Кто живет в пруду | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Кто живет в пруду

Беззубка (род Anodonta)

На дне стоячих и медленно текущих водоемов часто можно заметить крупных (от 8 до 20 см) двустворчатых ракушек, полузарывшихся в грунт. Питание беззубки совершается одновременно и параллельно с ее дыханием, так как ток воды, увлекаемый в жаберную полость, несет с собою мелкие взвешенные в воде живые существа.

Бокоплав (отряд Amphipoda)

Он действительно передвигается на боку. Некоторые виды обладают завидной прыгучестью - резко распрямив туловище, способны скакнуть сантиметров на тридцать. Поэтому-то и называют их еще рачками-блохами.

Велия обыкновенная (Velia currens)

Около 7 мм в длину. Обычно без крыльев, очень редко попадается крылатое насекомое. Предпочитают быстрые ручьи и родниковые лужицы; держатся в тенистых местах. Живут на плавающих листьях водных растений, на поверхности воды или на берегу-во мхах, на влажной почве. Подобно водомеркам, хищники-хватают всех, кого смогут одолеть.

Вертячка дневная (Gyrinus marinus)

Один из самых проворных и увертливых водяных жучков. Отличается чрезвычайно большой остротой зрения, так как у него каждый из глаз разделен поперечной бороздкой пополам, так что из двух получаются как бы четыре глаза, из которых одна пара обозревает небо и все движущееся в воздухе, а другая — воду и все в ней живущее. Является среди жуков наиболее совершенным пловцом, так как членики второй и третьей пары ног так сплющены и расширены, что представляют собой род пластинок. Благодаря этому их гребная поверхность сообщает ударам этих лапок гораздо большую силу и дает телу гораздо больший толчок.

Веснянка (отряд Plecoptera)

Веснянка окаймленная - Perla marginata. Тело 1,5-2,5 см в длину. По окраске и рисунку весьма различны. Летает с мая по август. Вялые неприметные насекомые с 2 более или менее выраженными хвостовыми нитями; с 4 крыльями (так что явно не мухи). Крылья в покое плоско ложатся на брюшко. Живет в основном вблизи воды.

Веснянка. личинка

Личинки по форме тела похожи на взрослых веснянок, но, конечно, сперва не имеют крыльев, зачатки которых появляются только в конце личиночного периода жизни. В отличие от взрослых веснянок личинки имеют сильные зазубренные челюсти. Личинки мелких веснянок питаются водорослями, но большинство — хищники, поедающие личинок комаров, мошек, поденок и других мелких беспозвоночных. Дыхание растворенным в воде кислородом осуществляется у них с помощью трахейных жабр, которые редко бывают листовидными (Nemura), а чаще представляют пучки пронизанных трахеями нитевидных выростов, расположенных на разных сегментах груди и брюшка. Ноги у личинок длинные и цепкие с большим количеством волосков. Личинки могут хорошо бегать по дну, неплохо плавают, но большую часть времени проводят уцепившись ногами за выступы дна, подкарауливая добычу. Весь цикл развития у большинства веснянок продолжается год, у некоторых крупных видов в северных реках растягивается на 2—3 и даже 4 года.

Вислокрылка. или верблюдка (отряд Megaloptera)

