Эти удивительные умные птицы | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Эти удивительные умные птицы

Как измерить коэффициент умственного развития птиц
Канадский учёный из университета Макгилла (McGill University) Луи Лефебвр (Louis Lefebvre) исследовал изобретательность, которую птицы проявляют для добычи пищи. Самыми интеллектуальными в этом отношении можно считать ворон и соек — они своего рода компьютеры в птичьем мире. На втором месте соколы. Способности цапель и дятлов также были оценены весьма высоко. Например, во время войны в Зимбабве солдаты и орнитологи наблюдали, как стервятники, сидящие на заборе из колючей проволоки рядом, поджидали, пока газели и другие травоядные животные забредут на минное поле, подорвутся и станут лёгкой добычей. Лефебвр также отметил, что пернатые с высоким коэффициентом умственного развития — те же вороны — как правило, заслуживают меньше симпатий у публики по сравнению, скажем, с певчими птицами, которых новаторами назвать очень сложно. Кстати, зоологи из Оксфорда уже однажды заметили, что вороны могут быть умнее шимпанзе.
Дрессировка птиц
Благодаря тому, что у многих птиц условные рефлексы вырабатываются легко и быстро, их можно дрессировать. Хорошо поддаются дрессировке вороны, грачи, скворцы. Наиболее известны дрессированные попугаи, которых можно научить повторять отдельные слова или даже небольшие фразы. Конечно, говорящие птицы не вкладывают в свою речь никакого смысла. Их действия и в этом случае надо рассматривать как условный рефлекс.

Умение обслужить себя во время еды

Извлекают насекомых иглой
Дятловый древесный вьюрок (Catospiza pallida) с островов Галапагос «на глаз» подбирает иглу от кактуса, чтобы извлечь ею насекомое из полости в древесине.

Не любят черствый хлеб
Вороны всегда размачивают хлеб в луже перед употреблением.

В Англии известны случаи, когда вороны "дежурили" на спинах свиней, справедливо полагая, что мыши, суетящиеся в подстилке хлева, вовсе не обращают внимания на хрюшек. Прыжок со спины вниз - и вот уже мышь с последними писками бьется в клюве.

Некоторые птицы, в частности большая синица (Parus major), сразу же начинают подтягивать к себе за нитку подвешенный на ней корм. В России синицы клюют масло, сало и другие предметы, вывешенные за окна на мороз. В 1960-ые годы в городах Европы синицы научились снимать крышки с молочных бутылок и выклевывать сливки. Другие виды также для добывания корма используют орудия.

Обыкновенный стервятник (Neophron percnopterus) из Африки берет в клюв крупный камень и сбрасывает его на яйцо африканского страуса.

Столичные вороны катаются с золотых горок

Не первый год столичным орнитологам не удается прогнать с позолоченных куполов московских церквей резвящихся ворон. С наступлением весны у этих птиц пробуждается желание использовать "блестящие вершины" в качестве... горок для катания. Вороны съезжают вниз по куполу на брюхе, а в конце для страховки притормаживают своими коготками, сдирая позолоту с крыш. То, что вороны катаются по куполам церквей, - нормальное явление. Вороны любят все блестящее, а тут гигантское блестящее пространство! Стащить его все равно не под силу, вот они и катаются. Нередко устраивают вороний хоккейный матч на замерзших водоемах.

Прячет ли страус голову в песок?

Нет. Когда чувствует опасность, то ложится на землю, вытягивает шею и внимательно наблюдает. Но как только опасность приближается, то вскакивает и убегает.

Самые осторожные

Зоологи провели эксперимент, целью которого было выяснение степени осторожности домашних животных при переходе улицы. Оказалось, что самым осторожным является гусь, он почти никогда не гибнет под колесами автомобилей. На 2-м месте по осторожности оказалась свинья. За ней следуют кошка, курица и собака.

Перелетный северный гусь - очень осторожная и умная птица: тысячная стая садится на середину большого водоёма, и близко к себе не подпускает. Если гуси чуют опасность, взлетают вертикально вверх и улетают.

Ворона - единственная птица, которая умеет правильно рассчитать свой полет и поэтому никогда, в отличие от голубей, не попадает под машину.

Скворец вместо телефона

Датские птицы своими криками начали подражать звонкам мобильных телефонов. Особенно преуспели в этом скворцы, которых считают очень сообразительными птицами. Один из сотрудников телекоммуникационной компании Strand Consult из Копенгагена назвал птицу, живущую в его саду, Nokia, потому что она очень ловко передразнивает телефон упомянутой марки.

