Эти удивительные птицы-родители | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Эти удивительные птицы-родители

Плодовитость птиц ниже

Благодаря разнообразным формам заботы о потомстве плодовитость птиц гораздо ниже, чем у пресмыкающихся, рыб, земноводных.

Готовность к размножению

Размеры семенников и яичников птиц зависят от фазы полового цикла, например, семенники самцов к началу гнездового периода увеличиваются в 300- 1000 раз.

Не только гормоны, но и гены определяют разницу между полами

Странный вьюрок Taeniopygia guttata появился на свет в лаборатории Rockefeller University (США), возможно, из клетки, содержащей муские и женские хромосомы, оплодотворенной двумя сперматозоидами сразу. Клетки правой половины тела птицы-гермафродита содержали мужские половые хромосомы, а левая – женские. У нее одно яичко и один яичник, а хохолок яркий с правой стороны и тусклый – с левой. Кроме того, у птицы – разделение личности. Мозг был разделен на половины – мужскую и женскую. Так, зона, контролирующая пение, больше с правой стороны (как известно, самцы вьюрков привлекают самок громкими и сложными песнями, а самки ведут себя гораздо тише). Птица-гермафродит поет мужские птицы и спаривается с самками, которые потом откладывают неоплодотворенные яйца. Исследователи обнаружили эту особь, когда ей было почти два года.

Изменения весенней температуры оказывает на способность птиц размножаться

(Parus caeruleus) Репродуктивное поведение обычных синиц (Parus major) и голубых синиц (Parus caeruleus) по всей Европе различается: в некоторых местах они выводят птенцов два раза в год, в других – один. Однако во всех случаях птицы предпочитают для размножения весну, поскольку в это время года имеется много пищи – гусениц. Однако более теплые весны ускоряют развитие гусениц, а значит, у птиц становится недостаточно пищи, чтобы прокормить два выводка за одну весну. Поэтому там, где птицы садились на гнезда дважды, они все чаще склоняются к тому, чтобы сделать это только один раз, а там, где делали это единожды, переносят яйцекладку на более раннее время.

Моногамные птицы

Певчие птицы в большинстве своем моногамны. В течение всего сезона размножения они заводят только одного партнера, образуя с ним стабильную пару. У некоторых видов каждое гнездование на протяжении одного сезона сопровождается сменой партнера. Гуси, лебеди и крупные хищные птицы образуют пару на всю жизнь.
Для черного американского грифа и антарктического пингвина отсутствие отношений на стороне отвечает интересам и самок и самцов. Иногда хранить верность – это самая трезвая репродуктивная стратегия.

Связь курицы и ее цыпленка

Связь курицы и ее цыпленка начинается за день до его вылупления. Цыпленок издает попискивания изнутри яйца, а мама отвечает успокоительными звуками более низкого тона

Mоногамия не подходит не всем птицам

Птицы обычно предпочитают моногамные браки, выбирая одного спутника жизни и выращивая вместе с ним молодняк. Самки голубой синицы предпочитают иметь при себе нескольких самцов, чтобы увеличить вероятность рождения здорового потомства. Когда самки спаривались с молодыми самцами, они изменяли им с более крупными или взрослыми самцами. Выводок, который они высиживали, с большей вероятностью доживал до следующего брачного сезона. Молодые самки откладывали больше яиц, а молодые самцы отличались более пышным плюмажем. Ученые полагают, что посредством измен самки пытаются избавиться от негативных последствий близкородственного скрещивания. Не выяснено, имеет ли эта склонность к изменам какие-то генетические основания или же она определяется исключительно личными особенностями самок.

Когда самцов катастрофически не хватает, самки вступают в жесткую конкуренцию

Самки домовых воробьев и тростниковых камышовок (самцы этих видов часто имеют по две партнерши) могут попытаться уничтожить яйца конкурентки.