Вислокрылка. личинка

Водолюб (Hydrous piceus), личинка

Первые дней питается загнившими растениями, но затем, переменив кожу, становится хищником. Выйдя из кокона, быстрые, длинноногие, она поспешно ползает по растениям и пожирает с таким обжорством представляющих для них лучший корм улиток и так усердно работает своими челюстями, что месяца значительно увеличивается в размере. Цвет темно-коричневый. Она может удлинять и укорачивать тело по произволу. Голова, широкая и рогатая, вооружена парой челюстей, которые, однако, не имеют, как челюсти плавунцов, отверстий. Схватив улитку снизу, личинка закидывает голову назад и, вытащив оттуда моллюска, пожирает его. Крайне интересен способ защиты этой личинки. Если схватить ее, она тотчас же делается мягкой, безжизненной, как бы мертвой, а если же и эта хитрость не удается, то сжимает желудок и выбрасывает из себя черную вонючую жидкость, которая, окружив ее облаком мути, дает ей возможность укрыться от врага. В состоянии личинки водолюб остается около 3 месяцев, по прошествии которых личинка выходит из воды и выкапывает глубокую, вроде пещерки, яму. Внутренние стенки этой ямки она тщательно сглаживает. Здесь превращается она в беловатую куколку, края грудного щитка которой снабжены тремя остриями, препятствующими ей прикасаться головой до кокона. В таком положении куколка остается с месяц. Затем кожа у нее на спине трескается и из нее вылезает жук, покровы которого, однако, еще очень мягки и бесцветны.

Водолюб (сем. Hydrophilidae)

Самый большой из европейских водяных жуков. Большей частью держится на растениях или гроте, где любит ползать, укрываясь в темные уголки, и ест покрывающие его водоросли. По дну же ползает, лишь когда ищет пищу, причем перебирает песчинку за песчинкой, пробуя и как бы пережевывая каждую. Полеты свои водолюб совершает как днем, так и ночью, но особенно любит летать в лунные ночи. лавают водолюбы хуже плавунцов, так как ноги их, более длинные и менее широкие, чем у последних, движутся не равномерно и одновременно, как весла, а в беспорядке, одна за другой. Вследствие этого, водолюбы хотя и защищены своими твердыми покровами, как кольчугой, однако часто становятся добычей плавунцов, которые, настигая их во время плавания, протыкают своими челюстями единственное уязвимое их место, их ахиллесову пяту — шею и поражают насмерть.

Водомерка (сем. Gerridae)

До 2 см в длину. В Центральной Европе 10 видов. Живут в спокойных водоемах, даже в самых маленьких лужах. Многие виды встречаются как в полнокрылой форме, так и в короткокрылой (летают только полнокрылые). Питаются мелкими насекомыми, выловленными из воды. Во время дождя и при сильном ветре выбираются на берег. У большинства видов 2 генерации в год.

Водомерка (сем. Hydrometridae)

Палочковидная водомерка прудов -Hydrometra stagnorum. Очень тонкое тело, 9-12 мм в длину. Держится обычно у берега, на плавающих листьях водных растений, не слишком бросаясь в глаза. В отличие от настоящих водомерок не скользит по воде, а ходит. Высасывает мелких насекомых, например комаров, мух, тлей.

Водяной ослик, водяная мокрица, ктырь (Asellus aquaticus)

Обычно 1,2 см в длину, несколько мельче. Встречается в стоячих или медленно текущих пресноводных водоемах, а также в солоноватых водах; среди растений или на дне водоемов. Питается отмершими растениями, откладывает яйца в выводковую сумку, в которой некоторое время после вылупления живут молодые рачки.

Водяной скорпион (Nepa cinerea)

6-22 мм в длину. Серый или буроватый, в воде плохо заметен. Часто встречается на дне спокойных водоемов (предпочитает мелководье), очень медлительный. Перед зимовкой совершает миграции, перелетая из водоема в водоем. Мощными передними ногами хватает водных животных (даже мелких рыбешек) и высасывает их. Укол наносит хоботком. Для забора атмосферного воздуха служит длинная дыхательная трубка на конце тела.

Водяные осы

Осы эти вовсе не редкость. Среди них встречается несколько видов, главным образом два: прествичия (Prestwitchia aquatica) и анафес (Anaphes cinctus), которые прекрасно плавают, причем веслами им служат не ноги, как это можно было бы предположить, а крылья. Зрелище такой плывущей осы необычайно любопытно.Их можно встретить то и дело во рвах, наполненных водой, и лесных лужах, где встречаются плавунцы. Размером не больше маленькой мушки. Личинки их паразитируют на яйцах плавунцов.

