Эти удивительные кузнечики и другие прямокрылые, цикады, а также богомолы | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Эти удивительные кузнечики и другие прямокрылые, цикады, а также богомолы

Эти удивительные кузнечики и другие прямокрылые, а также богомолы

Самые древние насекомые

Отряды прямокрылых  насекомых (Orthoptera), включающие кузнечиков, сверчков, саранчу, тараканов, богомолов, палочников и термитов (Isoptera) они развивались в один и тот же геологический период, примерно 300 миллионов лет назад, и являются поэтому одними из самых древних форм насекомых.

Самый крупный кузнечик
Длина тела кузнечика, пойманного на границе Малайзии и Таиланда, вид которого не удалось определить, составляла 25,4 см, и он совершал прыжки длиной 4,6 м. И хотя гиганты мира насекомых живут в тропиках, в нашей стране также найдутся крупные кузнечики, среди которых можно отметить вид кобылка трещотка ширококрылая.

Слухачи

Сверчки воспринимают звуки частотой 300- 8 000 Гц, кузнечики – 800-45 000 Гц, саранча – до 90 000 Гц.

Сверчок-термометр

Английские ученые утверждают, что сверчок (Acheta domestica) является отличным термометром. Чтобы понять ее сообщение о температуре воздуха, надо сосчитать количество его свистков за 15 сек., прибавить 8, результат умножить на 5/6. Показания сверчка довольно точны, поскольку насекомое исключительно чувствительно к температуре окружающей среды и изменяет ритм своего «пения», реагируя на малейшие ее колебания.

Шестимиллиметровая цикада-пенница (Philaenus spumarius) может прыгнуть на высоту 20 сантиметров, что в человеческом эквиваленте составляет 210 метров. Атлетические способности этого насекомого не имеют себе равных. Мощные, мускулистые конечности цикад действую по принципу катапульты - со скоростью четырех тысяч метров в секунду распрямляются и посылают жука высоко вверх. Их прыжок более высок, чем блошиный, кроме того, они ускоряют свое гораздо более тяжелое тело в четыре раза быстрее.

Личинка цикады-пенницы, головой вниз сосущая сок растений, настолько прожорлива, что заглатываемая ею пища, быстро проходя через пищеварительную систему, буквально выливается из ее ануса. Переваренный сок стекает вниз и смешивается с клейким веществом, выделяемым железами на брюшке. Отростки на заднем конце взбивают жидкость в пенистый шарик и в результате получается гнездо, в котором насекомое живет.

Рождается лишь через 17 лет
Необычен цикл размножения семнадцатилетней цикады, живущей на юге США. Из яичек, отложенных самкой на растениях, выходят личинки, которые закапываются в почву и живут там, питаясь корнями растений, в течение 17 лет. И только потом цикады, получившиеся из личинок, массами выходят наружу и начинают размножаться. Так что у этого вида сезон размножения наступает раз в 17 лет.

Прыжки в длину
Кузнечики могут прыгать на расстояние, которое более чем в 40 раз превышает длину их тела, а блоха – на расстояние, в 130 превышающее ее длину.

Глухие и скрипучие песни кобылок

Песни многочисленных видов саранчовых - кобылок глухие, скрипение, "шумные",  потому что их звуковые органы устроены проще, чем у кузнечиков, и песня, а вернее, поскрипывание, напоминающее царапанье иголки по бумаге, возникает при трении бедер длинных задних ног об утолщенную жилку надкрылий.

Звонкие песни кузнечиков

Песни кузнечиков более звонкие, "чистые", содержащие очень высокие тона. Музыкальный инструмент у них гораздо сложнее. Он состоит из утолщенной жилки на левом надкрылье, изрезанной наискось твердыми зазубринками - настоящего смычка! - которая трется об утолщенную жилку на правом надкрылье, обрамляющую тонкую перепонку, "зеркальце" овальной формы. Перепонка-"зеркальце" колеблется, усиливая возникающий при трении звук. У кузнечиков органы слуха помещаются на передних ногах, у основания голени, то есть второго отдела ноги, в том месте, которые дети называют у кузнечика "коленкой". Внешне они мало заметны - это небольшие продолговатые отверстия, затянутые перепонкой.

Личинка кузнечика углокрылого, чьи крылья еще не сформировались, сидит на цветке. Когда крылья отрастут, на них разовьются "музыкальные" инструменты, называемые органами стрекотания, - зазубрины на одном и скребок на другом. В течение лета они соприкасаются более 50 млн. раз, звук усиливается перепонками крыльев и разносится далеко вокруг, внося свой вклад в вечернюю симфонию насекомых.

Самец кузнечика углокрылого водит "смычком" верхнего крыла по зазубренному краю другого крыла, передавая на большое расстояние с помощью крошечного хитинового усилителя свое приглашение на свидание. Самки могут слышать этот призыв за милю от самца.

Самки богомолапоедают своих партнеров,
но не раньше, чем те успеют передать свои гены следующему поколению.

