострове. В Персии, Северо-Западной Индии и даже  в Турции, Греции, на Кавказе и в низовьях Дона. На Украине под Одессой, Тирасполем, Кивеом и даже на Урале и в Пермской области найдены следы львов.

Саблезубый тигр - Smilidon californicus

...населял Северную Америку ( Калифорния) и Южную Америку (Аргентина) в эпоху позднего плейстоцена. У него было тело длиной 1,2 м и короткий хвост, как у котов-манулов. Пара длинных клыков верхней челюсти помогала справляться с добычей. Плечи и шея у него были мускулистыми. Нападали саблезубые тигры на медленно передвигающуюся добычу, поскольку им требовалось время на то, чтобы вонзить в жертву свои огромные зубы. Такова гипотеза.

Клыки 40 см

У саблезубых тигров - Smilodon fatalis были страшные 40-сантиметровые клыки.

Череп махайрода - так еще называют саблезубых тигров, которые жили около двух миллионов лет. Был продан в Лос-Анджелесе за 200 тысяч долларов.

Древние слоны ловили рыбу

В сорока километрах от Мюнхена найдены фрагменты скелета малоизученного подвида слонов, которые жили на Земле 15 миллионов лет назад. Его бивни были округлой формы, с помощью которых он мог выкапывать растения и даже ловить рыбу.

Древний слон

...был страшным животным На Крите обнаружен окаменелый бивень, зубы и кости доисторического предка слона Deinotherium gigantissimum, клыки которого от подбородка шли вниз. Рост животного достигал 4,5 метров, и он являлся самым крупным представителем группы дослонов. Его останкам около 7 миллионов лет. До сих пор его останки находили по преимуществу в Центральной Европе. Фассоулас предполагает, что эти существа добрались до Крита из Малой Азии, переплыв Эгейское море и посетив на своем пути остров Родос и Карпатос. По видимому, первобытные слоны в поисках пищи могли проплывать большие расстояния.

Мифы превратили древних слонов в циклопов

Останки древних слонов издавна находили в материковой части Греции. Это позволило предположить, что древние греки сделали этих животных частью своей мифологии. Большая дыра в центре их черепа – носовая полость, у живого слона скрываемая хоботом, могла стать источником историй о циклопах, мифических гигантах с одним глазом, упоминающихся в "Одиссее" Гомера и других произведениях.

Слоны палеолоксодоны, рост которых превышал 3 метра, обитали десятки тысяч лет назад (в плейстоценовую эпоху) в холодном климатическом поясе на территории современных северо-восточного Китая и Японии.

Эволюцию древних слонов можно проследить по изменению коренных зубов.

У мастодона были мелкие, зубы-дощечки (Mastodon "breast-toothed" ) с тремя-четырьмя зубцами, не слишком выпуклыми. У стегодона  Stegodon, этого непосредственного предка современных слонов, зубы были крышечкой ("roof-toothed"), а размеры у них были уже значительно крупнее, чем у мастодона. Первобытные слоны Primelephas, к числу которых принадлежал и стегодон, дали начало вымершим позже мамонтам Mammoths и двум современным видам Loxodonta и Elephas.

Стегодон – карликовый слон

Обитал на острове Flores  (Индонезия).

Шерстистый мамонт (Mammuthus primigenius)

http://www.prehistory.com/wmammoth2.htm …этот хорошо известный современник эпохи оледенения (позднего плейстоцена) был надежно защищен от холода толстым слоем подкожного жира и длинной шерстью. Горб с запасами жира располагался у него сразу за величественной головой. По размерам мамонт уступал другим представителям семейства, высота в холке составляла 2,7 м. Мамонты паслись в тундре, поедая низкую растительность, которую им приходилось добывать бивнями прямо из-под снега. Известен по останкам. Найденным в Сибири и на Аляске, а также по наскальным изображениям в пещерах Испании и Франции, где первобытные художники оставили свидетельства о своих встречах с мамонтами.

