Эти удивительные ящерицы | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Эти удивительные ящерицы

Известно около 3800 современных видов ящериц, которые объединен в 20 семейств. Это, как правило, небольшие животные с хорошо развитыми конечностями, ближайшие родственники змей. Ящерицы и змеи образуют отряд чешуйчатых – Squamata. Семейство Настоящие ящерицы – одно из самых крупных.

Ящерицы широко распространены по всему миру
 Они встречаются почти на всех материках от южной оконечности других материков до юга Канады в Северной Америке и до Северного полярного круга в той части Европы, где климат смягчается теплыми океаническими течениями. Ящерицы водятся от отметок ниже уровня моря, например в Долине Смерти в Калифорнии, до 5500 м над уровнем моря в Гималаях. Отсутствуют в Антарктиде.

В меловом периоде жили бронтозавры

...эти динозавры, длиной 22 м,  высотой - 5м обитали в Северной Америке; они были травоядными.

Самая древняя ископаемая ящерица

И самая древняя ископаемая рептилия – это ящерица, названная ящерицей Лиззи, которая была найдена в Шотландии Стеном Вудом в марте 1988 г. Согласно оценкам, эта рептилия, длина которой равна 20,3 см, жила примерно 340 млн. лет назад, т.е. она на 40 млн. лет старше рептилий, обнаруженных раньше.

Мегалании и мозозавры
Одни из древнейших ископаемых остатков ящериц датируются поздним юрским периодом (160 млн. лет назад). Некоторые вымершие их виды отличались огромными размерами. Предполагают, что Megalania, которая обитала в Австралии в плейстоцене (ок. 1 млн. лет назад), достигала в длину около 6 м; а самый крупный из мозазавров (ископаемое семейство длинных, стройных рыбоподобных водных ящериц, родственных варанам) – 11,5 м. Мозазавры населяли прибрежные морские воды различных частей планеты ок. 85 млн. лет назад.

Живое ископаемое

Ближайший современный родственник ящериц и змей – довольно крупная гаттерия, или туатара (Sphenodon punctatus), из Новой Зеландии. Это самое крупное клювоголовое пресмыкающееся, похожее на ящерицу, - развивается из яйца в течение 12-15 месяцев, а половой зрелости достигает к 29 годам. Наиболее активна гаттерия ночью, когда температура воздуха падает до 7-4оС, что необычно для рептилий. ъ

Частота дыхания меньше
Многие рептилии живут в очень сухих местах, так что сохранение воды в теле для них крайне важно. Ящерицы и змеи сохраняют воду лучше всех, но вовсе не благодаря чешуйчатой коже. Через кожу они теряют почти столько же влаги, сколько птицы и млекопитающие. В то время как у млекопитающих высокая частота дыхания приводит к большому испарению с поверхности легких, у рептилий частота дыхания намного меньше, и соответственно, через ткани легких потери воды минимальны.

Цветовое зрение ящериц

Ящерицы наслаждаются разнообразием красок планеты. У них цветное зрение – большая редкость в мире животных.

Верхний предел слуха

у ящерицы 10 000 Гц

Способность менять окраску

Фоновая окраска спины и боков большинства ящериц зеленая, бурая, серая или черная, часто с узором в виде продольных и поперечных полос или пятен. Многие виды способны изменять окраску или ее яркость за счет дисперсии и агрегации пигмента в особых клетках кожи, называемых меланофорами.

Светящиеся гекконы (Cyrtodactilus madarensis) водятся в Южной Америке.

Абсолютно слепой хамелеон по-прежнему может принимать цвет окружающей его среды.

Игуана может находиться под водой 28 минут.

Что заставляет ящериц жить сообществами?

Исследователи выявили основную организующую силу, способствующую образованию сообществ карибских ящериц. Они исследовали группу из 11 видов ящериц рода Анолис (Anolis). Ожидалось найти близкородственные виды, делящие одну и ту же нишу, однако оказалось, что вместо этого ящерицы перемещались в другие ниши, чтобы избежать конфликтов за одни и те же ресурсы с другими видами. Определяющими в формировании сообщества стали жесткая конкуренция между видами и их неродственность друг другу.

Ходят по вертикали
У многих лазающих форм, например анолисов, гекконов и некоторых сцинков, нижняя поверхность пальцев расширена в подушечку, покрытую щетинками – разветвленными волосовидными выростами наружного слоя кожи. Эти щетинки зацепляются за малейшие неровности субстрата, что позволяет животному перемещаться по вертикальной поверхности и даже вверх ногами.

