Рождение стрекозы | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Рождение стрекозы

Взрослая стрекоза

У самки на восьмом членике брюшка находится половое отверстие; у самца оно помещается на девятом членике брюшка, на втором и третьем члениках брюшка у него находится совокупительный орган, а на десятом хватательные клещи

Спаривание

Самец на лету ловит самку, хватает ее за шею или затылок своими клещами и таскает так за собой до тех пор, пока она не подогнет кончик своего брюшка с половым отверстием к его совокупительному органу, копулирующие насекомые имеют иногда вид летающего кольца.

Яйца сбрасываются прямо в воду

Яйца откладываются тотчас после спаривания, причем некоторые виды, как например кордулия и либеллула, сбрасывают их прямо в воду.

Лютки откладывают яйца на стебель

Лютки (Lestes sponsa) и самец и самка летят к водоему и опускаются на стебель осоки или другого какого-либо растения. Самка прицепляется к последнему ногами, погружается в воду, пригибает конец брюшка к стеблю и производит на нем яйцекладом надрез, результатом чего является образование на стебле как бы чешуйки, за которую и кладется яйцо; затем чешуйка снова придавливается к поверхности стебля срединой яйцеклада. Самец спускается вместе с самкой вниз по стеблю, пока оба не дойдут, откладывая яичко за яичком, до дна водоема.

Кладка яиц стрелки

Другие виды при откладке яиц опускают только брюшко в воду. Так поступает личинка коромысла и личинки стрелки Coenagrion pulchellum. Место, где воткнуто заостренное с одного конца яйцо стрекозы, отмечается на водных растениях коричневатым рубчиком.

На широких листьях кувшинок яйца вкалываются обыкновенно дугообразными рядами, которые хорошо можно рассмотреть на свет

Стрекоза настоящая - Pachydiplax longipennis

Студенистые шары

У эпитеки (Epitheca bimaculata) яйцевые кладки имеют вид длинных студенистых шнуров, обвитых кругом водяных растений

Зимовка яйца

Зимуют только что вышедшие из яиц молодые, а также и старые личинки.

Выход из яйца предличинки

Выход из яйца предличинки (2)

Личинки стрекоз

Из яиц вылупляются личинки чрезвычайно характерной формы, интересные по своим биологическим особенностям.

Личинка в стоячей воде

Личинки стрекоз встречаются всюду в стоячей и медленно текущей воде. Чаще всего они находятся на водных растениях или же на дне, где сидят неподвижно, иногда медленно передвигаются.

Питаются личинки

Питаются личинки стрекоз исключительно живой добычей, которую они по целым часам неподвижно караулят, сидя на водных растениях или на дне.

Вылупление личинки

Внимательно осматривая надводные части прудовых растений таких водоемов, где много личинок стрекоз, удается обнаружить пустые сброшенные шкурки насекомых, которые сохраняют внешнюю форму личинки, имея лишь прорыв на спинной стороне.