Зимняк камчатский | Apus.ru Перейти к основному содержанию

Зимняк камчатский

Зимняк камчатский, или камчатский мохноногий канюк Buteo lagopus kamtschatkensis - гнездится на Камчатке и по сев. побережью Охотского моря (п-ов Тайгонос). Вероятно с ним тождественны птицы из западных частей Охотского побережья (Удской Острог, Аян, Шантарские о-ва), а также с Курильских о-вов. Как проходит граница этого подвида и предыдущего на севере Коряцкой Земли (в области Олюторского залива?) - неясно.

В негнездовое время камчатские канюки появляются вероятно в Аляске (судя по описаниям добытых там и отнесенных к восточносибирскому подвиду зимняков, Фридманн, 1934). В холодное время года этот подвид встречен, наконец, в Приморье (Вяземская, 17. X. 1910; Сиваковка, 14.Х. 1932), вероятно доходя до Манчжурии и Японии.

В отличие от других рас зимняков, зимняк камчатский встречается главным образом в лесах (Камчатка, Бергман, 1935, Аверин, 1948; о. Большой Шантар, Шульпин и Дулькейт, 1937).

Из области Охотского моря камчатские канюки улетают, появляясь там и на Камчатке в конце апреля (Шантарские о-ва; Коряцкая земля); на Камчатке встречаются в небольшом числе и зимой, хотя там отмечается и пролет (птицы из с.-в. Сибири?).

Зимняк камчатский редок на Камчатке. Сведения о нем крайне неполны. В гнезде у Кроноцкого озера, воет. Камчатка, на р. Татьяна 27 мая найдены 2 свежих яйца. Однако, на о. Большой Шантар еще в последней трети июля кладка из 6 насиженных яиц. Окраска яиц типичная для вида, с крупными и мелкими темнобурыми пятнами по охристому фону.

Гнезда камчатского зимняка расположены на деревьях-тополях, лиственницах и др. (Камчатка); на п-ове Тайгонос гнездо на скале (Дементьев, 1941). Не вылетевший еще из гнезда выводок из 5 оперенных молодых наблюдался 13 августа (Бергман). В гнезде на п-ове Тайгонос 4 августа было два птенца с короткими крыльями и остатками пуха.

Вполне развитые летные молодые на Камчатке наблюдались в августе.

У взрослого самца 4 августа сменились 7-е и 8-е маховые, 6-е выпало, растут средние рулевые и свежее мелкое перо. Около середины октября добыты взрослые, закончившие линяние.

Питание, как у других рас, главным образом мелкие грызуны. На Камчатке отмечены полевки, землеройки, молодые зайцы, на о. Большой Шантар красная полевка Clethrionomys rutilus, в Коряцкой Земле лемминги и полевки; из птиц - белая куропатка (Аверин, 1948). Отмечена зависимость между численностью зимняков и полевок.

Как у других рас зимняка восточного полушария, быть может немного крупней. Вес самца 900, самок (2) 1050, 1209 г. Крыло самцов (4) 420-445, самок (4) 447-483, в среднем 435 и 468,3 мм.

Зимняк камчатский хорошо отличается от восточносибирского канюка более темным цветом, интенсивно черноватым с большим развитием темного рисунка у взрослых, меньшим развитием белого цвета у молодых. В этом отношении походит на европейский подвид, но все же пестрей его и с большим развитием поперечного рисунка (сероватого в свежем оперении) на спинной стороне тела. По окраске таким образом камчатский канюк приближается в известной степени к североамериканскому подвиду В. l. sanctiiohannis, также окрашенному темней и ярче, чем B. l. menzbieri. Однако у камчатского канюка нет свойственной американскому темнобурой меланистической вариации или фазы окраски, и к тому же американские зимняки меньше по размерам азиатских, чего о камчатских сказать нельзя.
Источник: enciptic.ru