Песни

Песни сверчков, саранчи и кузнечиков представляют собой стрекотание, возникающее за счет трения одной части тела о другую. У некоторых видов саранчовых на внутренней стороне бедер задних ног имеется ряд бугорков, или шишечек. Звук возникает, когда поднятая нога трется этими шишечками о выступающую жесткую жилку переднего крыла.

Колебания крыльев
Крылья у насекомых разные, и колеблются они с разной частотой. Так, например, муха делает 330-350 взмахов в секунду; пчела – 300, когда она летит с медом, и 440, когда летит без груза; шмели – 190-240 раз в секунду взмахивают крыльями, а комары – 500-600 (некоторые виды даже 1000 раз); осы – 250; слепни – 100; стрекозы – 40-100; божья коровка – 75; майский жук – 45; ночные бабочки – 35-40; саранча – 20.

Зачем сверчку песня

Другой известный музыкант – сверчок. В деревне за печкой, а иногда и в городе можно услышать песню домового сверчка. Каждый сверчок имеет свою норку и строго ее охраняет от своих собратьев. Песня нужна сверчку не только для привлечения самки, но и для того, чтобы отметить границы собственной территории. Песни разных видов сверчков так же музыкальны и сложны, как и трели кузнечиков, да и звуковые аппараты этих насекомых, размещенные на надкрыльях, по строению похожи. Слышат сверчки, как и кузнечики, "коленками".

Звуковые сигналы прямокрылых - важный способ общения насекомых. Выяснилось, что самки сверчка распознают песню самца своего вида по ее ритмической организации. Стрекотание сверчка имеет значение призыва.

Клеточки для сверчков и цикад

Во многих южных странах, чтобы наслаждаться пением прямокрылых насекомых {сверчков и кузнечиков) и цикад, их сажают в небольшие, сплетенные из тростника или соломы садки-клеточки, словно птиц, и вечерами слушают их голоса. Этот обычай издревле существовал и на Востоке, и в античном мире. Очень легко держать в неволе обыкновенных домовых сверчков. Для этого можно посадить их в закрытые сверху аквариумы или террариумы со споем песка на дне. Кормить сверчков лучше смешанной пищей - свежими листиками салата, сухим гаммарусом.

Дети, похожие на своих родителей

Все прямокрылые подвергаются неполному метаморфозу, не претерпевая радикальных изменений на стадии куколки. Только что вылупившаяся личинка кузнечика, таракана или термита представляет собой крошечную копию родителей. Этим они отличаются от более развитых насекомых, личинки которых обычно не имеют ничего общего со взрослыми насекомыми до тех пор, пока не покинут коконы или оболочки куколки.

Скорости полета кузнечика – 1.8 км/ч

Кузнечики-ф pанты

Кузнечики окрашены в зеленые и коричневые тона, что делает их незаметными на фоне травы, стебельков и листьев. Однако среди них встречаются и яркие, как, например, диковинный мадагаскарский кузнечик "вечерняя заря", чья слишком броская окраска предупреждает потенциального врага, что ее носитель несъедобен.

Cверчки установили мировой рекорд

Австралийские чешуйчатые сверчки (Ornebius aperta) являются абсолютными рекордсменами среди животных и насекомых по количеству спариваний за единицу времени. Оказывается, самцы сверчков могут совокупляться 50-58 раз в течение 3-4 часов с одной и той же самкой.

9-летний цикл кузнечиков
Мировая популяция кузнечиков имеет тенденцию расти и уменьшаться ритмично 9-летними циклами.

Мастера маскировки

Палочники выглядят как веточки, что может ввести в заблуждение любого хищника. В течение дня они остаются неподвижными, а с наступлением темноты начинают медленно перемещаться в поисках растительного корма. Это свойство носит название танатоз. Множество их обитает в тропических дождевых лесах, где ночью они добывают пищу, а днем висят почти неподвижно. Именно палочник является самым длинным насекомым - его длина может достигать 32 см.

Родственники палочников листотелы настолько похожи на листья, что некоторые жители тропиков считают их вырастающими из почек на деревьях или кустарниках. Ни листотелы, ни палочники не отказываются от маскировки в случае опасности. Даже взятые в руки, они обычно остаются неподвижными.

По ошибке пытаются съесть друг друга

Некоторые листовидки настолько похожи на листья, которыми питаются, что иногда по ошибке пытаются съесть друг друга.

Богомолы родственниками кузнечиков не являются, поскольку относятся к отряду Dictyoptera, куда причислены и тараканы. И все же они внешне очень похожи на кузнечиков. Как и кузнечики, некоторые тропические богомолы также являются хорошими имитаторами: привлекая насекомых, они могут раскачивать свои яркие головы в унисон с колеблющимися под ветром цветами.

17-летняя саранча

0дна разновидность цикады проводит 17 лет под землей в состоянии личинок, питающихся корнями растений, а затем появляется, обычно в виде роя, на деревьях, за что она называется 17-летней саранчой. Обладающие резонирующими музыкальными органами самцы устраивают в течение нескольких часов мощный концерт, после чего спариваются с самками и умирают. Самки переживают их только для того, чтобы отложить яйца, однако этого периода часто бывает достаточно для нанесения значительного вреда листьям и побегам фруктовых деревьев. Затем они также умирают и исчезают на 16 спокойных весен, пока новое шумное поколение не появится из земли.