Длина и масса некоторых ящериц:

ящерица агама – 1м
гигантский индонезийский варан – 3 м, масса 150 кг.

Осторожность

Прыткая ящерицаLacerta agilis очень осторожна и при любом подозрительном шорохе (слышат ящерицы хорошо) устремляется в свою норку. Если почему-либо не удастся, может залезть на дерево, а в крайнем случае пожертвует хвостом.

Химические рецепторы
Ящерицы могут определять химический состав веществ, попавших в рот и, что важнее, находящихся в воздухе и попавших на их высунутый язык. Его кончик подносится к якобсонову органу, животное «дегустирует» воздух (например, на близость добычи или опасности) и соответствующим образом реагирует.

Двухвостые ящерицы
Если хвост у ящерицы отламывается не полностью и старый остается, рядом с ним вырастает новый. Явление в природе достаточно необычное, тем не менее, двухвостые ящерицы встречаются не так уж редко.

Имеют зубы

http://web.quick.cz/mkorinek/terarium/zvirata/agama_vodni.jpg Верхняя, и нижняя челюсти ящериц снабжены зубами, а у некоторых они находятся и на небных костях (крыше ротовой полости). На челюстях зубы держатся двумя способами: почти полностью срастаясь с костью, обычно по ее краю и не сменяясь, либо – непрочно прикрепляясь к внутренней стороне кости и регулярно сменяясь. Агамы, амфисбены и хамелеоны – единственные современные ящерицы с постоянными зубами.

Выбрасывает из глаз струйки крови

Техасская рогатая ящерица при возбуждении выбрасывает из уголков глаз струйки крови. Возможно, это форма защиты.

Аутотомия

Об "отрывающихся" хвостах ящериц, так называемой аутотомии, известно давно. В хвостовых позвонках ящериц как раз посредине этих позвонков имеются особые хрящевые прокладки. Сами же позвонки окружены специальными мышцами. При определенных обстоятельствах мышцы резко сокращаются и разламывают позвонки как раз по одной из этих прокладок. Но вот когда, при каких обстоятельствах происходит такое сокращение?

Одно время считали, что отбрасывает ящерица хвост при механическом натяжении: потянули - и хвост обламывается (или ящерица сама "отпускает" его). Но оказывается, дело не в механическом натяжении, а в болезненных ощущениях. Если ящерицу даже сильно, но осторожно, не причиняя ей боли, тянуть за хвост (а в лабораториях проделывали множество опытов, определяя "прочность" прикрепления хвоста) - он останется на месте. Но если ящерица почувствует хоть малейшую боль, мышцы вокруг позвонков сработают, и хвост отломится у всех у них. Хвосты восстанавливаются - вырастают новые, правда, немного покороче и несколько другого цвета (строение чешуек на новом хвосте иное).

Ящерица бегает по воде

Глаза у ящериц развиты по-разному

http://www.discoverlife.org/ ... в зависимости от вида – от больших и хорошо видящих у дневных форм до мелких, дегенеративных и закрытых чешуями у некоторых роющих ящериц. У большинства есть подвижное чешуйчатое веко (только нижнее). У некоторых ящериц среднего размера на нем находится прозрачное «окно». У ряда мелких видов оно занимает б льшую или всю площадь века, приросшего к верхнему краю глаза, так что тот постоянно закрыт, но видит как бы сквозь стекло. Такие «очки» свойственны большинству гекконов, многим сцинкам и некоторым другим ящерицам, взгляд которых в результате немигающий, как у змей. У ящериц с подвижным веком под ним находится тонкая мигательная перепонка, или третье веко. Это прозрачная пленка, которая может двигаться из стороны в сторону.

Черно-белое и цветное зрение

По-видимому, из рептилий только у ящериц хорошо развито зрение, так как многие из них охотиться на быстро двигающуюся добычу. Многие ящерицы ярко окрашены и выглядят особенно впечатляюще в период ухаживания. Поэтому способность к цветному зрению является существенной. У африканских агам яркую окраску имеет голова. А вот рептилии, ведущие ночной образ жизни, как например, гекконы, видят все черно-белым, но большинство других имеет хорошее цветное зрение

Третий глаз
Многие ящерицы сохранили свойственный предкам теменной «третий глаз», не способный воспринимать форму, но различающий свет и темноту. Полагают, что он чувствителен к ультрафиолетовому излучению и помогает регулировать время пребывания на солнце, а также другие формы поведения.