Полигамные птицы

Для ряда видов, в том числе некоторых певчих, характерна полигамия. Если самец спаривается с двумя или более самками, говорят о полигинии; если самка с двумя или более самцами – о полиандрии. Полигиния встречается чаще (например, у рисового трупиала); полиандрия известна, скажем, у пятнистого американского перевозчика. Беспорядочные совокупления без образования стойких пар между партнерами называют промискуитетом. Он характерен, например, для тетеревов.

Где кто гнездится

Воробьи гнездятся рядом с орлами
Часто полевые воробьи Passer montanus устраивают гнезда между сучьями крупных гнезд пернатых хищников и ворона, находя таким образом защиту от других хищников. В стенках гнезда орла или орлана может поселиться до десятка пар воробьев.

В колониях
На 1 кв. м может гнездиться 10-15 пар кайры (Uraria).

Эти удивительные гнезда

Различают гнезда открытые наземные, расположенные в укрытиях, гнезда-платформы и чаши. Первые две категории не имеют определенной структуры, но могут быть выстланы мелкими камешками, растительной ветошью или собственным пухом птицы, хотя это и необязательно. Укрытое гнездо находится в своего рода пещере, сделанной самой птицей или возникшей иным путем. Древесные утки используют готовые дупла, дятлы сами выдалбливают их в стволах деревьев, зимородки выкапывают норы в речных берегах.

Чашевидные гнезда

...которые строит большинство певчих птиц, имеют четкую структуру: у них плотные дно и стенки, а внутри выстилка из мягкого материала. Такое гнездо может лежать на опоре, как у дроздов, держаться за нее краями, как у виреона, или висеть в виде длинной плетеной сумки, как у иволог. У некоторых видов оно прикреплено к стене, например у феба и стрижа, находится в дупле, как у древесной американской ласточки, в норе, как у ласточки-береговушки, или на земле, как у полевого жаворонка. К наиболее необычным и крупным относятся гнезда похожей на фазана австралийской глазчатой курицы. Эти птицы выкапывают глубокие ямы, заполняют их растительным материалом, зарывают в него яйца и удаляются; инкубацию обеспечивает выделяющееся при гниении тепло. Вылупившиеся птенцы самостоятельно выбираются наружу и затем живут сами по себе, не зная родителей.

Гнездо-платформа

...представляет собой кучу сучьев с ямкой в центре для яиц. Такие гнезда строят цапли и многие хищные птицы. Орлы используют одну и ту же платформу из года в год, каждый сезон, добавляя к ней новый материал, так что масса постройки может достигать в конечном итоге более тонны.

Гнездо в виде печи

Печник - птица размером с дрозда, распространена в открытой местности юга Южной Америки на востоке Андов - Бразилии и Аргентине, а в последней считается национальной птицей. Известны печники своими гнездами в форме печи. Часто печников можно встретить на земле собирающими глину для гнезда, которые часто встречаются в горах на деревьях или на столбах электропередач. Гнездо состоит из двух камер, предназначенных для 3-4 птенцов, где они надежно укрыты от врагов и непогоды.
Как и большинство  птиц умеренной зоны Южной Америки печники откладывают яйца в сентябре.  Успех гнездования зависит от выпадения достаточного числа осадков для того, чтобы образовалась глина. Сильные дожди смывают гнезда.

Пара печников каждый сезон строит новое гнездо, не возвращаясь в старое. Тем не менее их гнезда служат для гнездования других видов, поскольку домик из прокаленной на солнце глины может служить еще несколько лет.

Висячие шары ткачиков

http://www.bibliogid.ru/images/docs/i_goncharov4_1.jpg Свое название ткачики получили за своеобразное искусство постройки гнезд, которые делают в виде висячих шаров. или гамаков из листьев, скрепленных растительными волокнами. Некоторые из этих птиц устраивают гнезда-шары в дуплах, под застрехами или в ветвях деревьев. Многие ткачики отличаются богатством оперения, разнообразием форм и размеров.