Какие были зубы у мамонта

Известные нам виды мамонта Mammuthus planifrons и Mammuthus meridionalis имели соответственно зубы с 12 и 14 зубцами, а шерстистый мамонт Mammuthus primigenius имел зубы с 27 зубцами, что было связано с особенностью его рациона.

В Сибири паслись стада мамонтов

ДНК, полученные в результате раскопок в Сибири, показывают, что в прошлом в бурно цветущей тундре паслись стада мамонтов. Однако 11 тыс. лет назад в результате изменения климата стали исчезать пастбища, что могло стать причиной исчезновения части животных.

Происхождение хищников

Хищные звери происходят от примитивных насекомоядных мелового периода. С ними тесно связаны примитивные хищные Creodotita, составляющие особый вымерший подотряд хищных, многочисленные в палеоцене, достигшие расцвета в эоцене и исчезнувшие в миоцене. В семействе Miacidae относят мелкими животными с вытянутым телом, короткими лапами, длинным хвостом, довольно крупным головным мозгом. Миациды жили в лесах, на деревьях и очень походили на настоящих хищных зверей.

Первые мелкие представители отряда хищных по внешнему виду и образу жизни напоминавшие виверр или куниц, появились в верхнем эоцене. В олигоцене хищные заняли господствующее положение в ряду других наземных плотоядных зверей и достигли такого разнообразия, что среди них наметились все основные семь семейств, существующих по сие время.

Наиболее древним считается семейство собачьих. Уже в верхнем эоцене в Северной Америке и Европе обитали примитивные собаки, во многих отношениях скорее похожие на виверр или куниц. В верхнетретичное время среди собачьих начали намечаться исходные приспособительные типы, из которых в верхнем миоцене и плиоцене развились современные роды собак, лисиц и др. От древних собачьих произошло близкое к ним семейство енотовых. В миоцене и плиоцене оно было распространено не только в Америке и Азии, как в настоящее время, но и в Европе.

Пещерный медведь

К той же группе, что и собачьи, принадлежит семейство медвежьих. Оно возникло в среднем миоцене, а в плейстоцене появились медведи, относящиеся к современному роду медведей (Ursus), но отличавшиеся огромными размерами. Пещерные медведи, жившие в плейстоцене, имели длину тела около 3 м; обитали они в Евразии.

Куньи - самая поздняя группа

Семейство куньих возникло в олигоцене. К миоцену среди них наметились основные систематические группы, связанные с различными направлениями приспособления к среде обитания и разным образам жизни. Многие виды и роды куньих вымерли в третичном и четвертичном периодах.

Древние вивверы

Группа виверровых из отряда хищных является наиболее древней из ее совеременных сородичей подотряда Aeluroidea (или Feloidea). . В олигоцене и даже позднее виверры отличались не только разнообразием форм, но и значительно более обширным, чем теперь, распространением. Они были широко представлены на территориях Европы и Азии, но отсутствовали в Америке. В конце миоцена от семейства виверровых ответвились гиены. Наиболее древние их представители весьма походили на своих предков — виверр, но позднее по мере перехода на питание падалью приобрели современные характерные адаптивные черты. Наиболее специализированное среди хищных семейство кошачьих, судя по всему, возникло в конце эоцена, а в олигоцене достигло большого разнообразия и широкого распространения.

Первобытный волк Canis lupus

http://www.prehistory.com/canis.htm Родственник современным лесным волкам обитал в европейских лесах эпохи плейстоцена. Для охоты волки собирались в стаи. Взрослые волки достигали длины 2,5 м (6 футов), а высота в холке – 1.3 м (3 фута). Питались мелкими млекопитающими, иногда – крупными. Древний предок сумчатых был размером с мышь Обнаруженный в горах Китая скелет существа, которое считают самым древним предком современных сумчатых млекопитающих – опоссумов, кенгуру, коал и других. Останкам 125 миллионов лет – они на 15 миллионами лет старше предыдущих находок учёных. Помимо скелета были обнаружены чёткие отпечатки меха и тканей. Всё это дало возможность реконструировать облик древнего существа. Животное, которое жило с динозаврами, было небольшим – размером с мышь: приблизительно 15 сантиметров длиной и весом около 30 граммов. Структура конечностей указывает, что существо могло лазать по деревьям.

