Эти удивительные современные птицы | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Эти удивительные современные птицы

Сколько на свете птиц
Согласно предположениям орнитологов, в мире существует около 100 млрд. особей птиц примерно 8600, а по другим сведениям - приблизительно 9000 видов. Особенно разнообразны виды птиц в тропических лесах.

Самые малочисленные

Численность особей одного вида может составлять несколько десятков или сотен, например у находящегося на грани вымирания американского журавля (Grus americana). Сейчас общая численность американского журавля уже превышает 300 птиц В прошлом веке американский журавль населял весь Североамериканский континент, от лесов Канады до Мексиканского залива. Но к первой трети XX в. под влиянием антропогенной трансформации ландшафтов и неумеренной охоты из своего былого ареала он исчез. Лишь небольшая группа птиц в количестве 10—12 пар сохранилась в труднодоступных лесах Северо-Западной Канады, в национальном парке Вуд-Буффало.

Белоспинные альбатросы также чрезвычайно редки. Сейчас в мире их осталось не более 200. Численность этих обитателей моря продолжает сокращаться - разорение хотя бы одного гнезда, гибель хотя бы одной птицы от случайного выстрела наносит непоправимый ущерб популяции.

Белоспинный альбатрос не всегда был большой редкостью - например, в середине ХIХ века на острове Торисима в Восточно-Китайском море обитало более 100 тысяч птиц. На южных островах этого моря и находились основные места гнездования альбатроса. Но в конце прошлого века в Японии была организована фабричная заготовка перьев и пуха этих птиц. Всего за шесть лет - с 1887 по 1903 год - истребили около 5 миллионов альбатросов. Уничтожение птиц продолжалось и в двадцатом веке, и к 1940 году на острове Торисима осталось всего несколько пар альбатросов. К 1978 году на острове гнездилось всего около 40 пар альбатросов.

Самый многочисленный вид

Численность особей одного вида может доходить до многих миллионов, как у качурки Вильсона (Oceanites oceanicus) , океанической птицы, она, может считаться чемпионом по численности среди диких пернатых. Это небольшая, размером с ласточку птица, длина ее тела 15-19 см, размах ее крыльев - 40 см. Другое ее название – океанник Вильсона).

Самая крупная современная птица

... это афрриканский страус (Struthio camelus). Взрослый самец достигает веса 75 кг. Из них самым крупным считается самец североафриканского подвида, который достигает высоты 2,74 м. Голова и шея у него длиной 1,4 м. Разумеется, такие рекорды встречаются лишь среди отдельных экземпляров. В средней страусы этого вида достигают в высоту порядка 2 метров.

Насиживает самец
Насиживание яиц у страуса (Struthio) занимается самец. Несколько самок сносят яйца ему буквально под клюв, и самец закатывает их в гнездо. Интересно, что в Северной Африке в гнезде бывает от 15 до 20 яиц, в Южной Америке – до 30, а в районах Восточной Африки – до 50-60.

Самый большой размах крыльев

Самый большой размах крыльев у странствующего альбатроса Diomedea exulans, который живет в южных океанах. Он оказался 2,54 – 3,51 м, но рекорд значительно выше. У одного старого альбатроса размах крыльев составлял 3,63 м.

Cамое лучшее зрение

Орлы имеют из всех живых существ. Они способны разглядеть зайца с высоты 3 км.

Гоацин – птица с когтями на крыльях

Амазонский гоацин (Opisthocomus hoatzm) внешне напоминает обыкновенного фазана, с желтоватым хохолком, с оливковым оперением на спине и блекло-красным на животе. У молодого гоацина на передних пальцах крыльев имеются хорошо развитые когти, свидетельствующие о древнем происхождении. Когда птенцы гоацина, ловко орудуя своими когтистыми крыльями, продираются сквозь ветки, ползают по земле или ныряют за головастиками, они становятся похожими на настоящих маленьких рептилий. Глядя на них, невольно вспоминается образ величественного археоптерикса, птицы-рептилии времен юрского периода. У гоацина сохранились и другие важные архаические признаки: он не кричит, как птица, а квакает, точно лягушка, и издает сильный мускульный запах, подобно крокодилам и некоторым видам черепах.