Птица определяет температуру внутри гнезда

Самец сорной курицы с поразительно точностью определяет температуру внутри гнезда-инкубатора. Для этого он погружает в песок открытый клюв. Нужная температура достигается то досыпанием, то разгребанием песка над инкубатором.

Хитроумный строитель

Капская синица - хитроумный строитель. Мало найдется пернатых, которые устраивали бы свое жилище с такой выдумкой и с такими мерами предосторожности. Дело в том, что в гнездо синицы - прочное, водонепроницаемое, сплетенное из растительных волокон и укрепленное паутиной, - ведут два входа: ложный, открытый нараспашку, и настоящий, весьма скромный. Подлетев к гнезду, взрослая птица забирается в ложный «подъезд». Выждав время, она выглядывает наружу: все ли в порядке? Затем выбирается и дергает клювом за... нарост, нависающий над отверстием. Тут то и открывается настоящий вход: он ведет внутрь гнезда - к яйцам или птенцам. «Задумка» птицы такова: змея или какой-нибудь другой хищник заберется в ложный ход, найдет гнездо пустым и несолоно хлебавши отправится восвояси.

Синицы вьют ароматные гнезда

http://www.texasbluebirdsociety.org/coppermine/albums/userpics/normal_Tufted%20Titmouse%20nest.jpg Эти птицы вплетают в гнезда ароматные растения для того, чтобы сохранить свой дом чистым и защитить птенцов от паразитов и болезней. А представители их вида, обитающего на острове Корсика в Средиземном море, даже могут заменять увядшие растения свежими.

Сразу после появления яиц и до того момента, как выросшие птенцы смогут покинуть гнездо, синицы начинают собирать лаванду, тысячелистник, карри, мяту и другие ароматные виды. Птицы делают ароматическую смесь примерно десяти растений из двухсот пятидесяти, присутствующих в среде их обитания. Эти растения содержат множество веществ, которые убивают бактерии и вирусы, а также защищают от паразитов, грибков и насекомых.

Крачка не строит даже примитивного гнезда

Крачки - морские птицы, относящиеся к семейству чайковых. Ее особенность – не строить гнезда. Необычное поведение вызвано скорее необходимостью, чем небрежностью: нужна защитить яйцо от излишнего тепла. Птица откладывает яйцо - всегда только одно - казалось бы, совсем в неподходящем для этого месте: на краю плоской крыши, в развилке голой ветки дерева. Однажды удалось сфотографировать птенца белой крачки, которого птица вывела на вентиле крана садового водопровода. Как же он с него не свалился? Об этом позаботилась природа. Только что родившийся птенец хорошо развит и уже имеет на лапках длинные острые когти, которым и крепко обхватывает свой крайне неудобный насест, будь то ветка дерева или вентиль крана.

Бывает, крачки откладывают яйца прямо на берегу океана за линией прибоя. Вроде бы безрассудство, ведь их могут похитить хищники. Однако заметить их не так-то просто, так как яйца пестрые.

Строит до 8 гнезд, но только одно достраивает

Самец крапивника начинает строительство гнезда в одиночку, причем на своем участке он закладывает 5 - 8 гнезд, но ни одно из которых не доводит до конца. Когда к нему присоединятся самка, именно она избирает одно из недостроенных гнезд. Выбранное ею жилище достраивается, выстилается изнутри мохом и перьями.

Наиболее трудоемкое гнездо

Одна из наиболее трудоемких птичьих построек – гнездо ремеза. Пара птиц сплетают его из растительных волокон и пуха различных растений. Строительство продолжается не меньше двух недель, зато гнездо может висеть на ветках годами, не разрушаясь, хотя птицы никогда не используют готовых гнезд повторно, предпочитая ежегодно затевать новое строительство.

Гнездо-люлька

Австралийская птица-пчела (Schistes geoffreyi) строит свое гнездо в виде миниатюрной люльки, которую подвешивает на ветку дерева.

Кто строит гнездо?

