Гамазовые клещи | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Гамазовые клещи

В природе от гамазовых клещей чаще страдают птицы-дуплогнездники, птицы-норники или виды, строящие закрытые гнезда. В таких гнездах возникают  благоприятные условиях для их размножения и развития.

Показателен такой случай. Середина июня – пора вылета птенцов из гнезда. Проверяем синичники, открываем крышку одного домика и видим, что крышка словно выкрашена изнутри в малиновый цвет. Трогаем пальцем, палец моментально окрашивается кровью. Смотрим внимательно и замечаем, как  крошечные красные шарики медленно расползаются по краям крышки. И теперь уже видно, что вся эта окрашенная поверхность шевелится, поблескивая на солнце. Сотни тысяч гамазовых клещиков, наполненных кровью, устремляются в щели гнездовья от солнечного света.

В гнезде восемь синичат. Они замерли и со страхом разглядывают человека – для них это враг. А вот армады кровососущих паразитов они не боятся и молча переносят страдания. Берем в руки одного птенца. Он тощий, перо рыхлое, не такое, как у здоровых птенцов. Кладем птенца обратно. На руке остается не менее 30-40 красных точечек. Клещей так много, что они осмеливаются сосать своих хозяев даже днем. Вынимает всех птенцов, вытряхиваем гнездо, разжигаем маленький костерок и «обжариваем» на нем синичник. На дне домика делаем гнездо из сухой травы и листьев и сажаем обратно его обитателей, предварительно обдув их, так как другого способа изгнания паразитов с тела птиц нет. Теперь птенцы благополучно дорастут и вылетят из гнезда.

Гамазовых клещей на территории России известно свыше 5000 видов. Представители некоторых из них паразитируют на птицах. Цикл развития большинства клещей этого подсемейства довольно короткий. За 6-8 суток при благоприятных условиях из яйца вырастает взрослая особь. Оптимальная температура развития 15-24 градуса Цельсия, при температуре около 40 градусов развитие прекращается, а при 45-50 градусах клещи погибают. Отсюда самый эффективный способ уничтожения клещей – обработка предметов горячей водой или паяльной лампой. Клещи весьма устойчивы к голоданию. Более года они могут жить без пищи. Прямые солнечные лучи губительны для многих видов.

Активных способов перемещения на большие расстояния гамазовые клещи не имеют. В домашние условия они могут попасть с дикими птицами, могут быть занесены ветром или с кормом и подстилкой. Оказавшись в клетке, они очень быстро размножаются и начинают сильно беспокоить птиц. Особенно часто они заводятся в домиках, сшитых из веревок, в гнездах или полых жердочках из бамбука или тростника. Обычно они нападают на насиживающих кладки птиц или птенцов.

Показателен случай с парой красных канареек. Самка была хорошей наседкой и удачно вывела несколько выводков. Но внезапно с ней что-то случилось. Днем самка  прилежно сидела на гнезде, а как наступали сумерки, соскакивала с него, начинала трясти крыльями, чистить оперение. Затем снова садилась на кладку, а минут через десять-пятнадцать снова соскакивала. Истек срок насиживания, а птенцы так и не появились – инкубация проходила ненормально. При обследовании гнезда, чтобы выяснить причину гибели кладки, в швах веревочного каркаса были обнаружены красные прожилки. Это гамазовые клещи.