Самая тяжелая

Из современных летающих птиц – самая тяжелая - дрофа (Otis). Ее вес достигает 20 кг. Вес африканской большой дрофы (Ardeotis kori), обитающей в Северо-Восточной и Южной Африке, а также птицы дудак (Otis tarda), обитающий в Европе и Азии, также достойны упоминания. Описаны дрофы весом 19 кг и дудаки весом 18 кг, хотя есть и неподтвержденные сведения о самце дудака весом 21 кг, подстреленном в Маньчжурии, который был слишком тяжел, чтобы летать.

Самая крупная

...современная летающая птица – андский кондор (Vultur gryphus), относящийся к подотряду американских грифов. Самцы в среднем весят 9-12 кг при размахе крыльев 3 м и более (до 5 м). Самец калифорнийского кондора (Gymnogyps califomianus), чучело которого хранится в Калифорнийской академии наук в Лос-Анджелесе, США, как утверждают, весил при жизни 14,1 кг. Обитает кондор в американских Кордильерах. Питается кондор падалью.

Самыми высокими из летающих птиц являются журавли, а также болотные птицы отряда Gruidae. Рост некоторых из них достигает почти 2 м.

Самые маленькие

Самцы колибри-пчелки (Mellisuga helenae), обитающей на Кубе и на о. Пинос, весят 1,6 г, а их длина равна 5,7 см. Половину длины составляют хвост и клюв. Самки несколько крупнее. Колибри (Trochilidae) – это не только тропические птицы. Они доходят в своем распространении на севере до Аляски и на юге – до Огненной Земли. Еще одна самая маленькая птичка - это птичка с англ.назв. Little Woodstar, его латинское название Acestrura bombus, который живет в Эквадоре и на севере Перу. Эксперты считают, что вторая птичка еще меньше.

Самые мелкие среди хищных птиц

Microhierax fringillarius http://free.pages.at/falkenwelt/Black_Thight_Falconet.jpg ...черноногий сокол-крошка (Microhierax fringillarius) из Юго-Восточной Азии и белогрудый сорокопут (М. latifrons) из северо-западной части о. Борнео. Средняя длина тела у обоих видов составляет 14-15 см, включая хвост длиной 5 см, а вес около 35 г.

Самцы альбатроса способны облетать земной шар

… преодолевая дистанцию в 14 тыс. миль всего за 46 дней. На острове Берд в штате Южная Джорджия, где размножается сероголовый альбатрос, были пойманы несколько птиц, к лапкам которых прикрепили к их лапкам особые устройства - геолокаторы. С их помощью ученые установили, что с побережья Южной Джорджии птицы отправились на юго-восток Индийского океана, где идет ловля тунца. Более половины особей затем предприняли любопытное кругосветное путешествие – самые быстрые проделали его всего за 46 дней. Ученые были удивлены, обнаружив, что альбатросы улетают так далеко и так долго остаются в открытом море. Вокруг света облетели 12 птиц, причем три альбатроса – дважды.

Самая длинная миграция

… относительно массы тела птицы у длинного рыжего колибри (англ.назв. Long Rufous Humingbird) Selasphorus rufus. Птичка длиной 10 см пролетает путь с Аляски в Мексику и обратно - 10 000 км.

Территория

…которая включает кормовой участок, должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить пищей как гнездящуюся пару, так и ее птенцов. У крупной птицы, например белоголового орлана, она занимает площадь порядка 2,6 км2, а у певчей зонотрихии бывает не больше 0,4 га. У видов, гнездящихся плотными колониями, размер территории должен быть достаточным для того, чтобы соседние пары не могли дотянуться друг до друга клювами. На 1 кв. м может гнездиться 10-15 пар кайры (Uraria).