У некоторых видов, например рисового трупиала, гнездо строит только самка; у других самец снабжает ее материалом для работы. У западноамериканской сойки оба партнера все строительство ведут вместе.

У некоторых видов самец готовит на своем участке несколько «предварительных» гнезд. Например, домовый крапивник часто сносит палочки в различные укромные места, из которых партнерша выбирает одно для откладки яиц. Виргинские филины используют брошенные гнезда других птиц, а иногда и выгоняют хозяев из только что построенных.

Самое большое гнездо

Инкубационные холмы, сооружаемые австралийской глазчатой курицей (Leipoa ocellata), достигают 4,57 м в высоту и 10,6 м в ширину. Подсчитано, что на постройку такого гнезда ушло 250 м3 строительного материала весом 300т.

Гнездо шириной 2,9 м и глубиной 6 м построила пара белоголовых орланов (Haliaeeyus leucocephalus) и, возможно, их потомки вблизи Сент-Питерсберга, шт. Флорида, США. Оно было изучено в 1963 г. и весило, по оценкам, более 2т.

Беркут (Aquila chrysaetos) также сооружает огромные гнезда. Сообщают, что в 1954 г. в Шотландии было найдено гнездо глубиной 4,57 м.

Нора вместо гнезда

Зимородки селятся по берегам рек, в толще обрывистого берега они сооружают свои норы. Землю они роют клювами, отгребая ее лапками к выходу. Образуется туннель глубиной около метра, в конце которого выкапывается широкая гнездовая камера, где прямо на голую землю самка отложит яйца.

Секреты дупла

Весной большие пестрые дятлы выдалбливают гнездо, действуя совместными усилиями. Для них подходят деревья с мягкой древесиной. Очень часто вход в дупло располагается под шляпкой гриба-трутовика. В качестве подстилки обычно используется та щепа, которая осталась при строительстве дупла.

Самое маленькое гнездо

(Mellisuga minima) http://www.mangoverde.com/birdsound/images/00000004533-thmb.jpg Гнездо карликового колибри (Mellisuga minima) примерно в 2 раза меньше скорлупы грецкого ореха. Гнездо колибри-пчелки (М. helenae) меньше по диаметру, но глубже. По размеру оно не более наперстка

Эти удивительные яйца

Чьи яйца крупнее
Как правило, чем крупнее птица, тем более крупные яйца она откладывает, однако из этого правила есть исключения. Яйца выводковых видов, из которых вылупляются пуховые детеныши, сразу же способные бегать и самостоятельно кормиться, крупнее по отношению к телу матери, чем у птенцовых видов, чье потомство появляется на свет голым и беспомощным. Так, яйца куликов относительно крупнее, чем у певчих птиц того же размера. Кроме того, отношение массы яйца к массе тела у мелких видов часто больше, чем у крупных.

Соотношение массы птицы к массе яйца

Страус 1 500 г 90 000 г Эму 600 г 40 000 г Императорский пингвин 500 г 45 000 г Киви 450 г 3 500 г Лебедь-шипун 350 г 10 000 г Кондор 270 г 12 000 г Полярная гагара 177 г 4 000 г Пеликан 165 г 11 000 г Фламинго160 4 000 Белый аист 115 г 3 000 г Пингвин Адели 100 г 6 000 г Гага 100 г 2 500 г Серебристая чайка 90 г 1 500 г Индюк 80 г 18 000 г Обыкновенный филин 75 г 3 200 г Тетеревятник 60 г 1 500 г Домашняя курица 60 г 2 500 г Обыкновенная кряква 50 г 1 000 г Чомга, или большая поганка 45 г 1 100 г Цесарка 40 г 2 000 г Сизая чайка 40 г 450 г Тетерев 35 г 1 200 г Чибис 25 г 230 г Чирок-свистунок 25 г 330 г Турухтан 22 г 100 г Сизый голубь 20 г 300 г Перепелятник 20 г 300 г Ворон 20 г 1 200 г Обыкновенный бекас 17 г 100 г Сорока 10 г 300 г Обыкновенный перепел 7 120 Скворец 6 г 90 г Черный стриж 3,5 г 45 г Кукушка 3 г 100 г Зарянка 3 г 17 г Воробей 3 г 35 г Соловей 3 г 25 г Вьюрок 1,7 г 13 г Деревенская ласточка 1,7 г 19 г Береговая ласточка 1,5 г 15 г Крапивник 1,3 г 9,5 г Желтоголовый королек 0,7 г 5 г Эльф украшенный 0,25 г 3 г Красная колибри 0,2 г 1,6 г