Schistocerca gregaria

Саранча в полете

Способность насекомых к расселению впечатляет. Перелетная саранча (Locusta migratoria) способна совершать перелеты до 1 500 км. Готовая мигрировать саранча, претерпевает изменения: крылья у нее становятся длиннее и, собравшись в стаю, насекомые поднимаются в воздух в поисках пищи. Имеются надежные данные относительно скорости полета саранчи Schistocercagregaria – 33 км/ч. Особенно хорошо известны миграции перелетной саранчи, описанные еще в Библии. Саранча легко пересекает Средиземное море, а с кораблей наблюдали стаи летящей саранчи за тысячу километров от берега. Известны случаи ее перелета через Черное море. Некоторые исследователи считают, что длина беспосадочного перелета саранчи достигает 2 200 км.

Гигантские стаи

Саранча – это обычные безобидных отшельник, обитающие в пустыне и полупустыне. Однако через нерегулярные промежутки времени длительная засуха заставляет популяцию саранчи объединяться в поисках воды и пищи, так как перенаселенные места обитания более не в состоянии их прокормить. В Африке саранча Schistocerca gregaria собирается стаями по 28 000 000 000 особей. При том, что одна саранча весит 2,5 г, вся стая имеет массу 70 000 тон. Англичанин Д. Каутерс в 1889 г. описал стаю саранчи, состоявшую из 40 млрд. особей. Ее площадь была равна примерно 6 тыс. кв. км. Масса стаи превышала размер всей меди, свинца и цинка, добытых людьми за весь ХIХ в.

Одной стае толщиной 30 м и шириной в милю, летящей со скоростью б миль в час, нужно 9 часов, чтобы пролететь мимо наблюдателя. Если в течение нескольких лет климатические условия благоприятны, а пищи достаточно, то нормально обособленные настоящие саранчовые размножаются в таких количествах, что перенаселенность толкает многих из них на путь разрушения. Начав жизнь бескрылыми личинками, насекомые сначала передвигаются на ногах, затем развивают длинные крылья и, наконец, поднимаются в воздух.

Прожорливая саранча
Рой пустынной саранчи может состоять из 50 млрд насекомых. Поскольку каждая саранча может съесть количество пищи, равное ее собственному весу, в день этот рой пожирает по весу в четыре раза больше пищи, чем все жители Нью-Йорка. Порой стаи мигрирующей саранчи пожирают всю встречающуюся им на пути зелень, иногда съедая такой объем пищи, который эквивалентен потреблению 1,5 млн. человек.

Хороший аппетит богомола

Богомолы отнесены в статью к кузнечикам с большой натяжкой, поскольку пребывают с ними в очень отдаленном родстве. Но есть у них общее - это аппетит. Эти насекомые очень прожорливы, и многие фермеры ценят их за то, что они уничтожают большое количество вредителей посевов. Богомолы являются злейшими врагами жуков, ос, тараканов и гусениц. Однако самка богомола имеет хороший аппетит и на самцов, которые становятся более доступными в брачный период, наступающий в конце лета. В самый ответственный момент голова самца может оказаться в зубах самки Обезглавленный, может быть, даже расчлененный на части, самец богомола все же перед смертью успевает исполнить свой долг. Этот супружеский каннибализм является эффективным природным способом питания будущей матери, особенно важным в холодном климате, когда с наступлением осени нормальный рацион, состоящий из живых насекомых, оскудевает, Поздней осенью самка прикрепляет яйца к ветке или стволу и умирает. В течение зимы яйца развиваются в прочном, защищенном от непогоды коконе Весной из кокона появляется от 50 до 300 крошечных существ, которые сразу же линяют, оставляя свою кожу висеть на заброшенном коконе.

Сверхострый слух

Примером "сверхострого" слухача может служить небольшое насекомое-паразит - ормия. Это насекомое откладывает на сверчков крошечные личинки, которые затем вырастают, пожирая "приютившего" их "хозяина". А отыскивает своих жертв ормия "на слух": уловив призывную песню сверчка она устремляется в нужном направлении. Причем последние "шаги" проходит буквально на цыпочках - видимо, чтобы не быть обнаруженным.

Слух ормии действительно редкостный: насекомое определяет направление звука с точностью до двух градусов. Человек, пытающийся определить, кто говорит в переполненной комнате, не сделает лучше. Причина в конструкции ушей ормии. Ухо, которое находится ближе к источнику звука, отвечает быстрее другого. Но за счет того, что расстояние между барабанными перепонками так мало, ведь размер головы всего полмиллиметра, они начинают колебаться в противофазе. Нервная система мгновенно вычисляет разницу давлений между ними и сигнализирует мышцам среагировать на источник звука. На все уходит около 50 наносекунд, а у человека в тысячу раз дольше.
Каких насекомых едят люди
Насекомые являются пищей, богатой белком, углеводами, витаминами и минералами. В Таиланде они считаются деликатесом, там популярны жареные сверчки и саранча.
См. еще