Безухие и ушастые

У большинства ящериц заметно отверстие неглубокого наружного слухового прохода, который заканчивается барабанной перепонкой. Эти рептилии воспринимают звуковые волны частотой от 400 до 1500 Гц. Некоторые группы ящериц слуховое отверстие утратили: оно либо закрыто чешуями, либо исчезло в результате сужения слухового прохода и барабанной перепонки. В общем эти «безухие» формы могут воспринимать звуки, но, как правило, хуже, чем «ушастые».

Кровеносные сосуды сжимаются и расширяются

Ящерица, обитающая в пустыне, поутру медленно выползает из ночного убежища, расположенного в норе или под камнем, чтобы прогреться под солнцем. Максимально подставив ему свое тело, животное поглощает тепловое излучение; оно также способно извлекать тепло из нагретых камней и горячего воздуха пустыни. В результате расширяются кровеносные сосуды, расположенные непосредственно под кожей, благодаря чему поглощенное тепло распространяется по всему телу, согревая мускулы и внутренние органы. Эти же самые кровеносные сосуды позже будут сжиматься и направлять кровь прочь от кожи, чтобы сохранить тепло, когда температура воздуха падает.

Способны расплющиваться

Некоторые ящерицы способны совершенно расплющиваться, чтобы увеличить поверхность поглощения тепла, некоторые с этой же целью могут изменять окраску и делаться более темными. Как только температура тела ящерицы становится достаточной для жизнедеятельности, животное приступает к поиску пищи (обычно это насекомые).

Добывают пищу в воде

Морские игуаны добывают пищу в воде, поэтому они хорошие пловцы, причем главную роль играет хвост. Эти существа могут оставаться под водой поразительно долго.

Cамая большая ящерица

Средняя длина самцов комодского варана (Varanus comodoensis), называемого также гигантским вараном и живущего в Индонезии, составляет 2,25 м, а масса примерно 159 кг. Обитает он на небольшом острове Комодо площадью всего 494 кв.км и нескольких прилегающих островах. Питается варан в основном свиньями, оленями, обезьянами и мелкой живностью. Самым крупным точно измеренным экземпляром был варан, выставленный в 1937 г. в зоопарке Сент-Луиса, шт. Миссури, США. Его длина была равна 3,10м, а масса - 166 кг.

Самая длинная ящерица

Тонкотелый варан Сальвадора, или кабарогойя (Varanus salvadorii), из Папуа-Новой Гвинеи, по данным точных измерений, достигает длины 4,75 м, но примерно 70% его общей длины приходится на хвост.

Когда хвост в четыре раза длиннее тела

Долгохвостки (Tachydromus) названы по длинному хвосту, змееобразные изгибы которого способствуют быстрому движению в густой траве. Стройные ящерицы также имеют очень длинные хвосты, у некоторых в четыре раза длиннее туловища.

Храбрая ящерица

Жемчужная, или украшенная, ящерица может достичь почти метровой длины, это немало для ящерицы. При опасности она не всегда удирает и в битвах с кошками и собаками нередко выходит победительницей. Впрочем, и человеку она может нанести довольно сильные царапины своими острыми когтями и крепкими челюстями. С человеком она вступает в сражение лишь в крайнем случае, обычно же при приближении людей она старается спрятаться в дупло, которое служит ей домом. Живет жемчужная ящерица на юге Европы и на северо-западе Африки.

Способы защиты от хищников

http://www.multiscope.com/hotspot/herptile/frilled.jpg ... включают морфологические адаптации и особые поведенческие приемы. Если приблизиться к некоторым ящерицам слишком близко, они принимают угрожающую позу. Например, австралийская плащеносная ящерица (Chlamydosaurus kingii) внезапно разевает пасть и поднимает широкий яркий воротник, образованный кожной складкой на шее. Очевидно, играет роль эффект неожиданности, отпугивающий врагов.

Окраска хамелеона

Окраска хамелеона способна изменяться в зависимости от настроения. Как правило, чем спокойнее хамелеон, там бледнее он окрашен.

Когда самцы отсутствуют

Скальные ящерицы Laserta saxicola из Закавказья и Малой Азии, а также родственные ей виды, относятся к типу партеногенетических видов. Животные размножаются, откладывая неоплодотворенные яйца, из которых выводится потомство. Самцы отсутствуют. При исследовании новорожденных выясняется, что все они - самки. Молодые ящерицы подрастают и сами откладывают яйца. При исследовании яиц ящериц на разных стадиях развития эмбрионов выяснилось, что в некоторых яйцах самцы зарождаются, но вскоре погибают.

