Помещение для постоянного содержания птиц | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Помещение для постоянного содержания птиц

Помещение для постоянного содержания птиц должно быть оснащено так, чтобы обитатели не могли разбиться и обломать перья и погибнуть от несчастного случая. К людям, которых птицы видят ежедневно, они быстро привыкают, но их может потревожить неожиданный резкий звук или приближение незнакомых людей или животных.  Для того, чтобы птицы не разбивались надо не только меньше их тревожить, но и позаботиться, чтобы стенки и потолок были гладкими, а металлические части ни в коем случае не были ржавыми. Иногда решетчатый потолок заменяют мягким, из холста. (Так издавна делают клетки для жаворонков, которые в испуге всегда подлетают вверх.)  Хорошо, если в помещении есть укромное место, где можно спрятаться. Для синиц, поползней, воробьев это может быть дуплянка. Для зарянки, крапивника – лежащий на полу или прислоненный к стенке большой кусок коры, глиняный черепок. Для многих птиц достаточно в одном из углов погуще поставить кустики или рыхло накидать ветки, тем самым создав какое-то подобие укрытий, которые птицы находят на воле.

Между стенками не должно быть щелей. Небольшие щели, особенно вертикальные, суживающиеся книзу, опасны тем, что рано или поздно птица попадает в них лапой или крылом. Повисая в щели, она не может высвободиться сама и, если вовремя не прийти к ней на помощь, погибает или калечится.

Одной из органических потребностей для подавляющего числа видов птиц является ежедневное купание. Некоторые из них так любят купаться, что, кажется, ставь чистую воду через каждый час, и они снова и снова будут плескаться. Если нет возможности менять или подливать воду часто, возникает естественное стремление дать ее в чем-то глубоком, чтобы хватило надолго. Осторожно! Вода нередко расплескивается и остается лишь на дне. Мучимая жаждой птица проникает всюду, где только увидит воду. Если сосуд глубок и узок, она в нем утонет или погибнет от переохлаждения. Утонуть маленькая птичка может даже в стеклянной банке из-под майонеза. Поэтому поилка всегда должна быть такой высоты и глубины, чтобы птица могла вылететь, даже если окажется внутри.

В помещении, где будут содержаться птицы, обязательно устраивают специальные присады. Лучшими присадами для лесных птиц являются жердочки, изготовленные из не очень твердых пород дерева. Ими могут быть как выструганные лучины,  так и ветки, кору с которых снимать нет никакой необходимости. Тростник, бамбук и другие полые побеги на жердочки не годятся, поскольку быстро становятся убежищем для паразитических насекомых и клещей. Жердочки подбирают такой толщины, чтобы пальцы лап обхватывали их наполовину или чуть больше. Число жердочек зависит от количества птиц, однако их не может быть меньше двух.

Птицы должны иметь возможность перепрыгивать или перелетать с одной жердочки на другую. Жердочки нужно укрепить жестко. Для этого достаточно в их торцах вырезать желобки. Располагать их следует на таком расстоянии от стенок и потолка, чтобы птица не касалась хвостом решетки и могла сидеть на жердочке в непринужденной позе.

Кроме того, устанавливать жердочки надо с тем расчетом, чтобы одна над другой не находилась и под ними не было кормушек. Иначе птицы будут быстро загрязнять друг другу оперенье, а также корм и воду.

Присадами могут служить не только жердочки. Такие птицы, которые в природе никогда не садятся на ветки, не испытывают потребности в жердочках. В клетку степного конька или рогатого жаворонка, например, лучше поставить небольшой пенек или положить камень, дерн. Дятлам и поползням же, напротив, одних жердочек недостаточно, им необходим кусок ствола для ползанья, отдыха, долбления и, наконец, устройства «кузницы».

У птиц должны быть кормушка для зерна, кормушка для «мягкого» или живого корма и поилка-купальня. Во избежании переворачивания надо ставить кормушки и купальни с плоским и широким дном. Если птиц много и они загрязняют воду, кроме купальни можно завести отдельную поилку, например, автоматическую. Чтобы избежать сильного намокания пола клетки, обыкновенную купальню можно ставить в небольшой поддон или использовать специальную ванночку, которая навешивается на место дверцы и имеет колпак из оргстекла или прозрачной пластмассы, предотвращающей разбрызгивание воды.

Пол помещения, в котором содержатся птицы, покрывается подстилкой. Подстилку не следует делать из опилок. Опилки гигроскопичны и способствуют подержанию чистоты, но часто попадают в глаза и дыхательные пути и вызывают их воспаление. Одной из лучших является подстилка из песка. По полу, посыпанному тонким слоем песка, удобно бегать, в помещении чисто, а главное, птицы имеют возможность склевывать крупные песчинки и мелкие камешки, необходимые им для пищеварения. Чтобы песок не пылил, прежде чем использовать, его промывают и высушивают.

Другими очень хорошими видами подстилки служат свежескошенная трава, сено и торф. Из травы особенно удобна зелень мокрицы. Она эластична, и ею как ковром легко выстлать весь пол. Наконец, подстилку из травы легко заменять. Это особенно важно, когда держишь насекомоядных птиц, у которых чистить помещение приходиться чуть ли не ежедневно. Если предпочтение отдано подстилке из травы, небольшое количество песка должно все равно находиться в клетке постоянно. Песок в этом случае можно ставить в специальных емкостях или насыпать в одной каком-то углу клетки. В зимней вольере для крупных видов птиц (уток, куликов, пастушков) в качестве подстилки лучше использовать торф.