Гидра

Тело в виде полого цилиндра, около 1 см в длину (без учета ловчих щупалец). Подошвой прикрепляется к водным растениям или другому субстрату, обычно близ поверхности воды. При малейшем раздражении гидра сжимается, и заметить ее трудно. Очень прожорлива. Одолевает животных и покрупнее себя, но чаще ловит дафний, мелких рачков. Ловчий аппарат - щупальца, вооруженные тремя типами стрекательных капсул. Последние стреляют нитями, которые или вонзаются в жертву, как гарпун (одновременно парализуя ее ядом), или опутывают ее, или приклеиваются к ней. В течение всего теплого периода размножение преимущественно бесполое: из почки на теле вырастает маленький полип, позднее он отделяется. Половое размножение с образованием яйцеклеток и сперматозоидов происходит с наступлением осени. Гидра отличается высокой способностью к регенерации утраченных частей тела.

Гладыш (Notonecta glauca)

14-16 мм в длину. Воздушный запас находится на спинной стороне, под надкрыльями; плавает в толще воды, на спине. Живет в стоячих и текучих водоемах. Хищник: нападает на любое животное, с которым может справиться (даже на мальков рыб!). Как и гребляки, хорошо летает; способен стартовать прямо с воды. Может сильно и болезненно уколоть (поэтому гладыша иногда называют водяной пчелой или водяной осой).

Головастик

Развитие головастика продолжается 2-3 месяца. Наибольшая длина головастика у прыткой лягушки 55-60 мм. Метаморфоз заканчивается в августе. Только что закончившие превращение лягушата имеют длину тела 13-20 мм.

Гребляк (род Corixa)

Гребляк имеет 13-15 мм в длину. Искусный пловец; плавает в толще воды либо цепляется за подводные растения или за что-нибудь на дне. Самцы издают стрекочущие звуки (особенно весной, с началом брачного периода). Нередко совершают миграции и в это время в массе летят на свет.

Дафнии (сем. Daphnia)

Прозрачные, зеленоватые, красноватые или желтоватые; с двустворчатой раковиной. Вторая пара усиков крупная, служит для движения. Большинство дафний обитает в мелководных прудах или в прибрежной зоне других стоячих водоемов. С помощью листовидных ножек отфильтровывают мелкие (около 0,01 мм) водоросли, бактерии, взвешенные в воде органические частицы и т.п.

Дрейссена полиморфа (Dreissena polymorpha.)

Около 3 см в длину, 1,5 см в высоту и 2 см в толщину. С помощью клейких нитей (секрета биссусовых желез) прикрепляется к твердым предметам (камням и т. п.); встречается в пресных и солоноватых водах.

Жаба серая (Bufo bufo)

Жерлянка - Bombina orientalis

Журчалка, личинка

Личинки журчалок разных видов ведут очень разнообразную жизнь. Личинки одних видов живут в колониях тлей и питаются тлями, другие обитают в иле и питаются веществами ила, третьи едят мертвую древесину.

Журчалки, или мухи-львинки (семейство Syrphidae)

Взрослые журчалки предпочитают питаться пыльцой и нектаром ярко-желтых цветков, как эта журчалка Helophilus pendulus.

Икра жабья

Икра лягушачья

Икра не переносит низких температур. Прыткие лягушки приступают к спариванию только тогда, когда температура воды поднимается до 4-5 . Одна самка откладывает от 600 до 1400 икринок. Диаметр яйца 2-3 мм, а всей икринки - 9-12 мм. Верхняя половинка яйца бурая или черноватая, нижняя желтоватая или грязно-белая.

Карась (род Carassius)

Катушка роговая (Planorbis corneus)

Около 3 см в ширину и 1 см в высоту. Плоская и дисковидная, как все катушки. Раковина часто с волнистой скульптурой. Встречается почти повсюду на равнинах в стоячих водоемах. Обитает в донном иле. Питается отмершими частями растений, водорослями и детритом. Красный кровяной пигмент обеспечивает лучшее снабже­ние кислородом.