Общий предок

У всех хищных животных Мадагаскара был один общий предок, обитавший на африканском континенте до того, как он попал на остров 18 - 24 млн. лет назад. Он пересек водный барьер, отделяющий остров от африканского побережья.

Кондилартр – предок бегемота
Первые виды гиппопотамов появились 54 миллионов лет назад, в третичный период кайнозойской эры. Как и прочие копытные, род бегемотов, или гиппопотамов (Hippopotamidae) произошел от древнего животного кондилартра.

Из жизни древних бегемотов

Окаменелые кости двух древних бегемотов были обнаружены в Норфолке (Англия). Их возраст оценивается в 450 тысяч лет (есть основания судить, что они могут быть на 50-200 тысяч лет старше). Гиппопотамы весили шесть-семь тонн – примерно вдвое меньше их современных потомков. У них были необычные глаза – служившие перископами после погружения под воду. В земле они лежали рядом с останками гиены, лошади, рыб и нескольких грызунов. По всей видимости бегемоты умерли от естественных причин, а их кости были обглоданы гиенами. Все эти животные населяли эти места в те времена, когда окрестности Норфолка были заселены смесью привычных растений и животных и более экзотических видов, в настоящее время чаще встречающихся в африканской саванне. В среднем Плейстоцена, средняя температура была примерно на два градуса выше, чем сейчас.

Пещерный медведь (Arctodus simus) обитал во времена плейстоцена.

Первобытный грызун был размером с быка

В полупустыне Венесуэлы обнаружили окаменелые останки существа, которое, по их мнению, было самым крупным грызуном за всю историю. Он весил около 700 кг, достигая в длину 2,5 метров (без учета хвоста). Его останки были найдены еще в 2000 году в одном из болот Венесуэлы, в 400 км к западу от столицы страны Каракаса. Формальное название этого грызуна – Phoberomys pattersoni, а неофициальное – Гоя (Goya). По расчётам учёных, он жил 6-8 миллионов лет назад в болотистых лесах, когда Южная Америка была изолирована от остальной части мира. Травоядный Гоя имел большой хвост, который позволял ему балансировать на задних ногах, чтобы наблюдать за хищниками. А врагов у грызуна было предостаточно: 10-метровые крокодилы, сумчатые коты, гигантские хищные птицы. Они-то его, в конце концов, и сгубили.

Первобытный бык - Bos primigenus

http://www.prehistory.com/bosprimi.htm Может считаться предком современного крупного рогатого скота. Он населял Северную Африку, Европу и Азию начиная с эпохи плейстоцена и вплоть до 10 века н.э. Впервые бык был одомашнен 6 000 лет назад, последние быки вымерли в 17 веке нашей эры. В длину бык был около 3 м.

Очень древние кошки

25 млн лет назад существовали древние предки диких кошек Proailurus, которые образовали группы Noefelids, Pseudaelurus и Palaeofelids. От Noefelids произошли саблезубые тигры рода Smilodon (наиболее известные) и Homotherium. От группы Palaeofelids произошли хищники Dinctus и Barbourifelis. Группы Noefelids и Palaeofelids оказались тупиковыми и вымерли еще много ранее 10 млн лет назад (исключение составили хищные кошки Barbourifelis, которые перешагнули этот рубеж).

Перспективной оказалась линия хищников Pseudaelurus, которая 10-5 млн лет назад разделилась на гепард и пум (они первые отделились от общего ствола 10 млн лет назад), рысей (выделились около 7 с половиной млн лет назад), пантер (5 млн лет назад). Позже сформировались роды малых кошек и дымчатого леопарда (4-3 млн лет назад). Современные виды сформировались уже после рубежа 1 млн лет назад.

