Уход за клювом и когтями | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Уход за клювом и когтями

Иногда у птиц, живущих в неволе, чрезмерно отрастают когти и клюв. Они  мешают птице захватывать корм, передвигаться и могут даже стать причиной ее гибели. Показателен пример с майнами. Они устроили гнездо в вольере. Прошел срок  насиживания, из яиц появились птенчики. И вдруг однажды была обнаружена птица, валявшаяся на полу с небольшим количеством гнездовой подстилки. Чтобы выяснить причину, пришлось заглянуть в домик. Самка выскочила из гнезда, но на ее лапах болтались кусочки гнездовой подстилки. Гнездо оказалось разрушенным, а птенцы были выброшены за его края. Все стало ясно. У птицы очень сильно разрослись когти и, когда она садилась на птенцов, на них наматывалась подстилка. Если птица резко соскакивала, она своими длинными когтями выдергивала гнездовой материал. Видимо, вместе с ним самка случайно зацепила и птенчика. Птицу пришлось отловить и подрезать ее не в меру длинные, закрученные в спираль когти. Известно много случаев, когда длинный коготь застревал в щели клетки или гнездового домика и птица либо повреждала ногу, либо погибала, повиснув вниз головой.

Не менее важно следить за состоянием рогового чехла клюва. При чрезмерном его разрастании птица не может схватывать и удерживать корм. Иногда надклювье удлиняется и загибается вниз или происходит смещении краев надклювья и подклювья и зерноядная птица лишается возможности очищать семена. Поэтому во всех случаях, когда птица попадает в руки, нужно обращать внимание на состояние клюва и когтей и, если есть необходимость, производить их подрезку. Для этих целей лучше иметь маникюрный набор: ножницы, щипцы, надфиль. Чтобы подрезать клюв и когти у крупных птиц, следует приобрести миниатюрные кусачки или бокорезы.

Провести подрезку клюва и когтей несложно. У мелких птиц величиной от чижа до скворца, эта процедура под силу одному человеку. При работе с крупной птицей нужен помощник. Для подрезания когтей мелкую птицу берут в левую руку, ее голова должна находиться между указательным и средним пальцами. Лапки захватывают большим и безымянным пальцами и выдвигают вперед.

Прежде чем отрезать коготь, надо определить границу «живой» и «мертвой» части. Если коготь н пигментирован, его смотрят на просвет, находят конец кровеносного сосуда и, на два-три миллиметра отступив от него, отрезают отросшую часть когтя. Если сосуд не виден, приходится действовать «на глазок». Для этого лучше всего сравнить длину когтей у здоровой и больной птицы. У видов, бегающих по песку или плотному грунты, коготки, как правило, короткие; у древолазов и лесных птиц они длиннее. Жаворонки и коньки имеют очень длинный коготь на заднем пальце. Если при обрезании когтя произойдет ошибка и выступит кровь, нужно смочить кусочек ваты хлористым железом или йодом, подержать тампон на коготке одну-две минуты, и кровотечение прекратится.

При обработке клюва птицу берут в левую руку, но голову зажимают большим и указательным пальцами. Здесь важно зафиксировать голову, чтобы при подрезании не соскочили щипцы. Действовать нужно очень осторожно, так как птица будет пытаться вытолкнуть языком режущий инструмент. Образовавшиеся после обрезки заусеницы сразу же подпиливают надфилем, чтобы птица не поранила язык. Для сохранения естественной формы клюва подрезку производят с боков.