Комар (сем. Culicidae)

Комар-долгоножка (Tipula paludosa)

Кряква обыкновенная

Anas platyrhynchos

Линь (Tinca tinca)

Личинки Красотки (Calopterygidae), Лютки (Lestidae) и Стрелки (Coenagrionidae)

похожи на палочки с короткими лапками. Перед выходом из воды они достаточно вырастают, чтобы поймать и маленького малька. На конце брюшка у них три лепестка наружных жабр. Личинки могут махать ими из стороны в сторону, словно веером.

Личинки стрекоз-бабок (Somatochlora)

похожи на пауков-птицеядов. Как правило из-за множества щетинок на теле они еще и сильно обрастают всякими водорослями и при вылове напоминают уродливый комок с лапами. Ведет скрытый придонный образ жизни. У личинок (нимф) стрекоз под мордой есть специальное приспособление - маска. у Бабок маска имеет вид черпака, который умеет раскрываться . Этим черпаком нимфа роет грунт и выбирает из маски сьедобное. Наблюдать за этим очень интересно. Перевигается по паучьи. При опасности использует "реактивный двигатель". У нимф стрекоз есть способность всасывать в заднюю кишку воду и выбасывать ее с силой.

Личинки стрекозы-Дедки (Gomphidae)

Нимфы стрекозы-Дедки (Gomphidae) похожи на нимф стрекозы-Бабки (Somatochlora), но имеют чуть более вытянутое тело которое на конце сужается. Кроме того у них такая же маска как и у нимф Коромысла Эли личинки встречаются на порядок реже чем более привычные Коромысла и Бабки. В аквариуме предпочитает жить полностью закопавшись.

Личинки стрекозы-коромысла (Aeschna)

Нимфы стрекозы-коромысла (Aeschna) имеют вытянутое тело которое напоминает скорее торпеду. Большую часть времени сидит неподвижно. При необходимости включает "реактив". Плавает охотно и умело. Маска у стрекозы-коромысла представляет собой страшное оружие. Обладая отменным зрением, умением быстро плавать и отлично маскироваться, нимфы стрекозы-коромысла являются неутомимыми хищниками. Жрут все, с чем могу справиться, даже мелкую рыбешку. Малек уничтожают на раз. Крупную рыбу как правило не трогают.

Лужанка (Viviparus viviparus)

Майский жук, личинка

Мокрец пятнистый (Culicoides punctatus)

Вместе с комарами, слепнями и мошками мокрецы составляют так называемый "гнус" - комплекс кровососов.

Мокрец, личинки

Личинки мокрецов длинные и тонкие, беловатые или розоватые с темной головой. Они змеевидно ползают, неплохо плавают и питаются самыми различными отмершими органическими веществами. Личинки некоторых видов обитают в муравейниках Formica, а некоторые едят живые ткани трав, обитая в их корнях.

Мотыль (Chironomus plumosus)

Это личинки ряда видов комаров-звонцов из семейств Chironomus.

Мошка, личинка

Ногохвостки (отряд Collembola)

часто встречается на поверхности прудов и луж-по воде словно прыгают капли дождя. Ногохвостки относятся к низшим, первичнобескрылым насекомым. Величина - всего несколько миллиметров, встречается иногда большими скоплениями. По земле прыгает с помощью брюшной вилки. Питается растительной пищей или мелкими животными.

Озёрная лягушка (Pelophylax ridibundus)

Остракоды, ракушковые рачки (отряд Ostracoda)

Паук серебрянка (Argyroneta aquatica)

1-2 см в длину; (м) крупнее (ж). Живет в богатых кислородом и растительностью водоемах, где строит сеть-колокол, заполненную воздухом. Для дыхания поднимается на поверхность, но может до 4 суток оставаться под водой. Набрав воздух в легкое (и в волосяной покров на брюшке), паук уносит пузырек воздуха под воду. Питается мелкими животными. Яйца-в нескольких коконах в особом двухкамерном колоколе. В нижней камере сидит, охраняя потомство.