Древние находки представлены единичными костями. Наиболее полно представлена древняя рысь, жившая 4 млн лет назад (Lynx issidorensis). Она была крупнее современной, имела более короткие передние лапы, а задние – более длинные.

Кровными родственниками были 2 млн лет назад

У ягуара и леопарда, похоже, имелся общих предок, обитавший в Центральной Европе  свыше 2 млн лет назад. Позже родичи разделились: леопард стал обитать на западе Европы (1 млн лет назад), а ягуар в то же время перебрался через Берингов перешеек в Северную Америку. Ягуары тех времен (Panthera onca augusta) были крупнее и более длинноноги, нежели их потомки. 750 000 лет назад они стали уменьшаться в размерах – сказывалось приспособление к местным климатическим условиям и рациону. 100 000 лет назад ягуар принял вид, похожий на тот, что встречается сейчас.

Саблезубый тигр был сам по себе

Многие заблуждаются, считая доисторического саблезубого тигра предком современных тигров. Они не имели общих предков. Саблезубые тигры вымерли до того, как появились предки современных тигров.

Саблезубый тигр Smilodon охотился прайдом

Саблезубый тигр Smilodon был величиной со среднего льва, но голова у него была очень большой в пропорции к туловищу. Хвост у него был короткий, что позволяет сделать вывод, что саблезубый тигр не преследовал свою добычу на длинных дистанциях, ограничиваясь преследованием на коротких расстояниях. Есть свидетельства тому, что саблезубые тигры были общественными животными и охотились стаями наподобие того, как сейчас охотится прайд львов.

Предки тигров обитали 2 млн лет

...назад в Центральной Азии и Китае и были распространены, как на западе, так и на востоке региона от Каспийского моря до Дальнего Востока и Приморья. 1 млн лет назад гигантские тигры еще водились в Китае. Черты этого древнего тигра в большей мере сохранил  северокитайский тигр. 250 000 лет назад тигры уменьшились в размерах.

Предки гепарда

…обитали в Северной Америке 2½ млн лет назад), причем наряду с гигантским гепардом Acinonyx studeri  существовал и мелкий вид Acinonyx trumani (живший 12 000 лет назад). Предки современного гепарда Acinonyx pardinensis из Европы напоминали его современного потомка, только превосходили его по величине.

Из пантер лев был первым

Из всех пантер Panthera первым появился лев, останки которого датируются 750 000 годом (Западная или Восточная Африка). Размерами они превосходили современных и считаются гигантскими. Оттуда 250 000 лет назад львы распространились в Северной Африке и Европе, где обитал пещерный лев (Panthera spelaea) и тосканский лев (Tuscany lion), живший в Северной Италии и на Балканах. Из Азии львы перешли в Северную Америку и образовали вид (Panthera atrox), который распространился вплоть до Перу на юге. 100 000 лет назад древние львы вымерли, так и не оказавшись в состоянии приспособиться к изменившимся климатическим условиям.

Этот хищник встречался во времена плейстоцена  повсеместно в Северной Америке (в т.ч. и на Аляске), а также на севере Южной Америке. В длину он достигал 3,5 м. У него были острые втягивающиеся когти и острые зубы (короче, чем у других сородичей). Другие подвиды американского льва встречаются в разных частях Африки и в Западной Индии.

Гигантский броненосец

Гигантский броненосец, живший в плейстоцене, имел длину тела 4 м; обитал в Южной Америке.

Кролик, который жил 55 миллионов лет назад

В Монголии обнаружены окаменелые останки самого древнего кролика в мире.Gomphos elkema, жил 55 миллионов лет тому назад и считается самым древним предком современного кролика. Как предполагают, он передвигался примерно так же, как и современный кролик, прыгая при помощи удлиненных задних лап. Несмотря на очевидное сходство, несколькими чертами gomphos отличался от современных кроликов. Так, у него был весьма длинных хвост, а часть зубов больше напоминала зубы белки, чем кролика.