В Нью-Йорке живет попугай-телепат, который знает 950 слов

6-летний африканский попугай жако Нкиси не только запоминает слова, но и умеет спрягать глаголы в настоящем, прошлом и будущем времени. В его словарном запасе 950 слов, он спрягает глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, обладает чувством юмора и, возможно, телепатическими способностями. Нкиси узнает людей, которых видел на фото. Однажды он увидел на фотографии известного приматолога Джейн Гудел, которая была сфотографирована с обезьяной. Когда спустя некоторое время Гудел пришла посмотреть на необычного попугая, он у нее спросил: "У тебя есть шимпанзе?" Когда Нкиси и его хозяин находились в разных комнатах, попугай смог описать содержание фотографий, которые рассматривал хозяин. Масла, которые использует его хозяин - нью-йоркский актер, попугай называет "медицинскими препаратами с приятным запахом".

Умные родители

Определяют температуру
Самец сорной курицы с поразительно точностью определяет температуру внутри гнезда-инкубатора. Для этого он погружает в песок открытый клюв. Нужная температура достигается то досыпанием, то разгребанием песка над инкубатором.

Гнездо в рейсовом автобусе
Тюменский водитель Ильгиз Саттаров обнаружил гнездо трясогузки под капотом своего автобуса. Сообразительная птица смекнула, что в недрах автомобиля ее потомству будет тепло и уютно, буквально за одну ночь свила гнездо и отложила в него семь яиц. Ветеринары гнездо посоветовали не трогать и в другое место не переносить. Саттаров продолжил выезжать на линию и развозить людей, как и раньше – только машину стал водить осторожнее, чтоб не повредить хрупкий груз. Что же касается мамы будущих птенцов, то она в течение дня терпеливо ждет, когда вернется с рейса знакомый автобус. И, что любопытно, никогда не путает его с другими.

Мастерa самолечения

Птицы, содержащиеся в неволе, особенно крупные попугаи могут начать ощипывать сами себя, когда на них паразитируют пухоеды, пероеды, чесоточные клещи, когда на их коже и перьях поселяются грибки.

Ставит клизму
Чибис (Vanellus)
– достаточно обыкновенная птица в наших краях. Особенностью чибиса является его умение ставить себе клизму, пользуясь при этом длинным клювом, в который набирается порция воды.

Умные или глупые

Индейки, которых народная молва считает образцом глупости. Существует мнение, будто эти птицы настолько глупы, что в дождь стоят с задранными головами до тех пор, пока не захлебнутся. На самом деле, индейки задирают головы всего на несколько минут лишь по причине наследуемого нервного расстройства. Они довольно сообразительны, прекрасно понимают, что происходит вокруг них, обладают индивидуальностью и характером.

Ворона изготовила орудие труда

http://www.cis.usouthal.edu/share/Denton/CIS%20120/Resources/CrowProblemSolver_files/story.betty.ap.jpg Во время опыта вороне по кличке Бетти было предложено достать пищу из узкой банки. Для этого рядом положили прямой кусок проволоки и проволочный крюк. Другая ворона, также участвовавшая в эксперименте, сразу взяла изогнутый кусок проволоки, и Бетти достался только прямой. Тогда она отлетела в дальний угол клетки и изогнула проволоку таким образом, что у нее также получился крючок, которым она достала пищу.

Воробьям не грозит душевное расстройство

Каждую весну и осень десятки тысяч белоголовых воробььев (Zonotrichia leucophrys gambelii) воробьев совершают тысячекилометровый перелет между Аляской и южной Калифорнией. Они летят ночью и кормятся днем, позволяя себе лишь трехчасовой сон.

Плененные воробьи теряли покой в тот период, когда в обычных условиях они бы совершали перелет. Они спали только треть от обычного времени, но тем не менее не хуже других воробьев справлялись с заданиями на память и обучение – правильно нажимали на кнопочки в определенной последовательности, чтобы получить лакомство. Требования к количеству сна подчиняются иерархии биологических последовательностей, а не фиксированы. Когда на первый план выступают такие цели, как перелет, сон становится менее важен. Более того, как показало исследование мозговой активности, во время перелета птицы быстрее, чем обычно, переходили в фазу быстрого сна.

Птицы понимают язык животных

Существуют данные о взаимодействии птиц-носорогов и обезьян Дианы. Оказалось, что птицы могут отличать сигналы тревоги, подаваемые обезьянами своим сородичам при приближении хищников, и не реагируют на другие обезьяньи крики, которые не содержат "указания" на какую-либо опасность. Обезьяны Дианы – очень чуткие и внимательные "сторожа", так что подобная кооперация выгодна для птиц.

Утки уничтожают вредителей на рисовых полях

В Китае каждое утро на охоту выходят стаи уток. Они борются не только с насекомыми, но еще и с мелкими змеями и ящерицами.