Перловица (род Unio)

До 9 см в длину, 4 см в высоту и 3 см в толщину. Питается взвешенными в воде органическими веществами, передвигается по дну водоёма с помощью клиновидной ноги.

Пиявка (подкласс Hirudinea)

Молодые пиявки питаются личинками и червями, а взрослые сосут кровь позвоночных животных (особенно млекопитающих) и могут, насосавшись до предела, обойтись без пищи более года. Коконы откладывает в сырую прибрежную землю. Пиявки, подобно олигохетам, - гермафродиты и похожи на них особенностями размножения (откладывают коконы через поясок); однако их способность к регенерации значительно ниже и размножаются они только половым путем.

Плавунец окаймленный (Dytiscus marginalis)

Один из самых крупных хищных водяных жуков. Он не только пожирает меньших из своих собратьев, но даже дерзко нападает и на саму рыбу. Плавунец цвета грязно-зелено-черного с желто-оранжевой каймой по краям грудного щитка, верхней губы и надкрыльев. Из шести ног четыре задние снабжены сильными мускулами и служат ему веслами, а две передние (у самцов) снабжены широкими пластинками с двумя присосками и придерживают добычу в то время, как этот кровопийца терзает ее своими страшными челюстями. Тело плавунца плоское, лодковидное, прекрасно приспособленное к плаванию и преследованию добычи. Глаза довольно крупные, блестящие под водой, как серебро, и очень зоркие.

Планарии (Dugesia gonocephala) из класса Turbellaria

Планарии - родственники паразитических со­сальщиков и ленточных червей. Населяют раз­личные внутренние водоемы вплоть до мелких пересыхающих луж. Избегают света и ведут ночной образ жизни, прячась днем в иле, под камнями и листьями. Медленно ползают с помощью ресничек и брюшной мускулатуры. Выдвигающаяся глотка расположена на нижней стороне тела. Пищеварение - внешнее: пищеварительные соки изливаются из планарии на добычу (мелких рачков, рыбок, икру и падаль). Это обоеполые животные (гермафродиты); партнеры взаимно оплодотворяют друг друга, после чего откладывают яйца, окруженные плотной обо­лочкой (коконом). Но у них бывает и бесполое размножение - путем поперечного деления тела. Очень высока способность к регенерации: даже из небольшой части тела может восстановиться целое животное.

Подёнка (отряд Ephemeroptera)

Поденка обыкновенная Ephemera vulgata. Тело 1,4-2,2 см в длину. Размах крыльев до 5 см. Летает с мая по август. Чаще у медленно текущих речек. Самка откладывает яйца (около 5000) прямо в воду, погружая в нее конец брюшка и приподнимая хвостовые нити. В Центральной Европе около 70 видов поденок. Это нежные насекомые с маленькими (иногда их не бывает совсем) задними крыльями, с 3 или 2 хвостовыми нитями. Взрослые не питаются, их ротовой аппарат редуцирован. Поденки живут всего не­сколько дней, а иногда и часов (отсюда их название). Летают обычно вечером вблизи водо­емов. После размножения взрослые погибают.

Подёнка, личинка

Живущие в пресных водоемах личинки подёнки питаются растениями (водорослями), детритом или мелкими животными. Развитие длится от 1 года до 3 лет.

Проволочник (личинка щелкуна)

Личинки хорошо отличатся по крупным размерам задней пары дыхалец, которые хорошо заметны на конусовидном последнем сегменте тела, проступая в виде двух бурых пятен. Весной они повреждают высеянные семена, летом часто вгрызаются в узел кущения злаков, вызывая ослабление и гибель растений. Для полного развития личинок требуется несколько лет. Жуки появляются весной. Они темно-бурые, довольно невзрачные.

Прудовик (сем. Lymnaeidae)

Прудовик обыкновенный -Lymnaea stagnalis. Самый обычный и крупный из европейских прудовиков. До 6 см в высоту и 3 см в ширину. Окраска изменчива благодаря различным налетам. Предпочитает спокойные, богатые растительностью водоемы. Как у всех прудовиков, форма раковины меняется в зависимости от условий местообитания. Питается, как все виды этого рода, водными растениями и падалью.