Ядовитая птица

В Новой Гвинее обнаружена маленькая ядовитая птица – синеголовая ифрита ковальди, в ее организме обнаружены те же ядовитые вещества, с помощью которых защищаются от хищников южноамериканские древесные лягушки. Жители Новой Гвинеи не охотятся на этих птиц – более того, на их убийство наложено табу. Если хищник все же попытается съесть ифриту, то ему обеспечено жжение во рту, а также раздражение верхних дыхательных путей. Наибольшая концентрация яда обнаружена на груди и ногах птиц.

Такие же токсины содержатся в коже птицы питоуи- Pitohui, которая водится также в Новой Гвинее. Три вида с англ.назв. Hooded Pitohui (латинское назв.Pitohui dichrous), Rusty Pitohui (P. ferrugineus) и Variable Pitohui (P. kirhocephalus). Первый вид Hooded Pitohui – обладает самым сильным ядом, смертельным для человека. Ядовитым являются кожа и перья этих птиц, в которых содержится токсин homobatrachotoxin, который вырабатывают лягушки-древолазы, называемые Poison Arrow Frogs.

Откуда берутся токсины для ядовитых птиц

Яд, которым обладают некоторые разновидности лягушек и птиц, попадает в их организм вместе с токсинами, употребляемых в пищу. На это указывает факт, что в неволе эти существа не вырабатывали достаточное количество яда. Яды называются батрахотоксинами (batrachotoxins — BTXs). В Новой Гвинее был обнаружен жук, который носит в себе довольно много химиката. Местные жители хорошо знают это насекомое, которое называют Choresine — контакт с ним вызывает покалывание и временную нечувствительность кожи. Исследователи собрали около 400 жуков и идентифицировали в них множество видов BTXs, причём некоторые из них ранее не были известны. Поскольку птицы Новой Гвинеи питаются насекомыми, в том числе — жуками, учёные решили, что Choresine — прямой источник токсинов для "ядовитых" птиц.
Кроме того, близкие родственники жука часто встречаются в тропических лесах Колумбии и могут, таким образом, служить пищей местным птицам.

Особенно часто поют птицы
…при установлении гнездовой территории, реже – после вылупления птенцов и обычно прекращают петь, когда молодые становятся самостоятельными и территориальное поведение угасает. В пик сезона размножения одна зонотрихия пела 2305 раз в день. Некоторые оседлые птицы поют круглый год.

При встрече прижимаются клювами
Гагарки Aethia cristatella
живут на Аляске колониями до 100 тысяч особей. При встрече птицы прижимаются клювами друг к другу к шеям – здесь перья пахнут сильнее всего. Пахучие перья или вату, пропитанную теми же соединениями, птицы предпочитают другим смесям и непахучим субстанциям.

Ходят, лазают, прыгают повадку прыгать с ветки на ветку, свойственную большинству пернатых. В то же время некоторые птицы, например дятлы и пищухи, приобрели способность лазать по вертикальным стволам деревьев, используя свой хвост в качестве опоры. Например, странствующий дрозд может и прыгать, и двигаться шагом, в то время как скворец в норме только шагает.  С другой стороны, стрижи не способны ни прыгать, ни бегать и используют свои слабые ноги только для цепляния за вертикальные поверхности.

Самый быстрый бегун
Самой быстрой нелетающей птицей признан африканский страус, который, несмотря на большую массу, может в случае необходимости развивать скорость до 72 км/ч.

Птицы-пираты

Fregetta

Некоторые виды отбирают корм у других пернатых. Отъявленными пиратами считаются фрегаты и поморники, которые нападают на других морских птиц, вынуждая их бросить добычу.

Чуют запах рыбы
Экспериментально доказано, что, например, большие морские птицы глупыши и буревестники чувствуют запах рыбы за три километра. А вот альбатросы чувствуют запах приманки (кусок сала) аж за тридцать километров! Но морские птицы - не единственные представители пернатых, обладающих такими необычно чувствительными носами.