Самые большие яйца

Новозеландские птички киви откладывают самые большие яйца по отношению к величине их тела из всех птиц.

Самое большое яйцо

Среднее яйцо африканского страуса имеет длину 15-20 см, диаметр 10-15 см, что по объему равно примерно двум дюжинам куриных яиц, и весит 1,65 – 1,78 кг. Чтобы сварить такое яйцо, требуется 40 мин. Но самое трудное – это очистить его, ведь скорлупа толщиной 1,5 см выдерживает нагрузку 127 кг.

Самое крупное яйцо
...было снесено в Израиле, в кибуце Хаон, 28 июня 1988 г. двухлетним гибридом между двумя подвидами страуса (Struthio c. Camelus x S.c. australis). Оно весило 2,3 кг.

Вымершая слоновья птица (Aepyomis maximus) откладывала яйца длиной 33 см и емкостью 8,5 л, что равно емкости 7 страусиных яиц.

Самое маленькое яйцо
Карликовый колибри (Mellisuga minima),
обитающий на Ямайке, откладывает самые мелкие яйца. Длина самых мелких из них не достигает 1 см, а вес составляет всего 0,365 г.

Пингвины укрепляют свои яйца

В период откладывания яиц самки пингвинов проглатывают значительное количество раковин моллюсков и мидий. Таким образом пингвины получают дополнительный кальций, необходимый для того, чтобы скорлупа яиц была прочнее. У укреплённых яиц больше шансов не разбиться о твёрдые поверхности, что возможно и в ходе поединков пингвинов, когда яйцами они кидаются друг в друга – это 43% случаев уничтожения яиц. В принципе, вместе с раковинами глотают моллюсков и самцы, но самки поглощают значительно больше.

Чудеса яйценоскости кур

...установила курица из американского города Мандхема. Она снесла 421 яйцо за 223 дня.

Самцы песчаного тетерева

Самцы песчаного тетерева обладают особенными перьями – они задерживают воду, и тетерев может пользоваться перьями на собственной груди, впитывая драгоценную влагу и принося ее птенцам в гнездо.

Яйцо откладывается за сутки

Весь процесс от времени выхода яйцевой клетки из яичника и до откладки яйца продолжается около суток. Птица откладывает сразу лишь одно яйцо.

Форма яиц

По форме яйца большинства птиц напоминают куриные, но и здесь много вариантов. У зимородков они почти шаровидные, у колибри вытянутые и тупые с обоих концов, а у куликов на одном из них сильно заостренные.

Поверхность яйца может быть

… шероховатой или гладкой, матовой или блестящей и почти любого цвета от темно-лилового и зеленого до чисто белого. У некоторых видов она покрыта крапинами, иногда образующими венчик вокруг тупого конца. Яйца многих скрытно гнездящихся птиц белые, а у тех, кто откладывает их на земле, окраска скорлупы часто сливается с фоном из камешков или растительной ветошью, которыми выстлано гнездо.

Когда окрашивается яйцо

Перед откладкой яйца многих птицы покрываются в яйцеводе красящими веществами. У птиц, гнездящихся в дуплах и других закрытых местах, яйца обычно однотонные - белые и голубые. У птиц, которые строят открытые гнезда, яйца часто имеют характерный рисунок, играющий роль покровительственной окраски.