Прудовой бегун, или водяной бегун или болотник (Limnobates stagnorum)

бегун по водной поверхности, отличается утолщенной булавовидной головой, сильно выпуклыми полушарообразными глазами, более длинным, нежели голова, хоботом и одинаковой величины ногами. Рот его от 6 до 12 линий. Тело голое, черно-бурое; основание головы и шейный щиток ржаво-бурые, ноги желтовато-бурые. Держится у берегов, преимущественно между растениями. Питается мелкими насекомыми, попадающими в воду.

Прыткая лягушка (Rana dalmatina)

отличается стройным телом, узкой головой и необычайно длинными задними ногами. Голос слабый. Прыткие лягушки исключительно подвижны. Они делают прыжки 1-1,5 м в длину и до 1 м в высоту. Уходя от преследования, способны совершать скачки до 3 м. Ведет сухопутный образ жизни. а зимовку уходит в середине или конце октября. Зимует зарывшись в ил на дне водоемов.

Пчеловидка обыкновенная (Eristalis tenax)

Другое название ильница или иловая муха. Взрослая муха с буроватой грудью и желто-черным пятнистым брюшком очень напоминает пчелу.

Пчеловидка, личинка (крыска)

Примечательна личинка пчеловидки, которую называют крыской. Тело личинки бочонковидное, неясно сегментированное. Последние три сегмента брюшка образуют характерный хвост — дыхательную трубку. Эти сегменты тонкие, и каждый последующий может втягиваться в предыдущий или, наоборот, быстро выдвигаться из него. На конце дыхательной трубки находятся два дыхальца, а внутри проходят две толстые трахеи. Полностью выдвинутая дыхательная трубка взрослых личинок достигает длины 12—15cm. Личинка опускается вглубь водоема, оставляя конец дыхательной трубки на поверхности воды. Окукливается личинка в почве рядом с водоемом.

Рак речной (Astacus astacus)

Обычно около 12 - 16 см в длину. Окраска изменчива. Живет в чистых водоемах; днем-в укрытиях, ночью ползает по дну в поисках пищи-мелких животных, растений и падали. В случае опасности делает резкие гребки брюшком и быстро уплывает задним концом вперед. После спаривания, осенью, (ж) заботится о потомстве-прикрепляет оплодо­творенные яйца к своим брюшным ножкам. Личинки вылупляются в мае следующего года и быстро развиваются в рачков около 1 см в длину. Загрязнение водоемов и эпидемические заболевания раков привели к снижению численности этого вида, и теперь уже нельзя сказать, что он повсюду обы­чен, как это было в прошлом.

Ранатра (род Ranatra)

Самый крупный клоп Европы-до 4 см в длину (без учета дыхательной трубки). Живет в тихих заводях. Нередко перелетает из водоема в водоем. Питается, как водяной скорпион.

Ручейник (отряд Trichoptera)

Взрослые ручейники не питаются и живут недолго. Их крылья покрыты волосками, а не чешуйками. Они способны только слизывать капли росы или дождя, а у некоторых ротовой аппарат редуцирован.

Ручейник, личинка

Кладки яиц ручейника выглядят как слизистые комочки, и прикрепляются к подводным камням или растениям. Личинка окукливается под водой в построенном ей чехлике. Для выхода имаго куколка всплывает на поверхность, действуя как веслами гребными средними ногами.

Слепень (сем.Tabanidae), личинка

Личинки чаще всего светлые веретеновидные, лишенные конечностей. Они хищники или сапрофаги — питаются водными и почвенными беспозвоночными.

Стрекоза решетчатая (Orthetrum cancellatum)

Размах прозрачных крыльев этих стрекоз с характерными черными прожилками, может доходить до 80 миллиметров, а длина вытянутого тела составлять 45 – 55 миллиметров. Этих насекомых часто можно встретить у различных водоемов, как небольших, так и значительно более крупных. Питаются эти стрекозы более мелкими насекомыми, охотясь на них прямо в воздухе.