Хранители

Известно, что корм запасают вороны, синицы. Среди них можно считать рекордсменом ореховку американскую (Nucifraga columbiana)– светло-серую птицу с черными крыльями и длинным клювом, обитающую на западе Северной Америки, которая на зиму запасает 22 000 – 33 000 семян, используя при этом 2 500 тайников. Две трети своего запаса птица съедает в течение 13 месяцев.
Исследование Balda показало, что ореховки из Сан-Франциско могут переносить свои семена на расстояние 25 км, чтобы спрятать их в горах выше линии леса.  В том случае, если семена из тайников пропадали, птицы обновляли запасы, но уже в других местах. Когда аналогичный эксперимент был проведен с человеком, то через месяц он мог найти только половину спрятанных семян.

Установлено, что при отыскивании семян птицы руководствуются не столько расположением визуальных объектов, а чутьем. Среди птиц находятся отдельные особи (так называемые криминальные объекты), которые выкапывают семена, заложенные на хранение другими птицами.

Некоторые виды раскапывают свои тайники уже через несколько часов, другие находят только половину семян – таланты развиваются в зависимости от условий среды обитания.

Попугай с необыкновенными способностями

6-летний африканский попугай - серая птица с красным хвостом - Нкиси был привезен из Африки и принадлежит нью-йоркскому артисту. В его словарном запасе 950 слов, он спрягает глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, обладает чувством юмора и, возможно, телепатическими способностями. Нкиси удается правильно использовать слова в соответствии с контекстом, запоминать, узнавать и давать определения новым понятиям. Масла, которые ее хозяин использует в целях ароматерапии, в ее интерпретации становятся "медицинскими препаратами с приятным запахом".

Попугай также узнает людей и предметы по их фотографиям. Однажды он увидел на фотографии известного приматолога Джейн Гудел, которая была сфотографирована с обезьяной. Когда спустя некоторое время Гудел пришла посмотреть на необычного попугая, он у нее спросил: "У тебя есть шимпанзе?" Когда Нкиси и его хозяин находились в разных комнатах, попугай смог описать содержание фотографий, которые рассматривал хозяин.

Его способности к коммуникации настолько необычны, что эксперты сочли необходимым по-новому оценить значение общения между людьми и животными.

Птицы умнее, чем считалось раньше

Млекопитающие обладают сложным строением мозга: они имеют неокортекс, где расположены центры, ответственные за обучение навыкам, а также подкорковые узлы –

До сих пор считалось, что у птиц существует лишь подкорковые узлы мозга - глубинные структуры, отвечающие за инстинкты. Недавно нейробиологи призвали изменить точку зрения на строение мозга птиц. Они  заслуживают более высокого места в интеллектуальной иерархии. Певчие птицы способны запоминать до 2 тысяч различных мелодий. Голубая сойка помнит события, которые происходят в определенное время и в определенном месте, – раньше считалось, что на это способны только люди.
Африканские серые попугаи способны правильно использовать слова и цифры в разговорах с людьми. Голуби могут запоминать вплоть до 725 различных зрительных образов, отличать искусственные предметы от натуральных и, самое удивительное, могут отличить Пикассо от Моне, и кубизм от импрессионизма!

Глупый, как баклан

Урилы — нечто вроде бакланов Phalacrocorax или корморанов. На Камчатке водится только один вид этих птиц: они совершенно черные, имеют длинную, как у цапли, шею, маленькую голову и клюв, как у нырка или крохаля. Величиною они с крупную мартовскую утку; ноги их расположены близко к заднему проходу, как у гагар, или Colymbis, и совершенно черные. Летает он очень проворно, но тяжеловесно. Это очень глупая птица, в море нередко залетающая на корабли и на людей. Ночью эти птицы стоят на крутых утесах, вытянувшись в ряд, подобно банкам с лекарствами на аптечных полках, образуя множество шеренг, причем они выпрямляются, как люди; они держатся на самых краях утесов, на пространстве шириною в три пальца, опираются туловищем о скалу и нередко во сне скатываются вниз, становясь добычею поджидающих их среди скал и у пролива песцов.

Бакланов ловят руками

Ительмены под вечер ловят урилов забавным способом: к шесту прикрепляется сделанная из конского волоса или бечевки петля, с этим прибором человек влезает на скалу и сверху накидывает птице петлю на голову, хотя птица и видит это. Остальные птицы спокойно глядят на это, причем та, на голову которой накидывают петлю, долго вертит головою во все стороны и не поддается; однако она не настолько умна, чтобы улететь; таким образом, ее в конце концов все же хватают. Затем то же самое повторяется со второю и со всеми прочими, так что с течением времени можно обобрать целую скалу. Иногда у этих птиц зобы настолько полны рыбою, что им совершенно невозможно взлететь; тогда их хватают просто руками.

Залезают под одежду

Частиков стариков ловят смешным способом, а именно: человек, одетый в камчатскую кухлянку, то есть плащевидное платье, садится на берегу под каким-нибудь утесом и сидит там неподвижно, тогда птицы кучами залезают под полы его кухлянки, чтобы там переночевать, после этого охотник хватает их одну за другою.