Зеленые куриные яйца

Японские  селекционеры вывели новую породу кур, несущих яйца нежно-зеленого цвета. Считается, что подобные эффект определяется специфическими свойствами селезенки этих птиц. Оригинальные яйца хорошо раскупаются из-за своей необычности, но оказалось, что зеленые яйца вдобавок содержат больше витаминов группы В, а также железа.

Яйца покрыты пленкой

Снаружи скорлупа одета тонкой растворимой пленкой, защищающей яйцо от проникновения в него микробов. Поэтому птичьи яйца, предназначенные для хранения, не следует мыть, чтобы не повредить эту пленку.

Сколько откладывают яиц

У птиц, откладывающих раз в два года одно яйцо, как у калифорнийский кондора, каждая пара добавляет за год к популяции только «половину особи», и напротив, виды с 2–3 крупными кладками ежегодно могут увеличить ее за тот же период на 20 особей.

Кто насиживает кладку
В насиживании (инкубации) яиц могут участвовать оба партнера или только один из них. У такой птицы обычно развиваются одно или два наседных пятна – лишенные оперения участки на нижней части груди. Их усиленно снабжаемая кровью кожа непосредственно контактирует с яйцами и передает им тепло. Период насиживания, завершающийся вылуплением птенцов, продолжается от 11–12 сут у воробья до приблизительно 82 сут у странствующего альбатроса.

Ярко окрашенные самцы, как правило, не сидят на яйцах, если гнездо открытого типа. Исключение составляет красногрудый дубоносовый кардинал, который не только насиживает, но при этом еще и поет. У многих партнеров, инкубирующих яйца поочередно, наседный инстинкт столь силен, что временами одна птица сталкивает другую с гнезда, чтобы занять ее место. Если насиживает только один партнер, он периодически покидает гнездо для кормежки и купания.

Насиживает самец

Насиживание яиц у страуса (Struthio) занимается самец. Мамы-страусихи кладут яйца в общие, «коммунальные», гнезда. Несколько самок сносят яйца ему буквально под клюв, и самец закатывает их в гнездо. Интересно, что в Северной  Африке в гнезде бывает от 15 до 20 яиц, в Южной Америке – до 30, а в районах Восточной Африки – до 50-60.

Наблюдали, как 380 птенцов заботливо сопровождались двумя родителями.
Для голубей не существует откатившегося на край гнезда яйца.

Эти удивительные птенцы

Выводковые и птенцовые
По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления всех птиц делят на 2 группы - выводковых и птенцовых. У выводковых птенцы сразу после вылупления покрыты пухом, зрячие, могут передвигаться и находить корм. Взрослые птицы защищают свой выводок, периодически греют птенцов (особенно в 1-ые дни жизни), помогают в поисках корма. Сюда относятся все курообразные (тетерева, рябчики, куропатки, фазаны и др.), гусеобразные (гуси, утки, лебеди, гаги), журавли, дрофы, страусы. У птенцовых птиц птенцы вначале слепые, глухие, голые или слабо опушенные, не могут передвигаться, в гнезде остаются долго ( у воробьиных - 10-12 дней, у некоторых - до 2-х месяцев). В это время родители их обогревают и выкармливают. Сюда относится голуби, попугаи, воробьиные, дятлообразные и многие другие. Птенцы покидают гнездо оперенными, почти достигнув размеров взрослых птиц, но с неуверенным полетом - 1-2 недели после вылета родители продолжают кормить и обучать поиску корма.

Как птенец проклевывается

У эмбриона на конце клюва развивается специальный нарост – яйцевой зуб, при помощи которого, когда приближается вылупление, он скребет изнутри скорлупу, снижая ее прочность. Затем, упираясь ногами и крыльями, он продавливает в ней трещины, т.е. проклевывается. После проклева вылупление может занять от нескольких часов у мелких птиц до нескольких дней у самых крупных. Все это время зародыш отрывисто попискивает, на что родители отвечают повышенным вниманием, иногда расклевывая трещины в скорлупе и отрывая ее маленькие кусочки.