Цветовое зрение птиц

Птицы наслаждаются разнообразием красок планеты. У них цветное зрение – большая редкость в мире животных. Исключение составляют совы и другие ночные птицы. Для них все серо.

Удивительные повадки

Ванна из муравьев
Некоторые птицы борются с наружными паразитами путем «муравления». При пассивном способе птица садится на гнездо муравьев и позволяет им ползать между перьями. При активном муравлении особь хватает их клювом и натирает ими оперение. Вероятно, муравьиная кислота из раздавленных насекомых действует подобно инсектициду, избавляющему покровы от пухоедов и клещей.

Птицы-попрошайки
Привыкать к легкой жизни начали пернатые обитатели Москвы. Так же, как и воробьи, выпрашивать корм у людей научились скворцы Sturnidae. Недостатка в еде у них нет: червячков и семян даже в черте Москвы вполне хватает. Это поведение объясняется способностью воробьинообразных птиц брать пример друг у друга. Сейчас откровеннее и чаще всего новую привычку скворцы демонстрируют на железнодорожных платформах.

Межвидовая иерархия

В смешанных стаях синиц все большие синицы рангом выше лазоревок, а лазоревки – черноголовых гаичек.

Куры слушают лидеров

Кур научили нажимать клювом на кнопку, чтобы получить вкусную пищу, а затем подсадила к ним "учеников". Выяснилось, что курицы-ученики намного лучше выполняют поставленную перед ними задачу, если перед этим ее выполнит кто-то другой, Они намного лучше усваивают урок, наблюдая за курами-лидерами, а не за теми птицами, которые стоят внизу их неофициальной иерархии".

Петух курице не указчик
Куры почти не обращают внимание на то, что делают петухи, и фактически ничему у них не учатся, по крайней мере добыванию пищи.

Самые морозостойкие

Меньше всего боятся холода утки и гуси (Anser cinereus),. Они выдерживают температуры до -110оС, тогда как белые медведи и тюлени – только до -80оС.

Самые осторожные
Зоологи провели эксперимент, целью которого было выяснение степени осторожности домашних животных при переходе улицы. Оказалось, что самым осторожным является гусь, он почти никогда не гибнет под колесами автомобилей. На 2-м месте по осторожности оказалась свинья. За ней следуют кошка, курица и собака.

Ставит клизму
Чибис (Vanellus)
– достаточно обыкновенная птица в наших краях. Особенностью чибиса является его умение ставить себе клизму, пользуясь при этом длинным клювом, в который набирается порция воды.

Птицы-долгожители

Продолжительность жизни.
В идеальных условиях многие виды, особенно крупные, живут очень долго. Например, некоторые орлы, грифы и попугаи в неволе достигали возраста 50–70 лет. Однако в природе птичий век гораздо короче. Согласно данным, полученным путем кольцевания, крупные пернатые потенциально живут дольше мелких. Максимальный зарегистрированный возраст для некоторых птиц в природе следующий: чайки и кулики – 36 лет, крачки – 27 лет, ястреба – 26 лет, гагары – 24 года, утки, гуси и лебеди – 23 года, стрижи – 21 год и дятлы – 12 лет. Вероятно, хищники вроде кондоров и орлов, а также крупные альбатросы живут дольше.

Фламинго и пингвины

Существует более 450 видов животных, в среде которых наблюдали образование гомосексуальных пар – среди них медведи гризли, фламинго, лосось и пингвины.

Самая старая из диких птиц

Максимальный возраст для птиц, живущих на воле, равен 45 годам. В 1951 г. на о. Айнхоллоу, Оркнейские о-ва, Великобритания, был окольцован глупыш (Fulmarus glacialis), которого с тех пор видели там ежегодно.

Курица с рогом носорога

У нового вида боливийского гокко (Pauxi umicornis), представителя куриных семейства древесных кур, у него на лбу выделяется костный нарост, напоминающий рог носорога.