Мезозойский барсук ел динозавров

Животное, похожее на барсука, Repenomamus giganticus, было размером с большую собаку, более одного метра в длину. Это одно из самых больших млекопитающих мезозойской эры. Его челюсть - размером с челюсть лисы. Внутри скелета этого животного, которое обитало около 130 миллионов лет назад на севере Китая, ученые обнаружили маленький скелет детеныша динозавра. Вероятно, Repenomamus giganticus употреблял динозавров в пищу. Древний барсук, вероятнее всего, разрывал жертву на части и глотал большими кусками. Эту теорию подтверждает тот факт, что у млекопитающего при наличии острых резцов отсутствуют коренные зубы, а его острые зубы предназначены совсем для другого - для разрывания на части и поедания других животных. Хотя он мог также питаться растениями и насекомыми.

Древнейшие приматы

Необозначенная обезьяна (май 1979), найденная в местечке Падаунг, Бирма, ее предполагаемый возраст 40 000 000 лет; лемур, найденный на Мадагаскаре, его предполагаемый возраст 70 000 000 лет; долгопятоподобный примат, найденный в Индонезии, его предполагаемый возраст 70 000 000 лет.

Гигантский ленивец

Гигантский ленивец мегатерий, живший в плейстоцене, имел длину тела 7 м; обитал он в Южной Америке, это было наземное животное.
Castorocauda lutrasimilisБобры были большинми
Палеонтологи долго считали, что млекопитающие, которые жили рядом с динозаврами, представляли собой животных, похожих на крошечных землероек. Между тем была найдена окаменелость млекопитающего, похожего на бобра, который жил 164 миллионов лет назад. Полуводное млекопитающее Castorocauda lutrasimilis имело длину тела около полуметра и вес 500 г., напоминало отчасти утконоса, отчасти выдру и отчасти бобра. Это животное является самыми большими среди подобных себе, и относятся к Юрскому периоду (от 200 до 145 миллионов лет назад).

Примитивные киты

Ископаемые остатки примитивных китов, зевглодонтов («яремнозубых»), найдены в морских отложениях Африки, Европы, Новой Зеландии, Антарктиды и Северной Америки. Некоторые из них были гигантами длиной более 20 м.

Кто из млекопитающих был предком современных китообразных?

По этому вопросу слишком мало собрано ископаемых остатков. Возможно, это были примитивные креодонтные хищники, может быть, копытные, но более всего вероятно - древние насекомоядные, от которых ответвились и китоообразные, и хищные, и копытные. Каждая из этих концепций имеет свои аргументы.

Предки китов – копытные
Одни ученые считают предками китообразных копытных, так как у тех и других многокамерный желудок, многодольчатые почки, двурогая матка, сходен химический состав крови и имеются общие черты в строении половой системы (плацента, устройство и положение пениса, а также кратковременность копуляции), в структуре молекулы инсулина и миоглобина и в показателях реакции осаждения белков крови.

Предки китов – хищники
Другие исследователи ищут предков китоообразных среди креодонтных хищников, руководствуясь строением черепа и особенностями зубной системы. Примитивные китообразные имели гетеродонтные (различные по форме) зубы, сагиттальные и затылочные гребни и скуловые отростки черепа, в какой-то мере сходные с таковыми креодонтных хищников (гиенодонты).

Предки китов – насекомоядные
На основании анализа ископаемых остатков современные палеонтологи больше склоняются к мнению, что древние китообразные были связаны с очень ранними плацентарными, то есть древнейшими насекомоядными, и, вероятно, зародились в позднемеловое время еще до ответвления от них отрядов копытных и хищных. 70 млн. лет назад наземные предки китообразных переселились в воду.