Стрекоза стрелка изящная (Ischnura elegans)

К семейству стрелок относятся изящные стрекозки длиной до 40 мм, складывающие в покое крылья с короткой птеростигмой вдоль тела. Они обладают слабым полетом и преимущественно держатся в зарослях приводных растений. Летают днем в самые жаркие часы. Их бывает особенно много по берегам водоемов, на лету они ловят свою добычу — комаров-дергунов, настоящих кровососущих комаров и других мелких насекомых.

Стрекоза, личинки

Развитие личинок длится у разных видов от нескольких месяцев до нескольких лет. Личинки очень прожорливы, дышат трахеями, но не под­нимаются на поверхность воды за воздухом, так как в их задней кишке имеются трахейные жаб­ры. Плавают, с силой выталкивая воду из ки­шечника (принцип реактивного движения).

Тритон обыкновенный (Lissotriton vulgaris)

максимальная общая длина 89 мм (длина тела 58 мм). Весной тритоны появляются в марте-июне при температуре воды 4-6°С через 1-7 суток после пробуждения, сначала самцы, потом самки. Взрослые самцы приобретают красивый брачный наряд. Икрометанию предшествуют брачные игры. В водоемах тритоны активны почти круглые сутки, на суше днем скрываются в тенистых влажных местах в различного рода убежищах.

Тритон, головастик

Откладка икры начинается при температуре воды 4-10°С в марте-июне, причем выбираются самые теплые места водоема с достаточно густой растительностью. Самка откладывает от 60 до 700 яиц. Выклев начинается через 14-20 суток. Личиночное развитие в природе длится 50-70 суток и дольше. При выходе из яичка тритоны ног не имеют, и только впереди жабр у них находится по маленькому, с каждой стороны, в форме крючочка, придатку, с помощью которого они цепляются за предметы и держатся. Придатки эти исчезают не ранее, как с появлением передних ног, которые вырастают, в свою очередь, у них только немного раньше задних. Все эти метаморфозы достойны привлечь собой внимание любителя. Метаморфоз происходит обычно в июне-сентябре, в горах позже. Сеголетки выходят на сушу при длине тела 13-22 мм и более. Все превращение совершается в 3 месяца.

Уж обыкновенный (Natrix natrix)

очень хорошо плавает и ныряет. В июле-августе самки откладывают от 4 до 40 крупных вытянутых яиц размером 12-23 х 23-32 мм. В середине августа — начале сентября появляются молодые змеи длиной тела 110-135 мм. В период спаривания образует скопления по нескольку десятков особей. Известны коллективные кладки, откладываемые в одном из наиболее благоприятных мест несколькими самками, в таком месте можно обнаружить до 1200 яиц. Питаются обыкновенные ужи преимущественно земноводными, а также рыбами и ящерицами. Реже добычей служат мелкие млекопитающие и птицы, при этом любая жертва всегда заглатывается живьем. В случае опасности уж отрыгивает проглоченную добычу и, как правило, спасается бегством. В качестве оборонительной реакции хорошо известно также выделение ужом обладающей сильным отталкивающим запахом жидкости, которую он выбрасывает из клоаки.

Улитка водная (отряд Basommatophora)

Водные улитки питаются главным образом водорослями, соскабливая их маленьким роговым язычком с камней и растительных стеблей.

Улитка, яйца

Самки пресноводных улиток (вид Pomacea, например) откладывают кучки яиц над водой (обычно ночью). Одна самка способна отложить 200-600 яиц. Яйца улитки вида мариза (Marisa) откладывают в воде, обычно на растительности. В зависимости от температуры, инкубационный период длится 2-3 недели. Молодые улитки едят тоже самое, что и взрослые.