Как кормят птенцов

Родитель либо передает корм из клюва в клюв, либо отрыгивает его прямо в глотки потомкам. Пеликаны приносят к гнезду рыбу в горловом мешке, широко раскрывают огромный клюв и позволяют каждому птенцу засунуть туда голову, чтобы самостоятельно поживиться. Орлы и ястреба доставляют добычу в когтях и разрывают ее на кусочки, которые скармливают потомкам.

Взрослые птицы, накормив птенцов, как правило, ожидают появления их помета, выделяемого в слизистом мешочке, уносят его прочь и выбрасывают. Одни виды поддерживают в гнезде идеальную чистоту, другие, например зимородки, ничего для этого не делают.

Кормят птенцов один раз в сутки

Черные стрижи (Cypseloides cryptus) вылетают на охоту только на 30-40 минут вечером и утром, но в это время над лесом столько насекомых, что они успевают накормить и себя и птенцов.

Кормит тысячу раз

http://www.wap.atfreeweb.com/flyingsquirrels/flsq-house3.html За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз.

Птенец съедает сразу 12 рыб

Одна интересная особенность крачек: охотясь в море, крачка, поймав одну рыбку, не спешит сразу к птенцу, а продолжает охоту до тех пор, пока ее клюв не будет забит рыбой до отказа. Иногда она приносит до 12 рыбешек. И все их прожорливый птенец сразу же съедает.

Сколько птенцы сидят в гнезде

fringilla Птенцы птенцовых птиц сидят в гнезде от 10 до 17 дней, а покинув его, еще в течение по крайней мере 10 дней зависят от родителей, которые их защищают и кормят. У видов с длинным периодом насиживания птенец остается в гнезде дольше: у белоголового орлана – 10–12 недель, а у странствующего альбатроса, самой крупной из летающих морских птиц, – около 9 мес. На продолжительность гнездовой жизни влияет степень ее безопасности. Из открытых наземных гнезд птенцы выбираются относительно рано.

Птенцы выводковых птиц гораздо больше времени проводят в яйце, чем у птенцовых, и при вылуплении обычно развиты так же, как те к моменту вылета из гнезда. Как только обсох пух, выводковые птенцы начинают сопровождать родителей в поисках корма. В течение нескольких первых дней они еще могут нуждаться в обогреве. Эти птенцы четко реагируют на голос родителей, «замирая» по сигналу тревоги и бросаясь к ним в ответ на приглашение поесть.

Чем ненастнее ночь, тем больше у птенцов шансов остаться в живых

Старики – некрупные частики - откладывают от одного до трех (обычно два) яиц, Птенцы вылупляются во второй половине июля, но пуховички не задерживаются в гнезде, а в возрасте двух-трех дней уходят с родителями к морю. Этот момент весьма драматичен. Движение птенцов начинается около полуночи и продолжается до предрассветных сумерек. Ведомые сквозь непроглядный мрак родительским голосом старичата катятся вниз по склонам, бьются о кочки, протискиваются сквозь расселины камней, карабкаются по валунам бечевника и, наконец, отчаянно бросаются в буруны прибойных волн. За полосой наката их поджидают родители, а чуть дальше - в надежде на легкую добычу - покачиваются на волнах крупные чайки. Поэтому, чем ненастнее ночь, тем больше у птенцов шансов остаться в живых.

Птенцы дрессируют родителей

Птенцы умеют забывать о своих различиях друг с другом и координируют усилия, чтобы извлечь наибольшее количество пережеванной пищи для себя из родительских ртов. Такое поведение противоречит здравому смыслу – по идее дети должны бороться друг с другом за большую долю родительской заботы. Наблюдая за чайками с плавучей платформы, ученый Матевон выяснил, что количество попрошайничеств снижается по мере того, как увеличивается количество птенцов в гнезде. Птенцы в более полных гнездах просят меньше, экономя энергию. Попрошайничество становится более координированным, а случаи индивидуального попрошайничества сходят на нет. Эта тактика оказывается эффективной, если учесть, что взрослым чайкам все равно, кто просит – они реагируют на общее количество криков из гнезда. Тогда они не отдают еду самому громкому крикуну, а выплевывают ее на землю. И тогда, видимо, солидарность птенцов кончается.