Живут на большой высоте

Некоторые  виды грифов живут на высоте 18 000 м (36 900 футов).

Первые 2-3 года стрижи летают, не садясь на землю.

Кормятся и пьют воду они на лету. По достижении 2-3-летнего возраста они становятся половозрелыми и могут садиться на поверхность.

Курицы используют 24 возгласа

Курицы используют 24 возгласа разных модуляций для общения друг с другом, включая отдельные тревожные крики, в зависимости от того, какой из хищников им угрожает.

Цыплячий футбол

Если в распоряжении индюшат и цыплят есть какой-нибудь округлый предмет, вроде дыни, они начинают развлекаться тем, что буцают его – очень похоже, что птицы играют в футбол.

Как измерить коэффициент умственного развития птиц

Канадский учёный из университета Макгилла (McGill University) Луи Лефебвр (Louis Lefebvre) исследовал изобретательность, которую птицы проявляют для добычи пищи. Самыми интеллектуальными в этом отношении можно считать ворон и соек — они своего рода компьютеры в птичьем мире. На втором месте соколы. Способности цапель и дятлов также были оценены весьма высоко. Например, во время войны в Зимбабве солдаты и орнитологи наблюдали, как стервятники, сидящие на заборе из колючей проволоки рядом, поджидали, пока газели и другие травоядные животные забредут на минное поле, подорвутся и станут лёгкой добычей. Лефебвр также отметил, что пернатые с высоким коэффициентом умственного развития — те же вороны — как правило, заслуживают меньше симпатий у публики по сравнению, скажем, с певчими птицами, которых новаторами назвать очень сложно. Кстати, зоологи из Оксфорда уже однажды заметили, что вороны могут быть умнее шимпанзе.

Самые старые птицы

Сибирский белый журавль (Crus leucogeranus) по кличке Вулф, содержавшийся в Международном фонде охраны журавлей, расположенном в Барабу, шт. Висконсин, США, дожил, как сообщают, до 82 лет. Птица погибла в конце 1988 г. после того, как, отгоняя посетителя, сломала клюв.
Cacatua galerita http://www.koelle-zoo.de/archiv/vogel/papageien/images/g-cacatua-galerita-triton.jpg

Кроме страусов, которые иногда доживают до 75 лет, на протяжении 50 лет приносящих потомство, долгожителем среди домашних птиц является гусь (Ansera domesticus), доживающий обычно до 25 лет. В 1976 г. умер гусак по кличке Джордж, доживший до 49 лет и 8 мес.

Свыше 80 лет прожил самец большого желтохохлого какаду (Cacatua galerita) по кличке Коки, умерший в Лондонском зоопарке в 1982 г. Это максимальный возраст среди птиц, установленный с абсолютной достоверностью.

Самый старый пингвин
Это пингвин Гинкиши из Японии, который умер от старости в возрасте почти 40 лет. В пересчете на человеческие показатели возраст пингвина-долгожителя составлял около 140-150 лет.

Святой покровитель птиц
12 ноября, согласно православному календарю, на Руси праздновали день Зиновия-синичника, отмечая прилет первых зимних птиц.

Попугаи не выносят одиночества

Попугаи не выносят одиночества. Находя себе партнера один раз на всю жизнь, они живут большими социальными группами, иногда состоящими из нескольких видов птиц.

Гуси

Гуси образуют "супружескую пару" раз и навсегда. Они долго переживают потерю «супруга». Если один из «супругов» убит, оставшийся может горевать всю жизнь и больше пару не образует.

Судьба 43% видов птиц в Европе находится под угрозой

Из-за климатических изменений и активного освоения человеком сельскохозяйственных угодий судьба 43% видов птиц в Европе находится под угрозой. В общей сложности 226 видов птиц, находящихся под угрозой гибели. Популяция многих из них неизменно снижается с 70-х - 80-х годов. прошлого столетия.Многие виды птиц, такие как домовый воробей, скворец, пеночка-трещотка исчезают уже сейчас катастрофически быстрыми темпами.