Улитковая пиявка

Это небольшая пиявочка (до 2-3 см) с плоским широким телом, буроватого цвета, испещренная крапинкам. Держится на подводных предметах, к которым они прикрепляются при помощи своих присосок. Не могут плавать, а лишь ползают по водным растениям и другим предметам, пользуясь своими присосками как органами прикрепления. При передвижении они медленно «шагают», наподобие гусениц, изгибая свое тело дугою. Изо рта выставляется довольно длинная трубочка — мясистый хоботок, указывающий на принадлежность этой пиявки к группе хоботных пиявок. Этим хоботком она высасывает мелких животных, покровы которых достаточно твердые. Нападает, главным образом, на моллюсков, чаще всего тушек и прудовиков.

Утка-гоголь (Bucephala clangula)

Это птица среднего размера. Вес селезня колеблется от 800 до 1400 граммов, в зависимости от сезона и степени упитанности. Вес утки несколько меньше. Местами называется дупленкой из-за его гнездования в дуплах. Гоголь отлично плавает и великолепно ныряет. Пищу добывает в основном под водой, на глубине иногда до 4 метров. Питается гоголь преимущественно животной пищей, в том числе и рыбой, с небольшим пополнением ее растительными кормами, главным образом луковицами, клубеньками и листьями водяных растений. Линяют гоголи, как и все утки, два раза в год.

Чашечка речная (Ancylus fluviatilis)

He больше 0,5 см в длину, очень изменчива как по величине, так и по форме. Предпочитает чистые текучие водоемы в гористой или холмистой местности. Питается главным образом водорослями.

Черви малощетинкоые

Длина тела от долей мм. На всех сегментах, кроме ротового, как правило, имеются щетинки, расположенные пучками. Гермафродиты; половые органы сосредоточены в нескольких сегментах тела. У представителей некоторых семейств имеется и бесполое размножение; у некоторых видов известен партеногенез. Яйца развиваются без метаморфоза. Играют важную роль в круговороте веществ в водоёмах и почвах, определяя темпы илообразования и минерализации осадков в пресных водоёмах, а в почвах влияя на их структуру и гумусообразование. Малощетинковые черви имеют большое значение для процессов самоочищения загрязнённых водоёмов; служат пищей рыб.

Черви кольчатые. кольчецы (отряд Annelida)

На мелководьях выкапывают норки до 30 см в глубину. Питаются мертвыми мелкими животными, растениями и детритом (органическими частичками, оседающими на дно), для чего высовывают из норки обычно только передний конец тела.

Червь земляной (Lumbricus terrestris)

Дождевой червь четырехгранный - Eiseniella tetraedra. 3-5 см в длину. Средняя и задняя части тела заметно четырехгранные. Поясок занимает с 22-25-го по 26-27-й сегмент. Встречается только в очень влажных местообитаниях, например в сырой земле, во влажном мху, возле водоемов. Размножается партеногенетически (девственное размножение без участия самцов). Все дождевые черви сходны по образу жизни. Они роют глубокие ходы под землей. После сильных дождей вынуждены покидать их, чтобы не задохнуться. Питаются разлагающимися растительными остатками и почвенными микроорганизмами, поэтому многие виды чрезвычайно полезны: способствуют образованию перегноя, разрыхляют, аэрируют и удобряют почву. Половозрелые черви (с пояском) взаимно оплодотворяют друг друга (гермафродиты) и откладывают коконы с яйцами. Согласно новым исследованиям, дожде­вые черви при раздражении выделяют долго действующее вещество испуга.

Чесночница обыкновенная (сем. Pelobatidae)

Своё название они получили за свой чеснокоподобный запах. Только у чесночниц зрачки вертикальные — как у кошек. Они умело прячутся под землю: на пятках есть специальные ороговевшие мозоли, и ими они могут вырыть себе яму буквально за несколько минут.

Шаровка (сем. Pisidiidae)

являются живородящими моллюсками. Яйца вынашиваются в жаберной полости, где проходят свое развитие и вылупившиеся молодые шаровки. Около 12 мм в длину, 10 мм в высоту и 7,5 мм в толщину. Самая обычная шаровка Европы. Встречается в различных водоемах, но без сильного течения.