Почти сразу после вылупления

…птенцы крикливого зуйка начинают склевывать с земли семена и мелких насекомых, а утята идут за своей матерью на мелководье и начинают нырять в поисках корма.

С рождения дроздята выказывают независимый характер.

Гнездовые нахлебники и труженики

Molothrus ater http://www.fnal.gov/ecology/wildlife/pics/Brown_headed_Cowbird.jpg На каждом континенте водятся свои гнездовые паразиты, т.е. виды, которые не строят гнезд и не заботятся о птенцах. В Северной Америке это, например, Воловья птица, или буроголовый коровий трупиал (Molothrus ater), буроголовый коровий трупиал. Он откладывает яйца в гнезда мелких певчих птиц, например славок, виреонов, воробьев, и больше к ним не возвращается. «Приемные родители» насиживают яйца такого паразита и выкармливают его птенцов. Поскольку период инкубации у него очень короток, птенец вылупляется раньше хозяйских, растет быстрее и скоро становится так велик, что тем не достается нормального количества корма, и они часто погибают от тесноты и истощения. Как затем юный буроголовый коровий трупиал, вылетев из гнезда, находит соплеменников и налаживает с ними отношения, остается загадкой.

Избавляют гнезда от паразитов

http://www.goratchok.narod.ru/Ylaev/Ylaev_foto.html С помощью обоняния скворцы великолепно различают виды растений. А зачем им это нужно? Оказывается, они вплетают в свои гнезда стебли тысячелистника, грубого золотарника, дикой моркови и других растений, обладающих токсичностью по отношению к бактериям и насекомым. Эти травы могут уменьшить количество паразитов в гнезде на 80 процентов! Кстати, своих детей скворцы кормят волосатыми гусеницами

Носят в гнездо цветы

Интересную особенность подметили орнитологи, наблюдавшие за жизнью птиц шалашников, обитающих в Австралии и Новой Гвинее. Создав в дупле гнездо, самка замазывает в него вход, оставляя лишь небольшое отверстие. Она и появившиеся птенцы пробудут в нем до тех пор, пока не настанет время покинуть гнездо. И все эти дни самец будет носить им корм, а иногда и... цветы. Корм - понятно, а цветы-то зачем? Ведь птицы их не едят. Но, может быть, им нравится их запах?

Обучение пению знаками

Взрослая женская особь воловьей птички вообще не поет, а использует систему жестов и знаков для развития определенное качество звуков у своих птенцов-молодых самцов. А вот самочки, с которыми мать не проводить подобных уроков, так и остаются "немыми".

Клюют все подряд
На первых порах цыпленок пробует клевать все предметы, попадающие в его поле зрения. Постепенно по личному цыплята начинают отличать съедобное от несъедобного и уже редко потом ошибаются

Птицы-одиночки взращивают более качественное потомство
Самки-одиночки гораздо лучше заботились о своих птенцах, чем те, которые имели партнера. В паре каждая из птиц прилагает меньше усилий для выведения и воспитания птенцов, стараясь "спихнуть" большую долю родительских забот на другого. В паре птицы больше заботятся о том, чтобы выжить самими и сохранить способность к выведению потомства и на следующий год.

Морские птицы могут не узнать своего птенца
Любопытна особенность крачек (правда, она свойственна и некоторым другим морским птицам): они могут и не узнать собственного яйца или принять чужого птенца за своего. Однажды исследователи заменили яйцо одной белой крачки округлым кусочком коралла. И что же? Крачка пыталась его высиживать!