Кнемидокоптоз | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Кнемидокоптоз

Клещи, как и насекомые, приспособились жить на покровах птиц. Особенно часто встречаются перьевые клещи. Они обитают на перьях и на коже птиц. Большинство этих паразитов не причиняют хозяевам заметного вреда, но есть виды, вызывающие тяжелые поражения кожи. К ним относится ножной зудень.

Возбудителя этой болезни – клеща увидеть невооруженным глазом довольно сложно, так как размер взрослой особи не превышает 0,4 мм. Однако когда болезнь прогрессирует, и на поверхности ног и на восковице клюва образуются известкового цвета выросты, можно поставить диагноз. Эти наросты на ногах часто напоминают как бы миниатюрный букетик из нескольких сосулек, появляющихся между пальцами или в районе суставов. Длина каждого такого отростка достигает от 1-2 до 8-10 мм. Если часть выроста оторвать или срезать бритвой, то внутри видна ноздреватая структура, напоминающая пенопласт или губку с тончайшей системой пор. Для уточнения диагноза делаются соскобы кожи и паразита определяют под микроскопом.

Кнемидокоптоз – хронически протекающая болезнь. Она характеризуется зудом, явлениями дерматита, некрозом пальцев, реже -  клюва; иногда птица даже теряет конечности. В вольерах эта болезнь встречается чаще всего у вьюрковых птиц: снегиря, разных вьюрков, зяблика, клестов, щура, - а также у овсянок. Ее лечение заключается в уничтожении чесоточных лещей.

При лечении кнемидокоптоза наиболее эффективен березовый деготь. Чтобы погибли все клещи, находящиеся в толще напластований ног, обработку дегтем повторяют два-три раза с пяти-шестидневным интервалом. При обработке слегка подогретый деготь (он тогда лучше проникает в поры) кисточкой тщательно наносят на всю неоперенную часть ноги или восковицы. Если дегтя нет, его можно заменить смесью йода и глицерина в равном соотношении. В этом случае смазывание пораженных клещом мест следует проводить пять-шесть раз через день. Могут быть использованы и другие мази, поскольку механизм лечения сводится в основном к прекращению доступа кислорода в полости наростов, где обитают клещи. Перед каждой обработкой птицы вольеры и клетки, где жили зараженные особи, подвергают дезинфекции пятипроцентным раствором креолина или кипятком, а также прокаливают паяльной лампой. Уже при температуре 70-80 градусов Цельсия клещи погибают за 5-10 секунд.