И. С. Даревский выдвинул гипотезу, объясняющуюся это явление. Во времена четвертичного оледенения климат в горах Армении был гораздо суровее, чем сейчас. Область распространения скальных ящериц сильно сократилась. Они сохранились лишь в небольших районах, где климат и прочие условия оказались более благоприятными. Малочисленность и распыленность остатков популяции сильно затрудняли контакты представителей разного пола. Единственный выход, позволивший виду сохраниться, - приспособление к однополовому размножению.

Помимо собственно скальной ящерицы, в группу родственных видов входят аджарская ящерица, армянская ящерица, ящерица Валентина и другие.

Как рожает детей живородка.

Эта живородящая ящерица (Lacerta vivipara) широко распространенная и в Европе и в Азии Известный русский герпетолог А. М. Никольский так описывает процесс появления на свет детенышей этой ящерицы: "Перед наступлением родов самка делается беспокойной, скребет землю, загибает хвост на спину... и наконец вечером родит первого детеныша, обыкновенно сидящего еще в яйцевой оболочке; минуты через две появляется на свет второй, и так далее. После каждой кладки она делает несколько шагов вперед, так что детеныши ложатся в линию. Не позже чем через полчаса они вылезают из оболочек. Мать начинает бегать взад и вперед и никакой заботливости о своих детях не обнаруживает. Иногда она возвращается к месту кладки, но только лишь затем, чтоб съест часть яйцевых оболочек. Детеныши первые дни своей жизни сидят в трещинах земли, свернувши хвост, и не выходят на поиски пищи".

Живородящие ящерицы

http://www.unb.br/ib/zoo/grcolli/guia/images/Mdorsivittata.jpg По-настоящему живородящими можно считать лишь широко распространенных южноамериканских сцинков рода Mabuya. Их крошечные, лишенные желтка яйца развиваются в яйцеводах, вероятно получая питание от матери через плаценту. Плацента у ящериц – это особое временное образование на стенке яйцевода, в котором капилляры матери и эмбриона подходят достаточно близко друг к другу, чтобы последний получал из ее крови кислород и питательные вещества.

Количество яиц или детенышей

http://www.priceanimal.com/r0300022.jpg По-настоящему живородящими можно считать лишь широко распространенных южноамериканских сцинков рода Mabuya. Их крошечные, лишенные желтка яйца развиваются в яйцеводах, вероятно получая питание от матери через плаценту. Плацента у ящериц – это особое временное образование на стенке яйцевода, в котором капилляры матери и эмбриона подходят достаточно близко друг к другу, чтобы последний получал из ее крови кислород и питательные вещества.

Шипы на чешуе

Многие виды, встречающиеся в песчаных пустынях, имеют по краям пальцев особые чешуйчатые гребни, служащие им дополнительной опорой при передвижению по песку. У африканской древесной ящерицы Holaspis guentheri хвостовые чешуи снабжены острыми, направленными назад шипами, а пальцы передних и задних ног несут на себе снизу небольшие приостренные зубцы, что помогает животному цепляться за гладкую кору деревьев, на которых они живут.

Самая быстрая ящерица
Самая высокая скорость перемещения по суше среди рептилий - 34,9 км/ч -зарегистрирована у черной игуаны (Ctenosaura), обитающей в Коста-Рике.

Комодский варан

…для человека не представляет ровным счетом никакой опасности, а на лошадей и быков нападает лишь в самых редких случаях. В зубы этого огромного хищника попадают свиньи, бараны и маленькие лани. Сегодня комодский дракон содержится во многих зоопарках мира, и все желающие имеют возможность убедиться в его невероятной прожорливости...

Самая редкая ящерица

… это комодский варан (Varanus komodoensis) –гигантский представитель группы варанов обитает на индонезийском о. Комодо. Существуют менее 200 экземпляров этого варана.

13-сантиметровая колючая рептилия под названием листохвостый геккон (Phyllurus gulbaru) проживает на севере Австралии на территории 14 квадратных км. Этого крайне недостаточно, потому что, согласно международным критериям, любая разновидность, занимающая меньше 500 квадратных км, подвергается опасности. А для новой ящерицы опасность эта более чем реальна. Прежде всего, угроза исходит от лесных пожаров, которые медленно, но верно сокращают возможную среду обитания Phyllurus gulbaru. Любопытно, что у рептилии нет никаких век, поэтому ей приходится увлажнять глаза языком.

Самая маленькая ящерица

Виргинский круглопалый геккон (Sphaerodactylus parthenopion) -абориген о. Виргиния-Горда, Виргинские о-ва, - известен только по 15 особям (в числе которых несколько беременных самок), найденным между 10 и 16 августа 1964 г. Длина 3 самых крупных самок была равна 16 мм, и примерно такой же длины достигал хвост. Примерно такой же длины достигает родственный вид Sphaerodactylus ariasiae, открытый в 2001.

Круглопалый геккон (Sphaerodactylus elegans) из Вест-Индии достигает длины 33 мм при массе около 1 г.

Ядовитые виды

Таких видов всего два – жилатье (Heloderma suspectum) с юго-запада США и родственный ему эскорпион (Helocterma horridum) из Мексики. Жилатье - крупная, до 60 см в длину, ярко окрашенная ящерица, обитающая в засушливых областях Мексики и юго-запада США. Впиваясь в жертву, она вводит в ранку яд, стекающий по бороздкам в зубах, что необычно для ящериц.

Липкие лапки геккона

Токайские гекконы - небольшие ящерицы - могут бегать по потолку и забираться вверх по полированному стеклу. У них на ступнях маленькие клейкие гребни - ламеллы, на которых растет около полумиллиона волосков-щетинок. Конец каждого расщеплен на множество (от 100 до 1000) крошечных лопаточек. Благодаря очень близкому контакту лопаточек с поверхностью, между ними возникает притяжение - действуют так называемые ван-дер-ваальсовы силы. Все вместе лопаточки обеспечивают очень прочную сухую адгезию, причем обратимую. Достаточно изменить угол наклона волосков к поверхности, и они будут не притягиваться, а отталкиваться. Гекконы, как и яичница, не прилипают к тефлоновому покрытию, поскольку оно не образует ван-дер-ваальсовы силы. Любые другие поверхности ящерицам не страшны.

Из слюны ящериц-монстров получено средство лечения диабета

Монстр Хилы (Gila monster) – редкий вид североамериканской ящерицы, слюна которой содержит смертельно опасный яд. Однако любой яд, при правильном применении, может оказаться лекарством. В данном случае на основе смертельно опасного компонента слюны создан лекарственный препарат экзенатид (exenatide). лекарство нормализует обмен веществ и, прежде всего уровень глюкозы в крови больных сахарным диабетом второго типа. Ящерицы могут не беспокоиться за свою жизнь, так как экзенатид научились получать искусственно без помощи ящериц.

Возраст половой зрелости и продолжительность жизни

Половое созревание у ящериц обычно зависит от размеров тела; у мелких видов оно длится меньше года, у крупных – несколько лет. У некоторых мелких форм большинство взрослых особей, отложив яйца, умирает. Многие крупные ящерицы доживают до 10 лет и более.

Самая старая ящерица
Самец медяницы, или веретеницы ломкой (Anguis fragilis) прожил в Зоологическом музее Копенгагена, Дания, более 54 лет, с 1892 по 1946 г.

Продолжительность жизни ящерицы

Средняя продолжительность жизни ящерицы – 5-7 лет, максимальная – 12 лет.

Четырехпалый червь

Рептилия, которую называют "татцельвурмом" (четырехпалым червем)  - известный представитель альпийских пресмыкающихся. Этот зверь под названием "штолленвурм" (подземный червь) даже значился в "Новом справочнике для любителей природы и охоты", изданном в Баварии в 1836 году. В этой книге имеется забавный рисунок пещерного червя - покрытого чешуей сигарообразного существа с грозной зубастой пастью и недоразвитыми, в виде обрубков, лапами. Однако еще никому не удалось найти и обследовать останки или панцирь этого животного, которое могло бы считаться самой крупной европейской ящерицей.

По показаниям 60 очевидцев, длина тела животного составляла примерно 60- 90 сантиметров, оно имело вытяунтую форму, а его задняя часть к концу резко суживалась. Спина у зверя имела коричневатый оттенок, а брюхо - бежевый.У него имелся толстый короткий хвост, шеи не было, а на его приплюснутой голове сверкали два огромных шаровидных глаза. Его лапы были такие тонкие и короткие, что кое-кто даже пытался утверждать, будто задние конечности у него вообще отсутствовали. Некоторые уверяли, что он был покрыт чешуей, но этот факт не всегда находил подтверждения. Во всяком случае, все были единодушны во мнении, что зверь шипел, подобно змее.